Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

Содержание

I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

память.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      Воспроизведение – отнюдь не механическое повторение воспринятого материала (заученного или  запечатленного), так как этот материал не просто воспроизводится, но и формируется  в процессе речевого оформления его смыслового содержания. Другими словами, в процессе воспроизведения происходит реконструкция воспроизводимого материала: его содержание подвергается уточнению, обобщению, переработке посредством мыслительной деятельности, т.е. материал переосмысливается, трансформируется и систематизируется.

      Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение определяется ассоциативным механизмом и неосознанными установками и происходит обычно неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей.

      В отличие от непроизвольного, произвольное воспроизведение основывается на сознательной установке на воспроизведение. Т.е. о произвольном воспроизведении можно говорить только тогда, когда человек имеет сознательно поставленную цель вспомнить что-либо из своего прошлого опыта. В этом случае воспроизведение превращается в процесс вспоминания или припоминания, если возникают затруднения.

      Процесс припоминания, возникающий при наличии  затруднений в воспроизведении  материала, позволяет достигнуть основной цели – вспомнить какое-либо событие  – через достижение промежуточных  целей – вспомнить факты, которые  имеют отношение к этому событию, связаны с ним. Припоминание является сознательным и волевым процессом и выступает одновременно в двух ролях, являясь и предпосылкой, и результатом воспроизведения.

      Отличительной особенностью активного воспроизведения  является сознательное отношение человека к воспроизводимой информации. Человек осознает, что воспроизведение относится к прошлому, к прошедшему моменту времени, и стремится к как можно более точному, правильному и адекватному воспроизведению. В итоге, воспроизведение становится сознательной реконструкцией прошлого, благодаря происходящей в это время мыслительной работе сопоставления, умозаключения и проверки. Другими словами, в процессе воспроизведения память и мышление, опосредованно, путем умозаключений, становятся единым целым, взаимопроникают друг в друга.

      В общем и целом можно сказать, что воспроизведение представляет собой отбор и отсев, упорядочение и консолидацию, логическое объединение, воспроизводимого материала.

      Воспроизведение является проявлением запоминания, а такое явление как узнавание, с которым мы очень часто сталкиваемся в жизни, – проявлением запечатления. Узнавание является актом познания, в котором происходит деятельность сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с определенным предметом. Узнавание какого-либо объекта всегда происходит в момент его восприятия, то есть во время узнавания происходит восприятие объекта, представление о котором могло сформироваться у человека как на основе личных впечатлений (представление памяти), так и на основе словесных описаний (представление воображения). Мы можем узнать дом, в котором никогда не были, опираясь на словесные описания этого дома и его признаков, которые и отражаются в наших представлениях о нем. Другими словами, узнать – это значит опознать.

      Узнавание можно разделить на различающиеся  между собой по степени определенности процессы узнавания. Наверно каждый человек, хоть раз в жизни, испытывал  чувство знакомости при восприятии какого-либо объекта. Такое узнавание является наименее определенным, поскольку узнав объект, мы не можем ни с чем его отождествить. Яркой иллюстрацией такой ситуации может служить следующий пример: вы идете по улице и встречаете человека, лицо которого вам определенно знакомо, но вы не можете вспомнить ни его имени, ни где и при каких обстоятельствах вы могли с ним встречаться до этого момента. В этом случае говорят, что узнавание характеризуется неопределенностью. Но чаще всего мы конечно сразу же узнаем знакомого нам человека и опознаем его как определенное лицо, имеющее определенное имя, профессию и т.д. Совершенно понятно, что в этом случае происходит полное узнавание, характеризующееся определенностью.

      Важно отметить, что и определенное, и  неопределенное узнавание являются сложным мыслительным волевым процессом, поскольку, развертываясь постепенно во времени, часто близки к припоминанию.

      В отдельную форму узнавания можно  выделить автоматическое узнавание в действии. Такое узнавание сплошь и рядом происходит в нашей повседневной жизни: идя домой, мы можем думать о своих делах, совершенно не думая в какую сторону поворачиваем. Мы не задумываясь, автоматически поворачиваем там, где надо. При таком узнавании наши действия регулируются внешними впечатлениями. Как пишет С.Л.Рубинштейн, мы узнаем дорогу, потому что идем в нужном направлении, и наше узнавание в этом случае заключается в надлежащих действиях.

      Нередко нам кажется, что мы уже были в  подобной ситуации, переживали подобное в таком же виде, хотя на самом  деле воспринимаем это впервые. Это  так называемый эффект дежавю, который относится к ошибкам узнавания.

      Интересно то, что узнавание и воспроизведение  не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда мы узнаем предмет, но не можем воспроизвести его в  его отсутствие, либо напротив, у  нас есть какие-то представления, но мы не можем сказать, с чем они связаны. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, чем при узнавании. Нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без наличия объектов для сравнения, каких-то опорных точек. То есть узнать нам всегда легче, чем воспроизвести. 
 

Забывание. 

      Забывание – это невозможность воспроизвести, восстановить воспринятую ранее информацию. В основе этого процесса лежит корковое торможение, чаще всего угасательное, которое и делает невозможным актуализацию временных нервных связей.

      Существует  две основные формы забывания, первая из которых выражается в невозможности припомнить что-либо или узнать, а вторая – в ошибочном, неверном припоминании или узнавании. Однако процесс забывания проходит постепенно, и прежде, чем человек полностью забудет какую-либо информацию, он еще какое-то время будет способен ее воспроизводить и узнавать, но с разной степенью точности, которая постепенно будет снижаться.

      Допустим, вы выучили стихотворение. Если вы способны воспроизвести его безошибочно  по истечении некоторого количества времени, то это первая, самая высокая  степень воспроизведения и узнавания, или первый уровень памяти - так  называемая, воспроизводящая память. Если же вы не можете воспроизвести выученное стихотворение, но легко узнаете его при чтении или на слух, то это уже вторая степень воспроизведения и узнавания или второй уровень памяти - опознающая память. И наконец, третий уровень памяти – облегчающая память, мы можем наблюдать в том случае, если вы не можете ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании затрачиваете намного меньше времени для полного его воспроизведения, чем в первый раз.

      Как видно, на каждом уровне происходит варьирование степени проявления забывания – от меньшей к большей. Причем, забывание может иметь разный характер проявления, начиная от схематизации материала, отбрасывания отдельных его частей, которые могут быть достаточно важными для понимания, и заканчивая сведением новых представлений к привычным старым представлениям.

      Очень важным является тот факт, что забывание  протекает неравномерно во времени. По данным многочисленных исследований, установлено, что больше всего материала  забывается в первые часы после его восприятия, после чего темпы забывания значительно снижаются, и оно происходит намного медленнее. Для бессмысленного материала эта потеря составляет примерно 56% уже через час, а для осмысленного (лекционный материал) – 55% за первые три-четыре дня после восприятия.

      Процесс забывания можно замедлить посредством  своевременного периодического повторения воспринятого материала. Это позволяет  сохранять достаточно большой объем  информации на протяжении длительного  времени. Экспериментально было установлено (М.Н.Шардаков), что если не повторять полученный материал в день получения, то через сутки в памяти сохраняется 74% материала, через три-четыре дня - 66%, через месяц - 58% и через шесть месяцев - 38%. Если же повторить материал в первый день, то через день в памяти сохранится 88%, через три-четыре дня - 84%, через месяц - 70% и через шесть месяцев - 60%.

      Известно  огромное количество вариантов проявления забывания, среди которых следует  отметить, уже упоминавшееся выше, явление реминисценции (смутного воспоминания), когда человек не может вспомнить что-то в данный момент, но припоминает или узнает это через некоторое время. Чаще всего такое происходит при воспроизведении словесного материала большого объема в результате утомления нервных клеток. Сущность этого явления состоит в том, что воспроизведение материала, который мы сначала могли воспроизвести лишь частично, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Чаще всего реминисценция происходит из-за того, что человек не сразу осмыслил данный материал, и ему требуется какое-то время для того, чтобы воспроизведение стало более полным. Другими словами, для предотвращения реминисценции материал должен быть осмыслен.

      Существуют  и другие формы забывания, такие, например, как ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Хорошо известно, что воспринятая информация претерпевает изменения с течением времени. Это выражается в потере яркости и отчетливости воспоминаний, а также появлении существенных несоответствий между припоминаемым и действительно произошедшим, которое обусловлено глубокой перестройкой воспринятого материала и его существенной качественной переработкой. Примером такой переработки служит неправильное воспроизведение последовательности событий во времени при одновременном четком воспроизведении этих событий в отдельности. Было выяснено, что это происходит из-за ослабления случайных временных связей и усиления существенных, внутренних отношений между событиями, вещами, их логических связей. А поскольку последние отнюдь не всегда совпадают с временными связями, то из-за этого несовпадения и происходит такая путаница.

      На  сегодняшний день выделяют большое  количество различных факторов, влияющих на процесс забывания.

      Известно, что забывание протекает тем быстрее, чем меньше понят и осмыслен материал, чем больше его объем, чем более он сложен, чем менее он интересен человеку и чем менее он связан с его деятельностью и актуальными потребностями. Именно поэтому взрослые люди лучше помнят все то, что относится к их профессии, связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят увлекательный для них материал и быстро забывают то, что их не интересует.

      На  забывание оказывает влияние  такой фактор как возраст. Все мы знаем, что пожилые люди склонны забывать недавние события или те действия, которые им предстоит сделать. Причиной этого является трудность организации информации, которую им надо будет вспомнить. То, что пожилым людям трудно дается подобная организация информации, становиться очевидным, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, обстоятельствами или непривычными для них действиями. Для освоения нового им требуется достаточно много времени, поэтому важно, чтобы оно им предоставлялось. Огромную помощь им могут оказать различные памятки и мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь.

      Можно говорить о том, что забывание  происходит и в детстве, поскольку  мало кто из людей помнит события, которые произошли в возрасте до трех лет. Причиной этого, является то, что ребенок до трех лет еще не выделяет себя как личность и у него нет четко очерченного «Я», которое позволило бы ему воспринимать свои действия по отношению к другим людям.

      Другим  немаловажным фактором, влияющим на забывание, является неиспользование информации и ее характер. Бесспорно справедливо и естественно связывать забывание с тем, что полученная информация или усвоенные действия не повторяются. Тем не менее, простое повторение не является залогом сохранения в памяти и развития определенных знаний, для этого оно должно сопровождаться интересом и увлеченностью данным предметом со стороны человека.

      Однако  стоит отметить, что двигательные навыки сохраняются в памяти даже по прошествии нескольких десятков лет. Примером этому может служить езда на велосипеде или игра на фортепиано, с которыми мы можем легко справиться даже через 20-30 лет.

      Еще более важное значение имеет такой  фактор как интерференция (наложение одних событий на другие) со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний и навыков.

Информация о работе Память