Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

Содержание

I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

память.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      Интерференция может быть связана с событиями, произошедшими до запоминания того или иного материала. Например, если студент до подготовки к экзамену получит дурные вести, то запоминание  будет происходить намного хуже. В этом случае говорят о проактивной интерференции. Интерференция может возникнуть и в том случае, когда сразу после одного материала мы беремся за изучение другого, сходного с первым. Например, достаточно сложно после обучения итальянскому языку усвоить испанский.

      Другой вид интерференции, ускоряющий процесс забывания, называется ретроактивным торможением. Это явление состоит в том, что новая (другая) деятельность, которая следует сразу после заучивания, оказывает отрицательное влияние на усвоение заученного материала. Так, в эксперименте, проведенном А.А.Смирновым, группе школьников давали для заучивания ряд имен прилагательных, а сразу после этого - второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных запомнили дети. В другой группе школьников делали пятиминутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25% меньше имен прилагательных, чем дети, имевшие небольшой перерыв. В другом опыте после заучивания имен прилагательных детям давали заучивать ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов упало лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа - решение сложных арифметических задач, в результате чего воспроизведение слов снизилось на 16%.

      Отсюда  можно сделать вывод о том, что ретроактивное торможение возникает  тогда, когда деятельность следует  без перерыва или последующая  деятельность сходна с предыдущей, а также в том случае, когда  последующая деятельность труднее  предшествующей деятельности. В последнем случае трудная деятельность тормозит более легкую. Эту закономерность следует учитывать при организации учебной работы, при подготовке к экзаменам.

      Фрейдом был открыт другой вид забывания, названный им подавлением. Например, мы может «забыть» подписать чек, который посылаем в последний день уплаты долга или «забыть» придти на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.

      В подобных случаях Фрейд говорил  об активном забывании, объясняя его действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой больших энергетических затрат. С помощью этого механизма, который современные психологи называют мотивированным забыванием, человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.

      Существенными причинами забывания являются также  различные болезни нервной системы, сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей  сознания, эмоциональные травмы), в  результате которых иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

      Забывание также наступает быстрее при  умственном или физическом утомлении, под влиянием воздействия посторонних  раздражителей, мешающих сосредоточиться  на нужном материале (раздражающие звуки  или находящихся в поле нашего зрения предметы).

      Кроме того, следует отметить, что способность  и к забыванию, и к запоминанию  зависит в том числе и от наследственности, степени тренированности, эмоционального состояния, режима труда, питания, отдыха и т.д. 

Заключение. 

      Память  каждого отдельного человека уникальна. Она позволяет нам осознавать собственную индивидуальность, и личности других людей. Человеческую память нельзя воссоздать в компьютере, поскольку она закодирована в огромном количестве нервных клеток и в связях между этими клетками. Следы памяти являются живыми процессами, которые трансформируются и наполняются новым содержанием каждый раз, когда мы их оживляем.

      Именно  процессы и механизмы памяти, которые  помогают сохранить весь богатый  и неповторимый опыт каждого человека, делают ее уникальной и непохожей на памяти других людей. Они во многом определяют индивидуальность каждого из нас, влияют на ход нашей жизни. Если какой-то процесс нарушается, то нарушается память в целом, начинает страдать личность человека.

      Изучение  памяти, ее процессов и механизмов, необходимо не только для понимания их роли в жизни человека, осознания их важности для него, но и для того, чтобы можно было помочь ему в нужный момент, при возникновении проблем с памятью, а также для предотвращения возможных проблем.

      Ведь  без способности запоминать и  сохранять информацию человек был  бы потерян во времени и пространстве, и вряд ли был бы способен создать  что-нибудь из того, чем мы восхищаемся  и гордимся сегодня, а без способности  воспроизводить полученную информацию человечество не смогло бы передавать опыт одного поколения другому, создавать государства и цивилизации, вообще развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: пер с франц. - М.: «Мир», 1999.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  4. Психология. Учебник/под ред. А.А.Крылова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.
  5. Психология памяти/под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000.
  6. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995.
  7. Краткая медицинская энциклопедия: в 3-х т. АМН СССР. Гл. ред. Б.В.Петровский. - 2-е изд. - М. Советская энциклопедия. - Т.2., 1989.
  8. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  9. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии/Авт. - сост. В.В.Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000.
  10. Основы психологии. Серия: Экзаменационные билеты и ответы. Составитель: Климов М.А., 1999.

Информация о работе Память