Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Содержание

Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по пихике.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 

      Содержание 

      Введение           3

      1. Определение памяти         5

      2. Виды памяти и их способности       7

      3. Индивидуальные различия памяти             12

      4. Теория памяти                                                                                          14

      5. Законы памяти                 18

      6. Развитие памяти                23

      Заключение                 28

      Список  использованной литературы             30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Психология  в России за последние полтора-два  десятилетия стала популярна, широко востребованной областью знаний: ею интересуются широкие слои населения, специалисты самых разных профилей. [2. с. 8]

     Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. [3.]

     Память  имеет огромное значение в жизни  людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего.  Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлое». Память лежит в основе всей жизни человека, его развитие и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. [2. с. 197.]

     Память  – запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами  прежнего опыта после того, как  вызвавшие  их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащие в основе развития и обучения. [1. с. 114.]

     Память  связывает прошлое человека с  настоящим. Это способ существование  психики во времени, необходимое  условие ее единства, психологической идентичности личности. Именно память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем мире, осознавать  свое собственное «Я». Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

     Человеческую  память можно определить как форму психического отражения, заключающуюся в накоплении, закреплении, сохранении и последующим воспроизведением индивидов своего опыта. Таким образом, память представляет собой целостное функциональное образование, которое функционирует на основе взаимодействия трех интересов: запоминания, сохранения и воспроизведение информации. Между этими процессами существует не только тесное взаимодействие, но и взаимная обусловленность. Каждый последующий процесс в полной мере зависят от предшествующего. Сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести, то, что сохранил в памяти. Рассмотрим же конкретно каждый из этих процессов. [4. с. 156-157.]

     Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и  животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. [3.]

     Объектом  изучения психологии является человек.

     Цель  данной работы изучение памяти.

     Для выполнения цели в работе решаются следующие задачи:

     - рассмотреть виды памяти и их особенности;

     - рассмотреть вопрос о теории памяти;

     - рассмотреть индивидуальные различия памяти;

     - изучить вопрос о развитии  памяти;

     - изучить законы памяти.

     Для работы использован метод анализа литературы и теоретических источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Определение памяти. 

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

     Данные  процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:

     - эти процессы играют в жизни человека различную роль;

     - они в своем функционировании и развитии подчиняются разным законам;

     - одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

     - на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.

     Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

     Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному  совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.

     Дальнейший  прогресс человечества без постоянного  улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.

     В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.

     Память  имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенчёских свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни. Возможности для запоминания у животных весьма ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно приобретено только ими самими. Человек же, благодаря своей уникальной памяти, может пользоваться и тем опытом, который приобрели другие люди, его современники, и тем опытом, который накопили люди предшествующих поколений.

     У человека, в отличие от животных, имеется речь и другие знаковые системы, которые выступают как мощное средство улучшения памяти: запоминания, сохранения и припоминания информации. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности как на главные средства хранения информации. Он в состоянии не только пользоваться множеством мнемотехнических средств, но и постоянно их совершенствовать, расширяя тем самым возможности своей памяти и не меняя собственную биологическую природу.

     Сравнительные антропологические данные показывают, что за последние несколько сотен  тысяч лет строение организма  человека, в том числе его мозга, практически не изменилось. В то же самое время в памяти людей только за последние 50-60 тыс. лет произошли радикальные, ни с чем не сравнимые изменения. Они проявились в том, что на порядок увеличились такие показатели, как объем памяти, скорость запоминания или припоминания информации, время ее хранения и доступа к необходимым сведениям, хранящимся практически в любой точке земного шара.

     У человека есть, кроме того, множество  таких видов памяти, которых нет  у животных. Это произвольная, опосредствованная, логическая и другие виды памяти.

     Процессы  запоминания, сохранения и воспроизведения  являются основными процессами памяти, поэтому, рассматривая далее виды памяти и их особенности, а также развитие памяти, мы в основном будем иметь  в виду эти процессы. [2. с. 197-199.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды памяти и  их особенности 

     У человека существует много разных видов  и, соответственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований деление видов памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье - по использованию мнемотехнических средств, четвертое - по участию воли в процессах памяти, пятое - по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.

     В классификации видов памяти по первому  критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. При делении  видов памяти по второму критерию различают зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти. По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти. В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. Дадим определения каждому из названных видов памяти.

     Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия

     Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременной называют такую память, которая способна сохранять информацию на протяжении 15- 30 с после прекращения ее восприятия человеком.

     В кратковременной памяти в отличие от иконической сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.

     Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько десятков секунд после запоминания или одно кратного предъявления ему соответствующего материала. Данный объем численно равен от 5 до 9 единиц информации. Кратковременная память связана с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека. [2. с. 200-201.]

Информация о работе Память