Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:20, шпаргалка

Описание работы

Предмет- механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). «Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).

Работа содержит 1 файл

педагогическая психология.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Развитие  аттенционных функций старшеклассников Развитие всех видов и свойств  внимания связано с мотивацией их деятельности. Устойчивость и сосредоточенность произвольного внимания старшеклассников определяются их стремление к достижению поставленной перед ними цели. Расширение объема внимания обуславливается развитием умения связывать изучаемое в систему.

     Специфичным для старшеклассников становится то, что они все более осознают зависимость успеха деятельности от правильной организации переключения внимания. Существенным для деятельности старшеклассников остается и переключение внимания, требующее усилий, т. е. возникающее в тех случаях, когда, нужно перейти от интересного дела к менее интересному. При работе со старшеклассниками уже не требуется частого переключения. Однако переключение внимания как своеобразный «отдых в действии», предполагающий чередование более легких и более трудных умственных и практических задач, остается необходимым условием поддержания работоспособности у старшеклассников.

     Для старшеклассников постепенно становится характерным умение распределять внимание при восприятии нового материала, например, когда необходимо одновременно слушать объяснение учителя и вест его запись (как подробную, так и краткую — в виде тезисов или плана). Так же возрастает распределенность внимания и в процессе творческих заданий: старшеклассники успешно распределяют внимание, одновременно следя и заходом развития ролевой ситуации (т. е. содержанием), и за формой выражения мысли.

     При наличии общей организованности личности, у старшеклассника вырабатывается привычка быть внимательным, особенно к наукам, связанных с дефференцированностью  из интересов. Специфическая избирательность внимания представляет собой условие для возникновения глубоких, прочных знаний именно в той области, которая наиболее привлекает старшеклассника и с которой связана его жизненная перспектива. Избирательность внимания при наличии дифференцированных интересов приводит к тому, что у старшеклассников увеличивается роль послепроизвольного внимания. Характерно при этом, что послепроизвольное внимание в юношеском возрасте возникает не только эпизодически, когда при значимости задачи возникает на какой-то отрезок времени и увлечение, но и постоянно в том случае, когда деятельность старшеклассника относится к предмету его специального интереса.

     Вместе  с тем особенности личности проявляются  и в особенностях послепроизвольного внимания. Для молодых людей, определивших свои жизненные интересы, все, что связано с этой перспективой, является предметом их неустанного внимания, главным образом в его послепроизвольном виде. На уроках по любимому предмету, на дополнительных курсах, при самостоятельной творческой деятельности такие старшеклассники способны работать не отвлекаясь, с головой уходя в захватившее их дело.

     Но  бывает и так, что послепроизвольное  внимание проявляется у некоторых  старшеклассников эпизодически в связи  с кратковременным увлечением чем-либо, и не становится их характерной особенностью, не связывается с их более постоянным, устойчивым, определившимся интересом. В таких случаях преподавателю необходимо работать с мировоззрением учащихся, соотнести близкие, непосредственные задачи с далекими перспективами, мотивировать волю учащихся к достижению поставленной цели.

     В ранней юности повышается физическая работоспособность, выносливость организма, наступает период спокойной работы всего организма. Вместе с тем  следует отметить, что в юношеском возрасте бывают случаи отступления от нормы физического развития, например, несколько замедленное половое созревание, в результате чего некоторые девушки и юноши по своему внешнему физическому облику отличаются от сверстников. Отклонения в физическом развитии и могут привести к тому, что появляется опасность разного рода нервных и сердечных заболеваний в юношеском возрасте. Для предотвращения этого необходимо разумно укреплять общее состояние здоровья, особенно через физическую тренировку и закаливание организма.

     Головной  мозг и его высший отдел — кора — анатомически уже сформированы. Однако функциональное развитие коры продолжается. Юность- время расцвета физических сил, если организм молодого человека получает всё ему необходимое. Сопротивляемость организма в этот период очень велика. Прилив физических сил в ранней юности переживается личностью как состояние подъема, напряжения, как неудержимый порыв к действию. В годы ранней юности особенно усиливаются способности и стремление к самовоспитанию. Старшеклассники начинают всерьез задумываться над особенностями своего субъективного, или, по словам поэта Е. Евтушенко «тайного, личного мира», над своим местом среди людей. У юношей и девушек появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Для этого старшеклассникам необходимы конкретные психологические знания о самом себе, об «устройстве» и законах работы того сверхсложного «механизма» (а это собственная психика, собственный внутренний мир). Самопознание — первый шаг к самовоспитанию. Человек внимательно всмотрелся в самого себя, и то, что он увидел, ему не понравилось. В результате намечается программа самоулучшения, появляется самоотчет о её выполнении, самопроверка, выводы об успехах и неудачах. Мотивом этой деятельности может быть стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, пример товарища, мечта быть похожим на любимого литературного героя.Формирование мировоззрения требует активной работы личности над собой в течение длительного времени. Для старшеклассника характерна потребность стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассников в: недостаточном уровне самостоятельности; неадекватности самооценки и уровня притязания; несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеалов; отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений; сохранении подросткового негативизма; неудовлетворенности собой; Очень важно развить у школьников тонкий эстетический вкус, умение ценить действительно прекрасное в жизни и искусстве. При умелом руководстве старших удовлетворение эстетических потребностей может стать могучим стимулом формирования всесторонне развитой личности. Старшеклассники любят рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать музыку, увлекаются чтением поэтических произведений и пробуют писать сами. Многие юноши и девушки охотно занимаются музыкой, рисованием, увлекаются драматическим искусством. Человеческие поступки, произведения искусства и литературы, природа — все это вызывает в ранней юности сильные и глубокие эстетические чувства. В эстетических переживаниях старшеклассников много лиризма, поэтичности при восприятии живописи, музыки, поэзии. Многие старшеклассники пишут стихи «для себя», открываясь в этом только близким друзьям, само поэтическое творчество доставляет им большое эстетическое наслаждение. Особое место в жизни старшеклассников занимает «дружба-сопереживание» или «лирическая дружба». От друзей в юности требуется единая целеустремленность, родство интересов, вкусов, взглядов, а также чуткость, отзывчивость, верность и честность. С другом делятся личными, интимными переживаниями, впечатлениями и мыслями. От друга нельзя иметь секретов. Отношения друзей отличаются сердечностью, эмоциональностью, стремлением поддержать друга, особенно в трудную минуту. Новым в эмоциональной жизни старшеклассников является переживание чувства первой юношеской любви. В ранней юности человек полон мечтаний о большой, серьезной, красивой любви. Интересная жизнь понимается как жизнь, окрашенная чувством любви. Это чувство побуждает молодых людей излить свои переживания в дневниках, стихах, письмах, побуждает к деятельности, творчеству, к самовоспитанию.

Однако  когда любовь в юношеском возрасте подменяется нездоровым любопытством, побуждающим «пережить неизведанное», то она лишается своей романтической  окраски, становится «приземленным», низменным  переживанием и не играет положительную  роль в духовном развитии молодых людей. Первая юношеская любовь будет ярким и возвышенным чувством, если юноша и девушка сохраняет необходимую чистоту. В юношеском возрасте происходят изменения и в формах проявления чувств. Старшеклассники преодолевают непроизвольность, импульсивность эмоций. Внешнее выражение чувств все более регулируется в соответствии с укрепившимися нормами поведения. Слово и интонация становятся средством выражения чувств и средством воздействия на чувства других. Старшеклассники делаются более внимательными к выражению чувств других людей, но менее подвержены «заражаемостью» чувствами. Чувства старшеклассников становятся все более стойкими, реже возникают чувства, носящие ситуативный характер, реже происходит быстрое чередование переживаний. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям: появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта, так же как и отрицательные чувства: антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенного вида занятиям. Испытывая самые различные чувства — морального негодования, сочувствия другому, душевный подъем от хорошо выполненного дела, от хорошего поступка, радость эстетического переживания, испытывая волнение, грусть, радость первой любви, старшеклассник в силу большой эмоциональной впечатлительности приобретает тот опыт, тот «фонд» эмоциональных переживаний, который будет иметь значение для его дальнейшего развития после окончания школы. У старшеклассников могут возникать следующие трудности в процессе взаимодействия в семье, учителями и сверстниками: несформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость); неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви; преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости; излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью; проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими. В ранней юности развиваются такие черты волевой активности, как решительность, смелость, инициативность, критичность и самокритичность. Особенно повышаются выдержка и самообладание, умение владеть своим темпераментом, в частности, усиливается контроль за движениями и жестами, в силу чего старшеклассники внешне становятся подтянутыми.

Однако  преподавателю нужно учитывать, что в ранней юности есть свои особенности  в волевой сфере. Для значительного  числа старшеклассников характерно наличие той воли, которую можно  назвать волей — порывом, но не всегда развита воля — упорство, настойчивость, стремление преодолевать трудности при достижении намеченных целей. 

26.Студент   как субъект  учебной деятельности.

Студенчество  – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI–XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями профессиональными умениями, занятых, как предполагается усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основным направлением обучения для студенчества является контекстное.

В социально-психологической  характеристике студенчества важно  также учесть, что этот этап развития его жизни соотносится с формированием  относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе.

Являясь репрезентантом студенчества, студент  выступает в качестве субъекта учебной  деятельности, которая, прежде всего, определяется мотивами. Как отмечалось выше, два  типа мотивов характеризуют преимущественно  учебную деятельность – мотивация  достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии (А. А. Вербицкий, Т. А.Платонова). Существенным показателем студента – субъекта учебной деятельности – служит его умение выполнять все ее виды и формы. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в h_0diбольшинстве случаев записывается только 18–20% лекционного материал). Они не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). На материале конкретно-социологического исследования было показано, что 37,5% студентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремятся к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не идет хорошо. Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на I курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентаций студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для преподавателя необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе. 

Информация о работе Педагогическая психология