Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:20, шпаргалка
Предмет- механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). «Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).
Развитие аттенционных функций старшеклассников Развитие всех видов и свойств внимания связано с мотивацией их деятельности. Устойчивость и сосредоточенность произвольного внимания старшеклассников определяются их стремление к достижению поставленной перед ними цели. Расширение объема внимания обуславливается развитием умения связывать изучаемое в систему.
Специфичным для старшеклассников становится то, что они все более осознают зависимость успеха деятельности от правильной организации переключения внимания. Существенным для деятельности старшеклассников остается и переключение внимания, требующее усилий, т. е. возникающее в тех случаях, когда, нужно перейти от интересного дела к менее интересному. При работе со старшеклассниками уже не требуется частого переключения. Однако переключение внимания как своеобразный «отдых в действии», предполагающий чередование более легких и более трудных умственных и практических задач, остается необходимым условием поддержания работоспособности у старшеклассников.
Для старшеклассников постепенно становится характерным умение распределять внимание при восприятии нового материала, например, когда необходимо одновременно слушать объяснение учителя и вест его запись (как подробную, так и краткую — в виде тезисов или плана). Так же возрастает распределенность внимания и в процессе творческих заданий: старшеклассники успешно распределяют внимание, одновременно следя и заходом развития ролевой ситуации (т. е. содержанием), и за формой выражения мысли.
При
наличии общей организованности
личности, у старшеклассника
Вместе с тем особенности личности проявляются и в особенностях послепроизвольного внимания. Для молодых людей, определивших свои жизненные интересы, все, что связано с этой перспективой, является предметом их неустанного внимания, главным образом в его послепроизвольном виде. На уроках по любимому предмету, на дополнительных курсах, при самостоятельной творческой деятельности такие старшеклассники способны работать не отвлекаясь, с головой уходя в захватившее их дело.
Но бывает и так, что послепроизвольное внимание проявляется у некоторых старшеклассников эпизодически в связи с кратковременным увлечением чем-либо, и не становится их характерной особенностью, не связывается с их более постоянным, устойчивым, определившимся интересом. В таких случаях преподавателю необходимо работать с мировоззрением учащихся, соотнести близкие, непосредственные задачи с далекими перспективами, мотивировать волю учащихся к достижению поставленной цели.
В ранней юности повышается физическая работоспособность, выносливость организма, наступает период спокойной работы всего организма. Вместе с тем следует отметить, что в юношеском возрасте бывают случаи отступления от нормы физического развития, например, несколько замедленное половое созревание, в результате чего некоторые девушки и юноши по своему внешнему физическому облику отличаются от сверстников. Отклонения в физическом развитии и могут привести к тому, что появляется опасность разного рода нервных и сердечных заболеваний в юношеском возрасте. Для предотвращения этого необходимо разумно укреплять общее состояние здоровья, особенно через физическую тренировку и закаливание организма.
Головной мозг и его высший отдел — кора — анатомически уже сформированы. Однако функциональное развитие коры продолжается. Юность- время расцвета физических сил, если организм молодого человека получает всё ему необходимое. Сопротивляемость организма в этот период очень велика. Прилив физических сил в ранней юности переживается личностью как состояние подъема, напряжения, как неудержимый порыв к действию. В годы ранней юности особенно усиливаются способности и стремление к самовоспитанию. Старшеклассники начинают всерьез задумываться над особенностями своего субъективного, или, по словам поэта Е. Евтушенко «тайного, личного мира», над своим местом среди людей. У юношей и девушек появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Для этого старшеклассникам необходимы конкретные психологические знания о самом себе, об «устройстве» и законах работы того сверхсложного «механизма» (а это собственная психика, собственный внутренний мир). Самопознание — первый шаг к самовоспитанию. Человек внимательно всмотрелся в самого себя, и то, что он увидел, ему не понравилось. В результате намечается программа самоулучшения, появляется самоотчет о её выполнении, самопроверка, выводы об успехах и неудачах. Мотивом этой деятельности может быть стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, пример товарища, мечта быть похожим на любимого литературного героя.Формирование мировоззрения требует активной работы личности над собой в течение длительного времени. Для старшеклассника характерна потребность стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассников в: недостаточном уровне самостоятельности; неадекватности самооценки и уровня притязания; несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеалов; отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений; сохранении подросткового негативизма; неудовлетворенности собой; Очень важно развить у школьников тонкий эстетический вкус, умение ценить действительно прекрасное в жизни и искусстве. При умелом руководстве старших удовлетворение эстетических потребностей может стать могучим стимулом формирования всесторонне развитой личности. Старшеклассники любят рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать музыку, увлекаются чтением поэтических произведений и пробуют писать сами. Многие юноши и девушки охотно занимаются музыкой, рисованием, увлекаются драматическим искусством. Человеческие поступки, произведения искусства и литературы, природа — все это вызывает в ранней юности сильные и глубокие эстетические чувства. В эстетических переживаниях старшеклассников много лиризма, поэтичности при восприятии живописи, музыки, поэзии. Многие старшеклассники пишут стихи «для себя», открываясь в этом только близким друзьям, само поэтическое творчество доставляет им большое эстетическое наслаждение. Особое место в жизни старшеклассников занимает «дружба-сопереживание» или «лирическая дружба». От друзей в юности требуется единая целеустремленность, родство интересов, вкусов, взглядов, а также чуткость, отзывчивость, верность и честность. С другом делятся личными, интимными переживаниями, впечатлениями и мыслями. От друга нельзя иметь секретов. Отношения друзей отличаются сердечностью, эмоциональностью, стремлением поддержать друга, особенно в трудную минуту. Новым в эмоциональной жизни старшеклассников является переживание чувства первой юношеской любви. В ранней юности человек полон мечтаний о большой, серьезной, красивой любви. Интересная жизнь понимается как жизнь, окрашенная чувством любви. Это чувство побуждает молодых людей излить свои переживания в дневниках, стихах, письмах, побуждает к деятельности, творчеству, к самовоспитанию.
Однако
когда любовь в юношеском возрасте
подменяется нездоровым любопытством,
побуждающим «пережить
Однако
преподавателю нужно учитывать,
что в ранней юности есть свои особенности
в волевой сфере. Для значительного
числа старшеклассников характерно
наличие той воли, которую можно
назвать волей — порывом, но не
всегда развита воля — упорство, настойчивость,
стремление преодолевать трудности при
достижении намеченных целей.
26.Студент как субъект учебной деятельности.
Студенчество
– это особая социальная категория,
специфическая общность людей, организационно
объединенных институтом высшего образования.
Исторически эта социально-профессиональная
категория сложилась со времени возникновения
первых университетов в XI–XII вв. Студенчество
включает людей, целенаправленно, систематически
овладевающих знаниями профессиональными
умениями, занятых, как предполагается усердным
учебным трудом. Как социальная группа
оно характеризуется профессиональной
направленностью, сформированностью отношения
к будущей профессии. Результаты исследований
свидетельствуют о том, что уровень представления
студента о профессии непосредственно
соотносится с уровнем его отношения к
учебе: чем меньше студент знает
о профессии, тем ниже у него положительное
отношение к учебе. В социально-психологическом
аспекте студенчество по сравнению с другими
группами населения отличается наиболее
высоким образовательным уровнем, наиболее
активным потреблением культуры и высоким уровнем
познавательной мотивации. В то же время
студенчество – социальная общность,
характеризующаяся наивысшей социальной
активностью и достаточно гармоничным
сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Учет этой особенности студенчества лежит
в основе отношения преподавателя к каждому
студенту как партнеру педагогического
общения, интересной для преподавателя
личности. В русле личностно-деятельностного
подхода студент рассматривается как
активный самостоятельно организующий
свою деятельность субъект педагогического
взаимодействия. Ему присуща специфическая
направленность познавательной и коммуникативной
активности на решение конкретных профессионально-
В социально-психологической
характеристике студенчества важно
также учесть, что этот этап развития
его жизни соотносится с
Являясь
репрезентантом студенчества, студент
выступает в качестве субъекта учебной
деятельности, которая, прежде всего, определяется
мотивами. Как отмечалось выше, два
типа мотивов характеризуют