Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:20, шпаргалка

Описание работы

Предмет- механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). «Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Работа содержит 1 файл

педагогическая психология.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности. Во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу: необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуацию к учебной, поставив это как специальную задачу.

     Следует учитывать, что в интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, обусловленные развитием самостоятельного мышления, активности, творческого подхода к решению задач. Творчество -деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Все это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

     Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения  и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости - все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка».

     На  эффективность коррекционной работы по развитию воли влияют особенности волевого поведения, саморегуляции в подростковом возрасте. Объясняя причины «волевой слабости» подростков Л.С.Выготский говорил, что «для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели». Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы, что и обусловливает быструю и неоправданную с точки зрения наблюдателя их смену. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток в воображении достигает желаемого и эмоционально уже переживает ее достижение. Нередки также случаи, когда школьник ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать для ее достижения, но затем, столкнувшись с трудностями или по какой-то другой причине потеряв к этому интерес, меняет цель и соответственно бросает все, а на вопрос взрослого «Почему?» совершенно искренне отвечает, что ему теперь это не нужно.

     Кроме того, для подростка очень важна  эмоциональная значимость цели. Именно этим объясняется то, что, признавая роль организованности, необходимость выполнять свои обязанности и даже ставя перед собой задачу, он как правило, очень быстро отказывается от этого намерения. Особенно отчетливо это проявляется в том случае, если для достижения такой цели следует пренебречь чем-то занимательным.

     Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует развития того, ради чего должно осуществляться волевое  поведение, а именно ради усиления цели. Для практического психолога  это означает, что такую работу не следует проводить в ходе каких-либо специальных занятий, ее надо непосредственно включить в повседневную жизнь подростка. Развивать его волевое поведение нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. 

25.Старшеклассник  как субъект учебной  деятельности.

Старшеклассник (период ранней юности с 15—16 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней  школы в старшие классы или новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. П. П. Блонский считает, что «... юность, т. е. продолжение роста и развития после полового созревания является далеко не общим достоянием: у находящихся в неблагоприятных условиях развития народов... рост и развитие заканчивается вместе с половым созреванием. Таким образом, юность не есть вечное явление, но составляет позднее, почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества.»

     Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем. Поэтому содержание учебных предметов должно совпадать с профессиональными интересами. Например, базовый курс английского языка должен быть насыщен лексикой, отражающей современные реалии и укрепляющей связь курса иностранного языка с жизнью. Перестраивание базового и продвинутого курсов иностранных языков на курсы подготовки к успешной сдаче экзаменов на Бизнес Сертификаты (1 и 2 ступени) мирового стандарта создает необходимые конкретные условия для успешного решения старшеклассниками одного из конкретных вопросов ранней юности: «кем быть?». Поскольку юношам и девушкам свойственно рассматривать выбор своего жизненного пути как своего рода вывод из анализа потребностей своей личности и её возможностей, то организация курса, обеспечивающего активизацию развития личности с одной стороны, и подготавливающего для успешной сдачи экзамена в ВУЗ или на сертификат мирового стандарта, с другой стороны, облегчает определение жизненного пути старшеклассниками.

     Цель  получения Бизнес Сертификата (первого, а ещё лучше второго уровня) до окончания средней школы, придает изучению иностранных языков 2 новых параметра: «валентность» (в результате чего объединяются ценностная насыщенность эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего) и «определенность будущего», характеризующая смысловое будущее старшеклассника. Реализация данной цели завершает самоопределение человека, его подготовку к вступлению на самостоятельный жизненный путь.

     Развитие  интеллекта старшеклассников как совокупности сенсорно-перцептивных, мнемологических и аттенциозных функций

     Преподавателю группы старшеклассников нужно учитывать  новообразование данного возраста: учебная деятельность всё более  явно «уходит» от положения ведущей  деятельности и становится лишь средством  реализации жизненных планов. Познавательные интересы всё больше связываются с определенными учебными предметами (гуманитарными или точными науками). Старшеклассники активно пополняют свои знания путем посещения дополнительных курсов, лекций, участия в олимпиадах, самостоятельного чтения, использования интернета.

     Старшеклассники сохраняют свой познавательный интерес  даже тогда, когда они вынуждены  перейти от «любимого» учителя к  другому. Однако всё же личность самого учителя играет очень большую  роль в возникновении и сохранении определенных познавательных интересов даже у старшеклассников.

     Ряд новых существенных особенностей приобретает  и мышление старшеклассников. Для  них характерен интерес к теории, к выявлению существенного, основного, общего в изучаемом, иногда даже в  ущерб усвоению конкретных знаний. Усиливается тенденция к доказательности, использованию развёрнутых умозаключений, логической аргументации. Старшеклассники оперируют всеми возможными видами суждений и стремятся к точности словесного выражения мысли, к хорошей литературной форме высказываний. Старшеклассники особенно ценят самостоятельность, убедительность, доказательность и логичность суждений как признак развития ума и как свидетельство того, что знания не зазубрены, а усвоены сознательно.

     Характер  обучения старшеклассников (работа с аутентичными текстами для аудирования и чтения, разработка проектов, написание многочисленных эссе, защита своей точки зрения на иностранном языке) способствует развитию их теоретического мышления. Творческие задания развивают их самостоятельность, умение принимать решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать.

     Продолжается  развитие воображения как творческого, так и воссоздающего. Качественные изменения воссоздающего воображения  связаны с накоплением старшеклассниками жизненного опыта, со всё более возрастающим запасом представленной памяти. Усиливается самоконтроль старшеклассников за деятельностью воображения при воссоздании образов, схем, смысловых связей и форм. В результате образы воссоздающего воображения становятся более точными и полными.

     У старшеклассников, не имевших опыта  включения в активную мыслительно-коммуникативную  деятельность, отсутствуют навыки структурной  организации, комплексирования, систематизации индивидуального опыта за счет его  расширения, дополнения, внесения новой информации. Чтобы старшеклассник был способен полноценно усваивать компетенцию владения иностранными языками, преподавателю необходимо как параллельно с учебным курсом, так и через учебное общение корректировать следующие причины, препятствующие формированию интеллекта юношей и девушек:

задержку  развития теоретического мышления;

отсутствие  навыков и приемов смысловой  памяти;

маленький объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и проч.);

нереалистичность  воображения, оторванность от практики;

высокий уровень личностной тревожности;

чрезмерное  преобладание первой или второй сигнальной системы (художественный или мыслительный тип);

несформированность  волевой сферы.

Развитие мнемологических функций

     Как и на всех возрастных этапах, известную  роль в развитии личности старшеклассников играет непроизвольное запоминание. Специально проведенные эксперименты, построенные  таким образом, что один и тот  же материал то служил предметом деятельности учащихся, то был объектом пассивного восприятия, показали, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от интенсивности умственной работы учащихся, в которую оно включено. Поэтому включение того, что запоминается, в такую деятельность школьника, как цепочки ролевых игр, разработка проектов, обучающее общение с товарищами по группе, аналитические игры (лото, домино, карты, крестики-нолики) на составление синонимических рядов является одним из важнейших условий непроизвольного запоминания в старшем школьном возрасте.

     Непроизвольное  запоминание старшеклассников приобретает  специфический характер в связи  с тем, что у них проявляются  учебные и профессиональные интересы. Все то, что вызывает у старшеклассника  яркий эмоциональный отклик, что связано с удовлетворением его потребностей и интересов, с его деятельностью, запоминается непроизвольно, часто оставляя след на всю жизнь. Однако механическое заучивание в ранней юности — редкое явление, к нему прибегают только в тех случаях, когда необходимо дословное, буквальное заучивание терминов, грамматических форм, слов. Для старшеклассников характерно преобладание произвольной памяти. Они особенно ценят такое запоминание, при котором проявляется острота ума, способность чувствовать проблему, умение отделить главное от второстепенного, систематизировать материал, ввести что-то свое, дать самостоятельную словесную формулировку того, что запомнилось.

     Можно сказать, что именно в старшем  школьном возрасте при условии полноценного развития учащиеся овладевают своей памятью, сознательно подчиняя организацию запоминания познавательной задаче. Заучивая, старшеклассники постоянно сопоставляют новое с уже известным, систематизируют материал, Их память обогащается новыми знаниями о природе и обществе, они учатся рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, «смотреть в корень».

     Произвольное  запоминание старших школьников будет наиболее продуктивным, если при их запоминании специально указывать, что именно они достигнут в  итоге запоминания. Продуктивность запоминания увеличивается так же и при использовании таких приемов рационального заучивания как: сравнение, соотнесение запоминаемого с чем-либо известным, способствующее четкому осознанию характерных особенностей того, что запоминается; образные сравнения, составленные из имеющихся знаний старшеклассника, чтобы оперевшись на них, лучше запомнить материал; мысленное связывание объектов, являющихся предметом запоминания; смысловые связи, позволяющие выявить сложные внутренние отношения между объектами. Так, например, большинство старшеклассников пользуются установление смысловых связей как приемом запоминания при усвоении фразовых глаголов. В этом случае разнообразные значения предлогов запоминаются вместе, в структуре. Понимание внутренних, существенных связей значений предлогов становится важнейшим условием запоминания фразовых глаголов; расчленение материала на части и объединение их в одно целое,, произведение смысловой группировки того, что запоминается; Преподавателю нужно учитывать, что старшеклассники хорошо имеют разбивать материал на части, но испытывают затруднение в объединении и группировке частей. Этому их надо учить

Информация о работе Педагогическая психология