Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат
Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:
I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.
Интерференция
может быть связана с событиями,
произошедшими до запоминания того
или иного материала. Например, если
студент до подготовки к экзамену
получит дурные вести, то запоминание
будет происходить намного
Другой вид интерференции, ускоряющий процесс забывания, называется ретроактивным торможением. Это явление состоит в том, что новая (другая) деятельность, которая следует сразу после заучивания, оказывает отрицательное влияние на усвоение заученного материала. Так, в эксперименте, проведенном А.А.Смирновым, группе школьников давали для заучивания ряд имен прилагательных, а сразу после этого - второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных запомнили дети. В другой группе школьников делали пятиминутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25% меньше имен прилагательных, чем дети, имевшие небольшой перерыв. В другом опыте после заучивания имен прилагательных детям давали заучивать ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов упало лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа - решение сложных арифметических задач, в результате чего воспроизведение слов снизилось на 16%.
Отсюда можно сделать вывод о том, что ретроактивное торможение возникает тогда, когда деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также в том случае, когда последующая деятельность труднее предшествующей деятельности. В последнем случае трудная деятельность тормозит более легкую. Эту закономерность следует учитывать при организации учебной работы, при подготовке к экзаменам.
Фрейдом был открыт другой вид забывания, названный им подавлением. Например, мы может «забыть» подписать чек, который посылаем в последний день уплаты долга или «забыть» придти на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.
В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании, объясняя его действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой больших энергетических затрат. С помощью этого механизма, который современные психологи называют мотивированным забыванием, человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.
Существенными
причинами забывания являются также
различные болезни нервной
Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении, под влиянием воздействия посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале (раздражающие звуки или находящихся в поле нашего зрения предметы).
Кроме
того, следует отметить, что способность
и к забыванию, и к запоминанию
зависит в том числе и от
наследственности, степени тренированности,
эмоционального состояния, режима труда,
питания, отдыха и т.д.
Заключение.
Память каждого отдельного человека уникальна. Она позволяет нам осознавать собственную индивидуальность, и личности других людей. Человеческую память нельзя воссоздать в компьютере, поскольку она закодирована в огромном количестве нервных клеток и в связях между этими клетками. Следы памяти являются живыми процессами, которые трансформируются и наполняются новым содержанием каждый раз, когда мы их оживляем.
Именно процессы и механизмы памяти, которые помогают сохранить весь богатый и неповторимый опыт каждого человека, делают ее уникальной и непохожей на памяти других людей. Они во многом определяют индивидуальность каждого из нас, влияют на ход нашей жизни. Если какой-то процесс нарушается, то нарушается память в целом, начинает страдать личность человека.
Изучение памяти, ее процессов и механизмов, необходимо не только для понимания их роли в жизни человека, осознания их важности для него, но и для того, чтобы можно было помочь ему в нужный момент, при возникновении проблем с памятью, а также для предотвращения возможных проблем.
Ведь
без способности запоминать и
сохранять информацию человек был
бы потерян во времени и пространстве,
и вряд ли был бы способен создать
что-нибудь из того, чем мы восхищаемся
и гордимся сегодня, а без способности
воспроизводить полученную информацию
человечество не смогло бы передавать
опыт одного поколения другому, создавать
государства и цивилизации, вообще развиваться.
Литература: