Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Содержание

Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по пихике.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Немецкий  ученый Г. Эббингауз одним из первых в истории психологии приступил к экспериментальному изучению памяти в рамках ее ассоциативного понимания. В частности, из своих экспериментов и наблюдений он вы вел следующие закономерности запоминания материала.

     1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ним могут выступать с отчетливостью и ясностью.

     2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

     3. При пристальном внимании к  событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

     4. Человек может объективно правильно  воспроизвести события, но не  осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным  в том, что воспроизводит их  правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

     5. Если увеличить число элементов  запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений.

     6. Предварительное повторение материала,  который подлежит заучиванию (повторение  без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

     7. При запоминании длинного ряда  лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

     8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

     9. Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например в течение нескольких часов или дней.

     10. Новое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

     11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

     12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

     13. Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются лучше, чем привычные  и часто встречающиеся.

     14. Любое новое впечатление, полученное  человеком, не остается в его  памяти изолированным и неизменным. Будучи запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.

     Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий, отмечает еще две закономерности.

     15. Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

     16. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

     Обобщение этих и многих других фактов позволило вы вести ряд общих законов памяти. Обратимся к обсуждению основных из этих законов.

     Одним из первых в психологии памяти был  открыт и описан закон забывания, или закон Эббингауза. В соответствии с законом, выведенным Эббингаузом на основе опытов с запоминанием и воспроизведением трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание так материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания. Так, например, в течение первого часа забывается до 60% всех слогов, а через шесть дней в памяти человека остается менее 20% от общего числа выученных слогов. Далее этот процесс практически останавливается, и в течение последующих трех-четырех недель забывание фактически не происходит, (процесс забывания останавливается на уровне примерно 19-20% от объема первоначально запомненного материала).

     Закон Г. Эббингауза справедлив только для  механического запоминания бессмысленного материала без его последующего повторения. Если человек запоминает осмысленный материал, использует мнемотехнические средства и тем более повторяет его после первичного запоминания, то процесс забывания идет не по данному закону, а гораздо медленнее. Кроме того, в памяти человека в этом случае со временем сохраняется гораздо больше материала, чем 19-20%.

     При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить соответствующий текст.

     Установка или предварительный настрой  на запоминание способствует запоминанию. Другими словами, запоминание происходит лучше в том случае, если человек осознанно ставит перед собой конкретную мнемическую задачу. Если данная установка или настрой рассчитаны на запоминание и сохранение информации в течение определенного срока (что часто бывает при использовании оперативной памяти), то именно к этому сроку и «срабатывают» основные механизмы памяти, связанные с припоминанием или забыванием соответствующего материала.

     То, что в структуре деятельности человека занимает место цели деятельности, помнится лучше, чем-то, что составляет средства достижения данной цели или выполнения деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

     Большую роль в запоминании и воспроизведении  играет повторение материала. Продуктивность повторения в свою очередь зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно быть обращено на понимание материала и на осознание смысла того, что с ним происходит в процессе запоминания.

     Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределенью во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным французским психологом А. Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию времени на запоминание и сохранение материала более чем в три раза по сравнению с тем случаем, когда этот же материал сразу заучивается наизусть.

     Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама представлять более или менее  законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и проще воспроизводится.

     Большую роль в запоминании и воспроизведении материала играет воображение. То, что человек в состоянии представить в виде яркого, необычного зрительного образа, запоминается им лучше, чем абстрактные вещи, которые он не может представить в виде образа. Правда, если нечто абстрактное является вместе с тем осмысленным, то его понимание в процессе запоминания обычно заменяет собой образное представление, а запоминание и воспроизведение соответствующего материала при его понимании будет не хуже, чем при образном представлении. Другими словами, для лучшего запоминания некоторый материал желательно или понять (осмыслить) или же представить в виде яркого зрительного образа.

     Еще один важный закон памяти был открыт российским психологом Б.В. Зейгарник. Этот закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

     В соответствующем эксперименте, проведенном Б.В. Зейгарник под руководством К. Ленина, испытуемые получали задание решать серию простых арифметических задач. Некоторые их них испытуемым позволяли довести до конца (найти решение), некоторые прерывали и предлагали переходить к решению следующей задачи. Когда через несколько дней испытуемых попросили вспомнить те задачи, которые они решали в эксперименте, то выяснилось, что они в основном помнят задачи, которые они не решили (не довели до конца), причем соотношение в пользу сохранения в памяти нерешенных задач по сравнению с решенными задачами было 1:9. Это и есть закономерность, получившая название «Закон Зейгарник».

     К. Ленин объяснил данный факт формированием у человека, взявшегося за решение какой-либо задачи, так называемой «квазипотребности», т.е. потребности решить, довести до конца соответствующую задачу. До тех пор пока эта потребность не будет удовлетворена, она будет удерживать в памяти испытуемого информацию, связанную с ней.

     Выяснилось  также, что с памятью человека тесным образом соотносятся эмоции: человек быстрее и лучше запоминает то, что у него вызывает эмоциональный отклик (абсолютно неинтересный, безразличный для человека материал или не запоминается вообще, или запоминается с большим трудом). Чем сильнее эмоция, связанная с запоминаемым материалом, тем лучше он запоминается человеком. Правда, припоминание соответствующего материала будет зависеть от характера эмоции, на фоне которой он запомнился. Если это положительная эмоция, то связанный с ней материал будет вспоминаться легко; если же это отрицательная эмоции, то вызывающий ее материал будет вспоминаться с трудом.

     Объяснение  этому факту предложил З. Фрейд, сославшись на один из психологических  защитных механизмов, который он назвал вытеснением. Суть данного механизма  заключается в вытеснении из сознания в подсознание чело века того, что для него неприятно. Забывал о неприятном, не вспоминал его, человек тем самым избавляет себя от переживаний и тревоги.

     Один  из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительное объяснение, носит на звание реминисценции. Она представляет собой случайное, непроизвольное припоминание чего-то давно забытого или того, что человек раньше не мог почему-то вспомнить.

     Реминисценция чаще всего имеет место при  следующих условиях: во-первых, в случае, когда человек раньше выучил, запомнил и знал соответствующий материал; во-вторых, тогда, когда он его уже неоднократно пытался вспомнить или когда-то вспоминал; в-третьих, при условии, что потребность вспомнить данный материал у человека сохраняется.

     С явлением реминисценции, кроме того, связан следующий интересный факт: отсроченное на несколько дней воспроизведение  выученного материала дает лучшие результаты, чем его воспроизведение непосредственно  сразу после заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем структурные, логические, смысловые связи между элементами заученного материала упрочиваются, становятся более четкими.

     Некоторые другие интересные факты и законы памяти можно продемонстрировать опытным  путем. Опыт показывает, что при восприятии материала мы обычно видим на много больше того, что запоминаем, и в состоянии воспроизвести. Он также демонстрирует тот факт, что в нашей памяти сохраняется гораздо больше того, что мы можем осознать или вспомнить.

     Помимо  описанных выше в психологии известно и много других законов памяти человека. Ряд из них представлен в специальной научной и популярной литературе, которая рекомендуется людям для изучения и улучшения своей памяти. Кроме того, многие законы памяти известны людям по их собственному жизненному опыту, и люди практически пользуются ими, корректируя или улучшая при необходимости свою память. [2. с. 227-235.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Развитие памяти 

     Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. к обсуждению тех типичных изменений памяти человека, которые происходят в филогенезе и в онтогенезе по мере совершенствования памяти человека.

Информация о работе Память