Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

Содержание

I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

память.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      Один  из таких приемов - это выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана. Используя этот прием, мы разделяем текст на более или менее самостоятельные разделы - группы мыслей, в каждую из которых входит то, что имеет один общий смысловой стержень, общую тему. Такое разделение помогает лучше запомнить необходимую информацию. Можно также воспользоваться методом выделения смысловых опорных пунктов, суть которого заключается в замене каждой смысловой части каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, и в первом, и во втором случае, заученное объединяется посредством мысленного составления плана, каждый пункт которого представляет собой обобщенный заголовок определенной части текста, а переход от одной части к следующим частям является логической последовательностью основных мыслей текста. В процессе воспроизведения текста заголовки плана выступают в качестве опорных точек, вокруг которых концентрируется весь материал. Составление планов значительно облегчает воспроизведение и приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов, а результатом всего этого являются прочные знания.

      Очень помогает запоминанию и осмыслению материала метод сравнения, в процессе которого человек должен находить сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Вариантом данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее, которым очень часто пользуются учителя: давая детям новый материал, они сопоставляют его с ранее изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Точно также осуществляется сопоставление материала с другой, только что полученной информацией.

      Помимо  перечисленных методов, осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.

      Что мы чаще всего делаем для того, чтобы  что-то заучить или выучить? Конечно же повторяем по нескольку раз тот материал, который надо запомнить. Это метод повторения, который обеспечивает достижение пожалуй самой высокой прочности сохранения необходимой информации, материала, и выступает важнейшим условием овладения знаниями, умениями и навыками. Его продуктивность зависит от соответствия определенным требованиям. В ходе исследований было выявлено пять основных закономерностей в использовании метода повторений:

    1. Заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение, носящее временный характер, т.к. новые повторения дают существенный рост припоминания.
    2. Заучивание идет скачками - скачкообразно. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но при последующих повторениях, объем запоминаемого материала резко увеличивается. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но зато, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, в большом количестве слов.
    3. Если материал в целом легкий для запоминания, то наиболее продуктивными являются первые повторения, по сравнению с последующими. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала, поскольку основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.
    4. Если материал трудный, то запоминание сначала идет медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что первых повторений недостаточно из-за трудности материала для запоминания и только многократные повторения дают прирост объема запоминаемого материала.
    5. Повторения необходимы во время заучивания материала, а также закрепления в памяти уже выученного. При повторении заученного материала многократно возрастают его прочность и длительность сохранения.

      Активность и разнообразность повторений являются условиями, способствующими повышению эффективности запоминания. Для этого перед заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Активное повторение способствует оживлению связей на уровне второй сигнальной системы. Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, в результате чего, запоминание делается более полным. При пассивном повторении такого эффекта не возникает.

      Не  менее важным фактором для эффективности  повторения является его распределение во времени. На этой основе выделяются два способа повторения: концентрированное, при котором материал заучивается за один раз, а повторение следует одно за другим, и распределенное, при котором каждое повторение отделено от другого промежутком времени.

      В ходе исследований было доказано, что  распределенное повторение намного  эффективнее и рациональнее концентрированного, поскольку экономит время и энергию, обеспечивая большую прочность знаний.

      Еще одним очень эффективным методом  заучивания, обеспечивающим высокую  прочность сохранения, является метод воспроизведения во время заучивания. Он заключается в том, что человек пытается воспроизвести еще не до конца выученный материал. Для этого он читает текст один-два раза, после чего пытается его воспроизвести, затем снова читает его несколько раз и снова пытается воспроизвести и так до тех пор, пока текст не будет выучен. Этот метод является проявлением самоконтроля, поскольку при его использовании мы можем понять, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание при следующем чтении.

      Но  продуктивность запоминания зависит не только от распределения повторений материала во времени, но также и от способа осуществления запоминания. Так большой по объему текст можно заучивать либо целостным способом, когда материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения, либо частичным, когда материал делится на части, которые затем отдельно заучиваются, либо с помощью комбинированного способа, когда материал сначала прочитывается целиком несколько раз, затем в нем выделяются трудные места и заучиваются отдельно, а после этого весь текст вновь читается целиком.

      Очевидно, что комбинированный способ заучивания, сочетающий в себе целостный и  частичный, является наиболее целесообразным, поскольку обеспечивает равномерное  запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления и умения выделять главное, а следовательно и большой сосредоточенности внимания, благодаря чему достигается высокая продуктивность и эффективность запоминания.

      Продуктивность  запоминания зависит также и  от характера запоминаемого материала. Так, наглядно-образный материал запоминается намного лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

      Можно перечислить и еще некоторые  мнемотехнические приемы, помогающие запомнить необходимый материал.

      Очень помогает в запоминании метод группировки. Например, чтобы запомнить список покупок можно разделить их на более крупные группы – на овощи, фрукты, мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, обеда и ужина.

      Другие  очень эффективные методы – методы рифм и ритма. Примером могут служить считалочки, где рифма служит опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.

      Еще можно использовать метод акронимов и акростихов. Метод акронимов является очень распространенным и состоит в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление или предмет и т.п. Очень часто этот метод используется в названиях различных организаций, которые мы знаем уже только по их акрониму: ООН, НАТО, ЮНЕСКО и т.п.

      Акростихи же представляют собой такие стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Например, для запоминания по порядку названий черепномозговых нервов в медицинских институтах используют такой стишок: «Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет». Здесь первые буквы слов соответствуют, по порядку, латинским названиям черепномозговых нервов.

      Таким образом, для успешного запоминания  необходимо учитывать все особенности механизмов процесса запоминания и, для улучшения этого процесса, использовать разнообразные мнемические приемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 

      

      

      

        
 

      

      

      

      

      

        

        
 

        
 
 

Сохранение. 

      Сохранение – это способность удержать (сохранить) знания и сведения в течение какого-то времени. Например, в кратковременной памяти информация может сохраняться около 30 секунд, когда как в долговременной памяти она может храниться бесконечно долго.

      В процессе изучения памяти было выделено два вида сохранения – динамическое, проявляющееся в оперативной памяти, и статическое, проявляющееся в долговременной памяти. В процессе динамического сохранения материал практически не изменяется, когда как при статическом сохранении он подвергается переработке и реконструкции. Причем реконструкция, сохраняемого долговременной памятью материала, происходит под влиянием непрерывно поступающей от органов чувств сенсорной информации и проявляется в различных формах – исчезновение менее существенных деталей и замена их другими, изменение последовательности материала, степени его обобщения и т.д.

      Количество  и качество сохраняемой информации сильно зависит от времени. Так, знаменитая кривая забывания Эббингауза показывает, что основная потеря информации происходит в течение первых 2 суток, когда количество сохраненного материала составляет чуть больше четверти. Однако такие результаты справедливы лишь для забывания бессмысленного материала (слогов). В случае осмысленного запоминания материала ход его забывания значительно отличается от кривой Эббингауза. Следует отметить, что в этом случае прочнее всего сохраняется смысловой остов текста, т.е. связанные лишь по смыслу части текста. Другими словами, прочнее всего сохраняется то, что более всего осмысленно.

      Кроме того, на сохранение влияет и эмоциональная окраска материала – лучше всего сохраняются в памяти моменты с положительной эмоциональной окраской, и не сохраняются – с нейтральной эмоциональной окраской.

      При сохранении наблюдается такой факт как реминисценция, заключающаяся  в том, что воспроизведение с течением времени улучшается, а не ухудшается. В результате исследования реминисценции было выяснено, что это широко распространенное явление, благоприятным условием для появления которого является осмысленность материала, насыщенность его содержанием. Реминисценция чаще всего обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, при воспроизведении логического плана запечатленного материала, при изложении материала, вызывающего большой интерес у человека, и при хорошем овладении содержанием материала.

      Основной  причиной появления реминисценции  является работа по осмыслению и овладению  материалом, мыслительная переработка  материала, стимулируемая первым воспроизведением.

      Таким образом, сохранение представляет собой  сложный динамический процесс, который включает в себя различные процессы переработки воспринимаемого материала. 

Воспроизведение и узнавание. 

      Сведения, накопленные памятью человека, его  знания и опыт реализуются в виде воспроизведения. Самая простая его форма – это узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при повторном восприятии.

      Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, который был воспринят нами ранее, но которого мы не наблюдаем, не воспринимаем в данный момент. Отсюда совершенно очевидна разница между воспроизведением и восприятием, которая заключается в том, что воспроизведение возможно только после восприятия и его осуществление всегда происходит вне восприятия. Физиологической же основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся при восприятии предметов и явлений.

Информация о работе Память