Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Содержание

Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по пихике.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

значимо. Эмоционально привлекательное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное или безразличное.

     Существенную  роль в процессах памяти помимо эмоционального характера впечатления, оказываемого запоминаемым материалом, может играть и общее состояние человека в момент получения этого впечатления, а также его физическое состояние.

     То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием человека, доказывают случаи болезненных нарушений памяти. Практически во всех таких случаях (в медицине они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или долговременные, частичные или полные утраты памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают связанные с ними расстройства личности больного.

     Замечено, что в повседневной жизни человека у него не редко проявляются те же самые расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных людей. Поэтому, знакомясь с особенностями памяти человека, важно иметь хотя бы общее представление о подобных нарушениях памяти.

     Они не только в медицине и клинической  психологии, но и в реальной жизни  за неимением другого термина  называются амнезиями.

     По  динамике протекания мнемических процессов  амнезия делится на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная - неспособность запоминания чего-либо на будущее; ретардированная амнезия - вид нарушений памяти, связанный с забыванием событий, пережитых человеком во время болезни. Еще один вид амнезии - прогрессивная — проявляется в посте пенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что в памяти неустойчиво (запомненное недавно или непрочно), а затем и более прочные, давние воспоминания.

     Таким образом, индивидуальные различия памяти людей могут проявляться как в нормальных, так и аномальных мнемических процессах. При этом соответствующие различия, по-видимому, являются достаточно устойчивыми, поскольку многие из них связаны с теми особенностями функционирования организма, которые имеют природный характер. Многие индивидуальные различия в памяти также обусловлены своеобразием жизненного опыта чело века, например его профессией, тем, что и на какой срок ему чаще всего в жизни приходится запоминать. Наконец, замечаемые среди людей индивидуальные различия памяти могут быть объяснены и индивидуально своеобразными нарушениями памяти, появляющимися в результате разного рода прижизненных заболеваний.

     Вместе  с тем, несмотря на большие индивидуальные различия памяти, связанные, в том числе и с ее нарушениями, все люди каким-то образом приспосабливают свои мнемические процессы к условиям жизни и неплохо справляются с задачей запоминания, сохранения и припоминания нужной для них информации. Это означает, что имеющиеся индивидуальные различия памяти не могут описываться в терминах плохой или хорошей памяти, они имеют совершенно иной, к тому же компенсируемый характер. [2. с. 213-218.]

     4. Теории памяти 

     На  протяжении всей истории развития научных  знаний, причем не только психологических, память неизменно привлекала к себе внимание ученых. В связи с человеческой памятью их интересовали и до сих пор продолжают интересовать многие вопросы, в том числе следующие.

  • Что на самом деле хранит в себе память человека?
  • Каковы возможности памяти человека в запоминании и сохранении материала?
  • Каким образом память человека связана с его организмом, в частности мозгом и его работой?
  • Зависят ли интеллект и способности человека от его памяти?
  • Что в реальной жизни и в истории людей может зависеть от их памяти?
  • Каковы законы памяти человека?
  • Можно эти законы использовать для улучшения памяти людей?
  • Каковы возможности улучшения памяти человека?

     На  протяжении всей истории психологических  знаний память неизменно привлекала к себе внимание ученых. Пожалуй, не было ни одного известного направления в психологии, которое обошло бы эту проблему стороной, не пытаясь внести свой вклад в понимание памяти. Она на протяжении веков была и до сих пор остается одной из центральных тем научных, в том числе теоретических исследований. [2. с. 218.]

     Одной из первых психологических теорий памяти явилась ассоциативная теория, основы которой были заложены еще в работах древнегреческого философа Аристотеля. Однако полное развитие и признание эта теория получила, начиная с XYIII в. Преимущественное распространение она получила первоначально в Англии и Германии. Данная теория разрабатывалась Д. Локком, Д. Беркли, Г. Мюллером, Г. Эббингаузом, А. Пильцекером и другими учеными.

     Память  в русле данной теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных более или менее устойчивых ассоциаций между элементами запоминаемого опыта. В качестве основных рассматривались ассоциации по сходству (подобию), контрасту (различию), смежности, пространственной и временной близости.

     Ассоциация  по сходству - это связь между похожими друг на друга элементами опыта. Ассоциация по контрасту - связь между противоположными друг другу элементами опыта. На основании ассоциации по сходству хорошо запоминаются слова-синонимы, а на основании ассоциации по контрасту - слова-антонимы. Ассоциация по пространственной близости образуется между теми предмета ми, которые воспринимаются как находящиеся близко друг к другу в пространстве. Ассоциация повременной близости представляет собой связь между одновременно или последовательно происходящими событиями. Ассоциация по смежности - связь между элементами опыта, которые являются взаимно дополняющими частями единого целого.

     Согласно  ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, сохраняются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в определенных логических, смысловых, структурно-функциональных и других ассоциациях друг с другом. Из этого следует, что данная теория допускала самые разные основания для ассоциирования материала при его запоминании, сохранении и припоминании. В этом плане она действительно была фундаментальной и верно представляла законы памяти. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие законы и механизмы работы памяти. Поэтому, несмотря на неоднократную и серьезную критику со стороны представителей других направлений психологии, ассоциативная теория во многом признается верной и в настоящее время.

     Ассоциативная теория утверждает, что сложный материал человек запоминает следующим образом. Он разделяет его на элементы, выясняет связи или ассоциации между элементами, и только после этого он может запомнить и сохранить в своей памяти соответствующий материал в целом. Между тем процесс разделения запоминаемого материала на части и выяснения связей между ними - это длительный процесс. Он не соответствует тому, что иногда человек, лишь взглянув на сложный материал, например на какую-либо картину, сразу запоминает ее в целом или, читая текст, запоминает его сразу по основному смыслу, а не по отдельным словам и ассоциациям между ними. Наконец, серьезной проблемой для ассоциативной теории стало объяснение зависимости памяти человека от других его психологических особенностей, например от потребностей, эмоций, мышления. То, что такая зависимость действительно существует, сомнений не вызывало.

     В связи с этими трудностями  понадобилось дополнить ассоциативную  теорию памяти другой психологической теорией, которая могла бы удовлетворительно объяснить на званные выше факты. Такая теория вскоре появилась (конец ХIХ - начало ХХ в.) и получила развитие в рамках гештальтпсихологии.

     Для гештальттеории памяти исходным понятием и одновременно главным принципом, на основе которых объяснялись феномены памяти, стала целостная, структурная организация запоминаемого, сохраняемого в памяти или припоминаемого материала, т.е. его внутренний гештальт. Законы формирования и преобразования структур (гештальтов) были открыты и описаны еще раньше, в процессе исследований восприятия и мышления. Они же были перенесены гештальтпсихологами и на понимание памяти.

     При объяснении памяти в русле данной теории подчеркивалось значение структурирования материала, его организации, целостности, т.е. утверждалось, что процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала основаны на понимании человеком его структуры. Этим, в частности, гештальтпсихологии объясняли целенаправленность процессов памяти, а также случаи целостного запоминания, сохранения и припоминания материала (они определяются структурой материала или законами ее формирования).

     Вместе  с тем за рамками гештальтпсихологических исследований по-прежнему оставался вопрос о зависимости процессов памяти от мотивации человека, его потребностей. Этот вопрос заинтересовал 3. Фрейда, и он предложил еще одну психологическую теорию памяти, логично вписывающуюся в русло разработанного им психоанализа.

     Психоаналитическая  теория памяти акцентировала внимание, во-первых, на зависимости процессов  памяти от потребностей человека, во-вторых, на том, что многие процессы памяти протекают на бессознательном уровне и человек не всегда в состоянии их контролировать. 3. Фрейд предполагал, что память человека не является самостоятельной психической функцией и познать ее законы, изучая только память, отрывал ее от личности человека, практически невозможно.

     Основные  положения психоаналитической теории памяти можно сформулировать следующим образом. Все процессы памяти человека подчинены его потребностям, связаны с ними и направлены на их удовлетворение. Эти ми процессами управляет не столько сознание человека, сколько бессознательное. С его «работой» связаны разного рода ошибки, которые непреднамеренно и непроизвольно совершает человек в своей речи (оговорки, описки, ослышки и т.п.).

     Влияние бессознательного на память человека проявляется также в трудностях запоминания или припоминания определенных имен, фактов, событий, а также в случаях их непроизвольного забывания. Наконец, воздействие бессознательного на память человека можно обнаружить в процессе припоминания им содержания своих сновидений. То, что человек не помнит или в содержании своих сновидений вспоминает с трудом, связано с действием бессознательного на память человека

     Свою  точку зрения на память и ее процессы высказали и бихевиористы. Воспользовавшись теорией И.П. Павлова об условных рефлексах и теорией Б. Скиннера об оперантном научении, они фактически свели память к приобретению человеком новых форм поведения через соответственно условнорефлекторное, или оперантное, научение. Но существу же, бихевиористская трактовка памяти и ее процессов мало, чем отличалась от понимания памяти в ассоциативной теории, за исключением того, что ассоциации между элементами психического опыта, неприемлемого для бихевиористов, были заменены на ассоциации между реакциями организма на внешние или внутренние воздействия.

     В первые десятилетия в ряде стран  Европы (прежде все го, во Франции и России) возникла и стала разрабатываться еще одна теория памяти, которую можно назвать деятельностно-смысловой теорией памяти. Во Франции ее представляли П. Жане и Т. Рибо, а в России она разрабатывалась в работах многих известных психологов - Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, и др.

     Суть  этой теории заключается в следующем. Память понимается как особым образом  организованная, осмысленная и целенаправленная деятельность человека, т.е. деятельность по запоминанию, сохранению или припоминанию материала. Точность и прочность запоминания, а также его легкость зависят от того, как была организована соответствующая деятельность при запоминании материала.

     Внутренняя, мнемическая деятельность считается производной от внешней, практической деятельности и рассматривается как возникающая вследствие интериоризации практической деятельности человека. Процессами развития памяти человека можно управлять, совершенствуя его мнемическую деятельность.

     В данной теории особое внимание обращалось на процессы, связанные с развитием памяти. Согласно этой теории развитие памяти человека может происходить как в филогенезе, так и в онтогенезе. При этом у людей вначале появляются простейшие виды памяти, а затем на их основе возникают и развиваются более сложные виды памяти. [2. с. 223-227.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Законы памяти 

     Обратимся к обсуждению основных законов памяти, от крытых и описанных в русле  разных теорий памяти.

Информация о работе Память