Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Содержание

Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по пихике.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Заключение 

     Память  – это способность постоянно  накапливать информацию и воспроизводить ее в необходимых обстоятельствах, является важнейшей особенностью психики. [1. с. 156]

     Память  – это в определенном смысле склад  информации и требование к памяти, как к любому складу, - хранить  надежно, долго и без потерь. [1. с. 159]

     Подведем  итоги того, что было сказано о  памяти в этой работе, и одновременно попробуем сформулировать на основе изложенного здесь материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

     Можно сделать следующие выводы:

     1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.

     2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию.

     3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был, как следует, запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового.

     4. Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

     5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

     6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

     7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному.

     8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается.

     9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чтению.

     10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении.

     11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

     В настоящее время разработано  и на практике используется немалое  количество разнообразных систем и  методов практического влияния  на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью. [3.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

1. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология:

Ученое пособие для вузов.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 3-е изд., доп. и  испр. – 368 с. 

2. Немов Р. С. Психология: Учебник М.: Высшее образование, 2007. – 637 с. – (основы наук)  

3. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.:

Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с. 

4. Радугин А. А. Психология. Учебное пособие для высших учебных. М.: Центр, 2003. – 400с.

Информация о работе Память