Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, курсовая работа
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Введение 3
1. Определение памяти 5
2. Виды памяти и их способности 7
3. Индивидуальные различия памяти 12
4. Теория памяти 14
5. Законы памяти 18
6. Развитие памяти 23
Заключение 28
Список использованной литературы
Существенный вклад в понимание процесса филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что различные виды памяти, имеющиеся у современного человека, являются также разными ступенями исторического развития памяти людей. Это соответственно двигательная, аффективная, образная и логическая память.
Двигательная память представляет собой память на осваиваемые или заучиваемые движения. Она, по предположению Блонского, появилась и стала развиваться у людей, начиная с того времени, когда у них возник производительный труд, когда люди изобрели и стали использовать орудия в своей трудовой деятельности. Для этого им пришлось запоминать и передавать друг другу из поколения в поколение способы изготовления соответствующих орудий и способы их использования в труде. Также у них возникла необходимость в сохранении и усовершенствовании трудовых умений и навыков. Все это вместе взятое стимулировало развитие у людей двигательной памяти. В какой-то мере этому способствовали и разного рода ритуальные действия и движения, связанные с первобытной религией: эти действия и движения также необходимо было сохранять и передавать из поколения в поколение.
Эмоциональная память - это память на переживания, в особенности такие, которые связаны с угрозами для жизни человека или с условиями, в которых он может наиболее полно удовлетворять свои потребности. Развитие данного вида памяти способствовало выживанию человека в условиях суровой внешней среды, чреватой разного рода опасностями для его жизни.
Логично, вопреки мнению Блонского, предположить, что первой в филогенезе человека могла появиться и развиться именно эмоциональная, а не двигательная память, поскольку ее наличие представляет собой более существенное условие выживания человека, чем двигательная память. Кроме того, эмоциональная память в развитой форме обнаруживается у многих животных в виде условно рефлекторных реакций на опасные или, напротив, приятные ситуации. Что касается памяти на движения, то ее развитые формы обнаруживаются лишь у высших животных.
Еще одним фактором, который способствовал развитию эмоциональной памяти у людей, стало изобретение и использование языка. Первичным средством общения людей был естественный язык жестов и мимики. С его помощью хорошо передаются эмоции. Необходимость обмена эмоциональными переживаниями для первобытных людей была очевидной: они, таким образом, предупреждали друг друга об опасностях и передавали друг другу информацию о том, что связано с удовлетворением их потребностей.
Образная
память - это память на зрительные, слуховые
и другие образы (впечатления). Активизация
и развитие этого вида памяти людей связаны
с возникновением и развитием искусств,
прежде всего театрального (ритуалы, культы)
и художественно-
Логическая память - это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения. Ее развитие началось, вероятно, с появления знаний о мире и было стимулировано возникновением и развитием наук.
Свою гипотезу о такой последовательности появления и развития у людей разных видов памяти Блонский подкреплял наблюдениями за развитием памяти у детей. Он заметил, что все выделенные им виды памяти у ребенка действительно появляются и развиваются в указанной последовательности. Позже других видов памяти складывается и начинает работать логическая память, или, как ее называл Блонский, «память-рассказ». Она в элементарной форме обнаруживается у ребенка в возрасте 3-4 лет, но достигает нормального уровня развития лишь к подростковому возрасту. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни. Ранее других, около 6месяцев, начинает проявлять себя эмоциональная память ребенка, но самая ранняя по времени - двигательная, или моторная, память. Ее признаки Блонский обнаруживал у детей уже в возрасте 3-4 месяцев.
Под иным углом зрения рассматривал филогенетическое и онтогенетическое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что главным направлением совершенствования памяти человека в филогенезе было ее постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию. Это развитие шло за счет улучшения средств запоминания и за счет изменения связей памяти с другими психическими процессами человека (включение воображения, мышления и речи в процессы запоминания, сохранения или припоминания материала). Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек изобретал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых на ранних стадиях филогенеза стало развитие и использование языка, устной и письменной речи. Благодаря различным формам речи человек оказался способным подчинить память своей воле, сознательно и разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память, по мнению Выготского, по мере своего развития все больше сближалась с мышлением: «Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».
Исследование форм недостаточно развитого детского мышления обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного аналогичного случая, имевшего место в прошлом. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить - значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется отношением, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить».
Специальное исследование процесса онтогенетического развития непосредственного и опосредствованного запоминания у детей провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание с возрастом замещается другим мнемическим процессом - опосредствованным запоминанием. Такое направление развития памяти у детей соответствует превращению памяти из низшей в высшую психическую функцию. По мнению Леонтьева, это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств- стимулов для запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания: прежде прямое, непосредственное, наше запоминание становится опосредствованным».
Само развитие средств-стимулов для запоминания подчиняется следующей логике: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелка на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н. Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».
Попробуем на основе изложенного в этой главе материала сформулировать некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.
То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято лишь с помощью органов чувств, например, зрительно или на слух. Если, кроме того, используемые нами слова не просто являются вербальной заменой воспринятого материала, а выражают его суть, т.е. выступают как результат размышления над запоминаемым материалом, то такое за поминание является наиболее продуктивным. Другими словами, чем больше мы думаем над запоминаемым материалом, тем легче и лучше он запоминается.
Если объектом запоминания является текст, то наличие продуманных и четко сформулированных вопросов к нему, ответы на которые должны быть найдены в процессе чтения этого текста, будет способствовать его лучшему запоминанию. В данном случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был предварительно, как следует, запомнен, сколько тем, что при воспоминании доступ к нему был затруднен. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем с проблемами запоминания. Попытки что-либо вспомнить, извлечь материал в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество другой информации, аналогичны поискам цитаты из небольшой книги в огромной библиотеке, начитывающей миллионы томов. Неудача в отыскании цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что соответствующей книге и цитаты не существует, а с тем, что не известно, где эта книга находится и как до нее добраться.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для лучшего запоминания, чем проще и доступнее они для нас в нужный момент времени, тем легче будет припомнить соответствующий материал. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания правильная организация запоминаемой информации в памяти и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичным тем, в которых происходило запоминание данного материала.
Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать запоминаемую информацию, придать ей целостную и осмысленную структуру, тем легче она припоминается.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один и способов улучшения запоминания, который основан на том, что запоминаемый материал стараются сделать интересным для того человека, кто его запоминает
На припоминание материала влияют и связанные с ним эмоциональные переживания, причем в зависимости от специфики ассоциированных с запоминаемым материалом эмоциональных переживаний это влияние может быть различным. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют ему. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими впечатлениями.
Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации. Поэтому, когда они воспроизводятся, по ассоциации с ними восстанавливается и вся ситуация в целом, и припоминание нужного материала облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния улучшает память.
Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти приносят упражнения и задания на понимание различных текстов, составление их планов. Использование записей, схем, планов объектов с целью их целостного, системного запоминания, создание определенной обстановки - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями человека. Практика показывает, что человеку лучше всего при совершенствовании своей памяти опираться на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание или движения.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности. Один из них основан на активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы запомнить что-либо быстро и надолго, рекомендуется в отношении соответствующего материала выполнить следующую последовательность действий.
А. Мысленно связать запоминаемый материал, с каким- либо хорошо известным и легко представимым в воображении предметом. Этот предмет далее следует связать с каким-либо другим предметом, который наверняка окажется под рукой в нужный момент времени - именно тогда, когда необходимо будет вспомнить данный материал.
Б. Оба предмета в воображении необходимо соединить друг с другом каким-либо необычным способом, чтобы в результате получился причудливый, фантастический предмет.
В. Мысленно представить, как этот предмет выглядит. Трех описанных действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной в долговременную память и сохраняется там надолго.
Для
лучшего запоминания материала рекомендуется
его повторять незадолго до отхода ко
сну. В этом случае запоминаемое лучше
отложится в памяти, поскольку не будет
происходить интерференции, т.е. смешения
запоминаемого материала с другими впечатлениями,
полученными в течение дня. [2. с. 235-243.]