Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

Содержание

I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

память.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

I. Введение. Что такое память?

II. Основная  часть. Основные механизмы и  процессы памяти:

а) Запоминание.

б) Сохранение.

в) Воспроизведение  и узнавание.

г) Забывание.

III. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое память? 

      Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших  дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

      Память - способность к запечатлеванию информации, ее сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).

      Память - это запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений и навыков. Это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

      Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации, а также ее забывание.

      Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

      Память - это форма психоотражения реальности, которая заключается в закреплении, усвоении, сохранении и репродукции субъектом своего индивидуально-апостериорного опыта, это и процессы конституирования моделей-объектов из наличной реальности, которые впоследствии делают возможным их реверсповторное воспроизведение. Память - это и базальное условие целостности психодинамичности субъекта с единой макромоделью его индивидуального Эго.

      Память - это запечатление, сохранение и воспроизведение человеком того, что было в его опыте.

      Из  этих определений видно, что память является совокупностью таких процессов  как запечатление, сохранение, узнавание  и воспроизведение воспринятой  информации, что она позволяет  нам ориентироваться в окружающей среде, накапливать и передавать свой опыт другим.

      Изучение  памяти и механизмов, лежащих в  ее основе, всегда связывалось с  процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-либо материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Вот что говорил по этому поводу Сократ, беседуя с Теэтетом:

      «...вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного –  из более чистого воска, у другого  – из более грязного или более  жесткого, а у некоторых он помягче, но есть у кого и в меру. <...>

      Скажем  теперь, что это дар матери муз, Мнемосины, и, подкладывая его под  наши ощущения и мысли, мы делаем в  нем оттиск того, что хотим запомнить  из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем. <...>

      Если  в чьей-то душе воск глубок, обилен, податлив и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души <...>, и возникающие у таких людей знания бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение. Ведь отпечатки их четки, свободно расположены, и они быстро распределяют их соответственно существующему (так это называют), и этих людей зовут мудрецами. <...>

      Когда же это сердце, которое воспел наш  мудрый поэт, космато или когда  оно грязно и не из чистого воска  и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и  понятливы, но оказываются забывчивыми, те же, у кого твердое, - наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее. Все эти люди бывают склонны к ложному мнению. Ибо когда они что-то видят, слышат или обдумывают, они, медлительные, не в силах к каждому быстро отнести ему соответствующее и, распределяя неправильно, по большей части и видят, и слышат, и мыслят превратно».

      Две тысячи лет спустя французский философ  и естествоиспытатель Декарт, создатель так называемой гидравлической модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотельных трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков, т.е. запоминанием. Позже, уже в XX веке, в связи с созданием телефонной сети, электронно-вычислительных машин, магнитофонов и тому подобных устройств механизмы памяти трактовали в соответствии с принципами, на которых основано действие этих устройств. Наконец, развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти биологические аналоги. Предполагают, что механизмы по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них белков, нуклеиновых кислот и т.д.)

      Очевидно, что представления о памяти как о процессе изменялись во времени под влиянием новых знаний, тем не менее даже сегодня можно встретить более или менее различные взгляды на то, что такое память. Например, американский психолог Дональд Норман так определяет память: «Помнить – это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач».

      Профессор биологии, исследователь клеточных  механизмов научения и памяти, Стивен Роуз в своей книге «Устройство памяти. От молекул к сознанию» пишет о памяти следующее: «Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным образом в большей мере, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освещаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени».

      Ульям Джеймс – американский философ и  психолог, один из основателей прагматизма определяет память так: «Память, в собственном смысле слова, есть 

      Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000, стр.11-13.

      Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000, стр.236.

      Роуз С. Устройство памяти. От  молекул к сознанию: пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.8.

знание о  минувшем душевном состоянии после  того, как оно уже перестало  непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами

теперь как  явление, имевшее место в нашем  прошлом. <...>

      Общее чувство направления вглубь прошедшего, определенная дата, лежащая в этом направлении и охарактеризованная определенным названием или своим содержанием, воображаемое мною событие, относимое к этой дате, и признание этого события принадлежащим моему личному опыту – вот составные элементы в каждом объекте памяти».

      «Память с точки зрения психолога не является психической способностью – свойством или функцией психики, - которую можно было бы познать с помощью изощренной интроспекции. Термин «память» позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофизиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдаленные во времени, существенным образом модифицировали состояние организма» - пишет Ц.Флорес.

      Есть  и еще одна точка зрения, автором которой является советский психолог А.Н.Леонтьев: «... память современного человека является таким же продуктом его культурного, социального развития, как и его речь, письменность или счет».

      Можно до бесконечности приводить цитаты из работ выдающихся ученых, занимавшихся и занимающихся проблемой памяти, в которых виден особый подход, взгляд на то, что такое память и какую роль она играет в жизни человека. Несмотря на такое разнообразие во взглядах, неизменным остается одно: память включает в себя три основных процесса – запечатление (запоминание), сохранение и воспроизведение информации, которые отличаются своей внутренней структурой – своими механизмами. 
 
 

Основные  процессы и механизмы  памяти. 

      Нельзя  говорить о памяти, как и о любом  другом познавательном психическом процессе, не упомянув о ее важных характеристиках, таких как объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

      Объем памяти характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации.

      Быстрота  воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Каждый человек, сталкиваясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, обращается к хранящейся в его памяти информации. Именно здесь у некоторых людей возникают проблемы: при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи, они испытывают затруднения. Другие же люди, напротив, с легкостью извлекают из памяти нужную информацию.

      Точность  воспроизведения – еще одна важная характеристика памяти, отражающая способность человека не только точно сохранять, но и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Эта характеристика значима, т.к. в процессе сохранения в памяти информация может утрачиваться, искажаться, а это значит, что при воспроизведении такой информации человек может допускать ошибки. 

    Психология  памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000, стр . 200,202.

    Хрестоматия  по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. – М.: Российское психологическое общество, 1998, стр. 297.

    Психология  памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000, стр. 241.

      Длительность  памяти отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто трудность составляет не запоминание информации, а именно сохранение запомненной информации в течение необходимого времени. Такая ситуация постоянно возникает при подготовке к экзаменам. Человек, запомнив одну тему, начинает учить следующую, и вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим.

      С такой характеристикой памяти как  готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию мы сталкиваемся в том случае, когда не можем воспроизвести запомненную информацию в нужный момент, но через некоторое время обнаруживаем, что помним все, что выучили.

Информация о работе Память