Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
1. Определение памяти 5
2.
Виды памяти и их способности
3. Индивидуальные различия памяти 12
4.
Теория памяти
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение
Список
использованной литературы
30
Введение
Психология в России за последние полтора-два десятилетия стала популярна, широко востребованной областью знаний: ею интересуются широкие слои населения, специалисты самых разных профилей. [2. с. 8]
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. [3.]
Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлое». Память лежит в основе всей жизни человека, его развитие и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. [2. с. 197.]
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащие в основе развития и обучения. [1. с. 114.]
Память связывает прошлое человека с настоящим. Это способ существование психики во времени, необходимое условие ее единства, психологической идентичности личности. Именно память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное «Я». Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Человеческую память можно определить как форму психического отражения, заключающуюся в накоплении, закреплении, сохранении и последующим воспроизведением индивидов своего опыта. Таким образом, память представляет собой целостное функциональное образование, которое функционирует на основе взаимодействия трех интересов: запоминания, сохранения и воспроизведение информации. Между этими процессами существует не только тесное взаимодействие, но и взаимная обусловленность. Каждый последующий процесс в полной мере зависят от предшествующего. Сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести, то, что сохранил в памяти. Рассмотрим же конкретно каждый из этих процессов. [4. с. 156-157.]
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. [3.]
Объектом изучения психологии является человек.
Цель данной работы изучение памяти.
Для выполнения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть виды памяти и их особенности;
- рассмотреть вопрос о теории памяти;
- рассмотреть индивидуальные различия памяти;
- изучить вопрос о развитии памяти;
- изучить законы памяти.
Для
работы использован метод анализа литературы
и теоретических источников.
1.
Определение памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Данные процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:
- эти процессы играют в жизни человека различную роль;
- они в своем функционировании и развитии подчиняются разным законам;
- одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;
- на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.
Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.
Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.
Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.
В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.
Память имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенчёских свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни. Возможности для запоминания у животных весьма ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно приобретено только ими самими. Человек же, благодаря своей уникальной памяти, может пользоваться и тем опытом, который приобрели другие люди, его современники, и тем опытом, который накопили люди предшествующих поколений.
У человека, в отличие от животных, имеется речь и другие знаковые системы, которые выступают как мощное средство улучшения памяти: запоминания, сохранения и припоминания информации. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности как на главные средства хранения информации. Он в состоянии не только пользоваться множеством мнемотехнических средств, но и постоянно их совершенствовать, расширяя тем самым возможности своей памяти и не меняя собственную биологическую природу.
Сравнительные антропологические данные показывают, что за последние несколько сотен тысяч лет строение организма человека, в том числе его мозга, практически не изменилось. В то же самое время в памяти людей только за последние 50-60 тыс. лет произошли радикальные, ни с чем не сравнимые изменения. Они проявились в том, что на порядок увеличились такие показатели, как объем памяти, скорость запоминания или припоминания информации, время ее хранения и доступа к необходимым сведениям, хранящимся практически в любой точке земного шара.
У человека есть, кроме того, множество таких видов памяти, которых нет у животных. Это произвольная, опосредствованная, логическая и другие виды памяти.
Процессы
запоминания, сохранения и воспроизведения
являются основными процессами памяти,
поэтому, рассматривая далее виды памяти
и их особенности, а также развитие
памяти, мы в основном будем иметь
в виду эти процессы. [2. с. 197-199.]
2.
Виды памяти и
их особенности
У человека существует много разных видов и, соответственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований деление видов памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье - по использованию мнемотехнических средств, четвертое - по участию воли в процессах памяти, пятое - по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.
В классификации видов памяти по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. При делении видов памяти по второму критерию различают зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти. По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти. В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. Дадим определения каждому из названных видов памяти.
Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия
Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременной называют такую память, которая способна сохранять информацию на протяжении 15- 30 с после прекращения ее восприятия человеком.
В кратковременной памяти в отличие от иконической сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.
Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько десятков секунд после запоминания или одно кратного предъявления ему соответствующего материала. Данный объем численно равен от 5 до 9 единиц информации. Кратковременная память связана с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека. [2. с. 200-201.]