Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:20, шпаргалка

Описание работы

Предмет- механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). «Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Работа содержит 1 файл

педагогическая психология.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

 Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты» [129, с. 30—34].

 Каждый  из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом :

 — стиль  увлеченности педагога совместной с  учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения  учителя к своему делу, к своей профессии;

 — стиль  дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми» [

 — стиль  общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;

 — стиль общения — устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

 На  основе анализа доминирования каждого  из приведенных стилей в поведении (деятельности) учителя В.А. Кан-Калик  рассматривает восемь моделей.

 Стиль педагогической деятельности есть ее интегративная характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя (преподавателя), что наиболее полно выражается в четырех типах стиля труда учителя, по А.Я. Никоновой, А.К. Марковой. 

13. Понятие, виды  и функции общения.

     Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

     Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные  (связанные с приемом и передачей  информации, познанием людьми друг  друга);

2) регуляционно-коммуникативные  (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные  (они связаны с эмоциональными  сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению  коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию  или отсутствию какого-либо опосредующего  «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки  зрения формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки  зрения письменной и постоянной  позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки  зрения количества участников  – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки  зрения обстановки общения и  взаимоотношений     общающихся – частное-официальное,

7) с точки  зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру  передоваемого содержания –  информативное-фатическое.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой. 

14. Стороны общения.

  Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон : коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При  этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

  Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит  во взаимном обмене информацией между  партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным  средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

  Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

  Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения  есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

  Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах  и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

  Прежде  всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а именно обменивается.

  Обратная  связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение  коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.  

15. Сущность и цели  воспитания.

     Сущность  воспитания заключается в организованном и целеустремленном воздействии на сознание.

     Цель  воспитания в широком смысле состоит  во всестороннем, направленном совершенствовании  личности, в результате которого у  человека формируется мировоззрение. Убеждения, желания и потребности  людей проявляются в любом  виде деятельности и поведении.

     Воспитание  начинается при первых проблесках сознания у ребенка. Оно выражается в том, что ему внушают понятия о  плохом и хорошем, о том, что можно  и чего нельзя, объясняют смысл  того или иного явления, причины  происхождения этого явления и т.д. Из окружающей среды он черпает своё мировоззрение, мораль и прочие основы поведения.

Различные явления, происходящие в природе  или обществе, производят на человека то или иное впечатление и таким  образом воздействуют на его сознание.

Влияние нужно понимать как последствие воздействия на сознание человека. Оно выражается в непроизвольном изменении образа мышления, убеждений, желаний, потребностей и, следовательно, в соответствующем изменении поведения и проявлений любого вида деятельности.

     Влияние окружающей среды неизбежно. Сущность же организованного влияния – воспитания – основана на внушении и присущих человеку свойствах – внушаемости и подражании. Внушение нужно рассматривать как воздействие на человека извне в отличие от самовнушения.

     Внушение осуществимо при условии определенного состояния и направленности воли и участия сознания воспитанника. Основную роль в получении большего эффекта от внушения играет настроенность, отношение воспитанника к содержанию внушаемого. Оппозиционная или согласная, а также индифферентная настроенность воспитанника к содержанию внушаемого определяет соответственно отрицательный или положительный результат воздействия. Доверие, полное отсутствие сомнений у воспитанника к содержанию внушаемого обеспечивает желаемое влияние. Нежелание воспитанника воспринимать внушаемое исключает либо существенно затрудняет возможность влияния на него. Повторение воздействия при этом способно иногда вызвать противоположную реакцию. Так будет продолжаться, пока воспитатель не сумеет изменить, преодолеть это нежелание воспитуемого.

     Внушение  при индифферентной настроенности  у воспитанника всё же оказывает  на него влияние, которое усиливается  при желании воспитанника воспринять внушаемое.

     Воспитание  – это организованное целеустремленное воздействие более опытного человека – воспитателя на воспитанника. На протяжении всей жизни воспитание остается всегда основной направляющей силой, воздействующей на личность.

Самовоспитание  – это средство самосовершенствования  личности. Оно является самостоятельным видом воздействия. Обучая, нужно добиться не только умения самосовершенствоваться, но и привить к этому вкус. Только в этом случае можно считать человека подготовленным к самостоятельному целенаправленному совершенствованию путем упорного повседневного упражнения. Самовоспитание дает человеку неограниченные возможности для совершенствования. Однако в жизни мы видим, что неизбежное влияние окружающего нас мира продолжается до конца наших дней. Это обстоятельство вызывает необходимость воспринимать это воздействие путем организованным, путем воспитания. 

16. Методы и средства  воспитания.

Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие. Особенности, достоинства и недостатки каждого из методов воспитания. Необходимость комплексного применения средств воспитания. Особое воспитательное значение различных способов психотерапевтического воздействия, его виды и возможности.

Методы  воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром.

Методы воспитания - способы, пути решения задач воспитания.

Существует 5 методов воспитания: убеждение, упр-ие, пример, поощрение, наказание. 3 группы методов:

1.методы  формирования познания (убеждение): объяснение, разъяснение, внушение.

2. методы  организации деят-ти (упр-ие): упр-ие, приучение, поручение,

3.методы  стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Приемы воспитания - отдельное действие, напр-е на достижение цели (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).

Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).

Современные технологии:

1. Воздействуют  на воспит-ка по трем направлениям -на сознание, чувства и поведение;

2. ед-во  воспитания (внешнего пед воздействия)  и самовоспитания личности;

3. Сот-во  семьи и школы; 

4. Воспитание  через систему конкретных воспит-ых  дел. Методы воспит-я.: рассказ,  объяснение, беседа, упраж-е, приучение, соревнование, поощрение, наказание. 

17. Психологические  теории воспитания.

     Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Информация о работе Педагогическая психология