Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:20, шпаргалка

Описание работы

Предмет- механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). «Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Работа содержит 1 файл

педагогическая психология.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

   2. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

   В это время педагогическая психология оформляется в самостоятельную  отрасль. Проводятся первые экспериментальные работы в этой области. Ученые Франции, России, США разрабатывают специальные педагогические системы (например, система М.Монтессори, Вальдорфская педагогика), открывают лаборатории, на базе которых изучают физические, душевные способности ребенка, методы преподавания учебных дисциплин, отрабатывают методики отбора детей в специальные школы для умственно-отсталых детей.

   В этот период развивается тестовая психология, психодиагностика, которая начала использоваться для контроля знаний и умений обучающихся, а также управления учебным процессом, разработкой программ.

   Данный  этап характеризуется формированием  особого психолого-педагогического  направления - педологии (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Высотский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

   В педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками. Были предприняты попытки научной рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретического осмысления. Реализация этих начинаний развернулась в третьем периоде.

   3. Третий этап - с середины XX в. и  до настоящего времени. Основанием  для выделения этого этапа  служит создание целого ряда  собственно психологических теорий  обучения, т.е. разработка теоретических  основ педагогической психологии. Рассмотрим более подробно каждый из названных этапов развития педагогической психологии.

   В этот период создается целый ряд  собственно психологических теорий обучения, т.е. разрабатываются теоретические  основы педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х годах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой - соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и др. о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П. Влонский, С.Л. Рубинштейн). В 50-е годы появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л.В. Занкова.

   Все многообразие этих теоретических разработок было направлено на решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества к системе обучения (или учения, учебной деятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений выявились и общие проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др. 

   5. Общая характеристика  методов исследования  педагогической психологии

   Принято выделять  в  психологии  три  уровня методологического анализа

      - Общая методология - философский  подход к анализу явлений действительности

      - Частная  (специальная)  методология   обеспечивает  конкретную реализацию  общефилософских подходов в виде  методологических принципов применительно  к объектам психологического исследования.

      - Совокупность  конкретных  методов,  методик  и  процедур  в   психолого-   педагогических исследованиях.  Именно этот уровень непосредственно  связан с практикой исследования.

      Педагогическая психология используется  все те методы, которые  есть  в арсенале  других  отраслей  психологии  (психологии   человека,   возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос,  эксперимент  и т.д.

      Кроме общих методов в педагогической  психологии есть  еще  специальные  методы:

      - психолого-педагогический  эксперимент   и специальное  психолого-педагогическое  тестирование,   предназначенное   для определения степени обученности  и воспитанности ребенка. 

      Особое  место  среди прочих методов занимает психолого-педагогический    эксперимент - исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей  целью – для установления  эффекта  тех  или  иных  педагогических  воздействий  на ребенка.

      Все методы, используемые в педагогической  психологии делятся на:

      - организационные (они касаются целей, содержания,  структуры,  организации проводимых исследований, их состава и подготовки).

      - процедурные (касаются форм реализации  проводимого исследования в целом   и его отдельных частей).

      - оценочные (включают в себя  способы  психолого-педагогического оценивания результатов исследования).

      - методы сбора данных и обработки  (методы,  с  помощью  которых   собираются необходимая информация  о испытуемом; методы, служащие для   преобразования первичных  качественных  и  количественных  результатов  исследования в теоретические   и   практические   психолого-педагогические   выводы    и   рекомендации).

      - психологическое    консультирование     и     психологическая     коррекция. Психологическое консультирование - оказание устной  помощи  ребенку  в  виде советов  и  рекомендаций  на  основе  его  предварительного  обследования  и знакомства с теми проблемами, с  какими  он  столкнулся  в  процессе  своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями  или людьми, участвующими в его обучении  и  воспитании  (носит  рекомендательный характер).

      Коррекция  предполагает  непосредственное  педагогическое  воздействие

психолога   на   заинтересованное   лицо    (методы    психотерапевтического

воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка).

Все методов, имеют   цель  оказание прямого  практического  психологического   воздействия   на   ребенка.    

6. Классификация методов  исследования психологической  деятельности

Методы исследования в психологии

Основные 

Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.; 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их мене естественными. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятною для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Определенными недостатками наблюдения как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Наблюдение не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.  

Эксперимент – один из основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого оператора. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие  разновидности эксперимента, как  лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др..

При проведении эксперимента большое значение имеет  правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов – и изменения характера влияние одной из переменных в зависимости от значения другой. Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого.

       - Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.    Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей.

Однако  наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам.

     Естественный эксперимент – особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет изучит психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

            Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

Сущность  этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому  заранее подготовленные и тщательно  продуманные вопросы, на которые  тот отвечает (устно - в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Материал  бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и  контролируется другими методами, в частности наблюдением.

Тесты. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой  специальное задание или систему  заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование  предполагает, что обследуемый выполняет  определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. – в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование – право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

   Опрос – метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы. Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

7. сущность и структура  педагогической деятельности

     Сущность  и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Особенно  перспективным принято считать  направление, связанное с применением  принципов системного подхода к  анализу и построению моделей  педагогической деятельности.

     Система - это совокупность множества взаимосвязанных  элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

структурные составляющие педагогической системы:

     1) субъект педагогического воздействия;

     2) объект педагогического воздействия;

     3) предмет их совместной деятельности;

     4) цели обучения и

     5) средства педагогической коммуникации.

     указанные компоненты составляют систему. Попробуем  убрать один из них - и сама педагогическая система тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих.

     структурные компоненты педагогической системы  находятся как в прямой, так  и в обратной зависимости Центральная  научная задача педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

     пять  функциональных компонентов:

     1) гностический - (от греч. gnosis - познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

     2) проектировочный - включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

     3) конструктивный - это особенности  конструирования педагогом собственной  деятельности и активности учащихся  с учетом ближних целей обучения  и воспитания (урок, занятие, цикл  занятий).

     4) организаторский - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся

     5) коммуникативный - это особенности  коммуникативной деятельности преподавателя,  специфика его взаимодействия  с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей. 

8. Педагогическая направленность. Понятие и структура

     Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". Личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.

     Можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности:

     - эмоционально-ценностное отношение  к профессии учителя, склонность  заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной  профессии (Маркова А.К., 1993;; Коломинский  Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А  и др.);

     - профессионально-значимое качество  личности учителя или компонент  педагогических способностей (Ф.Н.  Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин;  А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П.  Симонов и др.);

     - рефлексивное управление развитием  учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).

     А.К. Маркова Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.

     Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

Информация о работе Педагогическая психология