Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Что такое память? Каковы ее механизмы? Как мы запоминаем и почему забываем? Этими вопросами задавались многие ученые как древности, так и наших дней. Работа над ответами продолжается и сегодня. Многое уже известно, но многое еще не раскрыто и не понято. Откройте любой психологический словарь или учебник по психологии и вы найдете следующие определения памяти:

Содержание

I. Введение. Что такое память?
II. Основная часть. Основные механизмы и процессы памяти:
а) Запоминание.
б) Сохранение.
в) Воспроизведение и узнавание.
г) Забывание.
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

память.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам памяти. И первый процесс, с которого я хочу начать описание основных механизмов и процессов памяти – это запоминание. 

Запоминание. 

      Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание может протекать с разной степенью активности, поэтому принято выделять два его вида: непроизвольное и произвольное.

      Непроизвольное  запоминание - это запоминание характеризуется отсутствием заранее поставленной цели и происходит без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на нас во время какой-либо деятельности, ставящей себе иные цели и задачи, и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

      Можно сказать, что воздействие практически каждого внешнего раздражителя не проходит бесследно и оставляет после себя в коре головного мозга следы различной прочности. Считается, и это доказано экспериментально, что прочнее, лучше всего человек запоминает то, что связано с его интересами, целями и задачами его деятельности, с его актуальными потребностями, т.е. то, что имеет для него жизненно важное значение. Отсюда можно сделать вывод о том, что непроизвольное запоминание избирательно, в определенном смысле, и определяется нашим отношением к окружающему миру, к происходящим в нем событиям.

      Произвольное запоминание характеризуется наличием определенной, поставленной человеком цели, волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание и использованием специальных приемов запоминания (мнемических). Человек в процессе своей практической и теоретической деятельности постоянно испытывает необходимость сознательного и преднамеренного запоминания особенно значимого для него материала, т.е. запечатление становится сознательным запоминанием и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Другими словами, произвольное запоминание является особой и сложной умственной деятельностью, подчиненной задаче запомнить. Кроме того, когда запоминание сталкивается с определенными трудностями и закрепление материала требует специальных приемов и особой организации, то в этом случае используется такой способ запоминания материала, как заучивание. Суть заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения, состоит в том, что человек многократно повторяет учебный (требующий запоминания) материал до полного и безошибочного его запоминания. Таким образом происходит запоминание стихов, определений, различных законов и формул, исторических дат и т.д.

      Ответ на вопрос о том, что продуктивнее - произвольное запоминание или непроизвольное, неоднозначен. С.Л.Рубинштейн говорит о том, что лишь на первый взгляд преимущество стоит на стороне произвольного запоминания, однако повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно.

      Исследование  А.А.Смирнова показало, что непроизвольное запоминание может быть более  продуктивным, чем произвольное. В  результате экспериментов было выяснено, что то, что испытуемые запоминали непроизвольно – в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось лучше, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.

      Следовательно, наиболее эффективным является запоминание, которое включено в какую-либо деятельность, т.е. зависящее от деятельности, в ходе которой оно совершается.

      Стоит отметить тот факт, что в первую очередь запоминается, так же как  и осознается, то, что составляет цель нашего действия. Другими словами, материал, составляющий содержание цели данного действия, запоминается непроизвольно лучше, чем при произвольном запоминании, когда содержанием цели является само запоминание. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном на данный материал. Преднамеренное запоминание позволяет с помощью многократного повторения надежно и прочно запомнить материал, который по своему объему во много раз превышает объем индивидуальной кратковременной памяти. Но помимо повторения, человек должен поставить себе задачу запомнить нужный материал, только тогда запоминание протекает с большим успехом и оказывается достаточно прочным. Т.е. для лучшего запоминания необходимо ставить себе цель - не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его.

      Следует отметить, что при заучивании большое  значение имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что  воспринимается), но и постановка частных, специальных задач, которые существенно влияют на характер процесса запоминания. В одних случаях мы можем поставить себе задачу запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в третьих - точно запомнить последовательность фактов и т.д.

      Подавляющее большинство имеющихся у нас  знаний возникает в результате мнемической деятельности - специальной деятельности, целью которой является запоминание соответствующего материала для сохранения его в памяти. Эта деятельность направлена на запоминание и воспроизведение удержанного в памяти материала.

      Важен тот факт, что мнемическая деятельность - это специфически человеческий феномен, поскольку только у человека запоминание  становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение в его памяти и припоминание - специальной формой сознательной деятельности. Она всегда носит избирательный характер, так как человек должен четко отделять материал, предложенный для запоминания, от других побочных впечатлений.

      Исследование  мнемической деятельности человека является одной из центральных проблем  современной психологии. Важными  и основными задачами изучения мнемической  деятельности являются определение  доступного человеку объема памяти и максимально возможной скорости запоминания материала, а также времени, в течение которого материал может удерживаться в памяти.

      Огромную  роль в процессе запоминания играет степень осмысления запоминаемого  материала, по которой принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

      Механическое  запоминание представляет собой запоминание, при котором не происходит осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала (заучивание статистических данных, исторических дат и т.д.). В основе такого запоминания лежат ассоциации по смежности. При механическом запоминании части материала связываются друг с другом за счет четкой последовательности во времени, и чтобы установить такую связь требуется многократное повторение материала.

      Осмысленное запоминание, в отличие от механического, основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

      Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического, поскольку требует  от человека значительно меньше усилий и времени и является более  действенным. Механическое же запоминание  очень неэкономно, требует многих повторений, сил и времени, и к тому же, механически заученный материал человек часто не может припомнить в нужный момент. Но на практике механическое и осмысленное запоминание тесно переплетаются друг с другом. Так, когда мы заучиваем наизусть, например, стихотворение, то в первую очередь основываемся на смысловых связях, а точную последовательность слов запоминаем с помощью ассоциаций по смежности. Если же мы пытаемся заучить бессвязный материал, то стремимся построить какие-то смысловые связи между его частями.

      О более высокой степени продуктивности осмысленного запоминания свидетельствуют  следующие данные, полученные в результате экспериментов: при механическом запоминании  в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов - всего 20%, а при осмысленном запоминании 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

      Анализ  затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала, также  показал преимущество осмысленного запоминания над механическим. При механическом заучивании увеличение объема материала требует непропорционально большого увеличения числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов - 55 повторений. Отсюда следует, что при увеличении материала в шесть раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т.е. количество повторений возрастает в 7,5 раза, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания.

      Для улучшения продуктивности и прочности  запоминания, а также для увеличения его объема существует большое количество мнемотехнических приемов и методов, часть которых берет свое начало в древности.

      Первое  упоминание о мнемотехнике (системе приемов, улучшающих использование памяти) было найдено в произведении римского государственного деятеля и писателя Цецерона о риторике – «De oratore» («Об ораторе»), в котором открытие правил запоминания приписывается поэту Симониду (ок. 477 года до н.э.).

      Симонид первым обратил внимание на то, что  очень полезно запоминать размещение различных объектов, поскольку главным условием хорошей памяти является умение упорядоченно располагать в мыслях все то, что требуется запомнить. Вот что пишет в своем трактате Цицерон: «Это навело его на мысль, что тем, кто развивает свои способности в этом направлении, следует держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов, а образы предметов будут означать самые предметы, и мы будет использовать места как восковые дощечки, а образы как надписи».

      Эти правила помогают запомнить набор  объектов, не имеющих логической связи 

между собой, с другим набором, структура которого логически ясна или легко запоми - 
 

     Роуз С. Устройство памяти. От  молекул к сознанию: пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.79.

нается благодаря  характерным признакам. Древние  греческие и римские ораторы  так применяли этот метод: они  вспоминали все объекты, расположенные  на дороге, по которой они ежедневно  ходили в городе. Затем к каждому из этих объектов они «привязывали» определенный тезис или аргумент речи. Например, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй – урне на углу улицы, третий – фонтану на площади и т.п. Когда же они произносили свою речь, то они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент. На сегодняшний день этот прием носит название метода «мест». Его можно использовать, например, применительно к списку продуктов, который вам необходимо купить. Пусть этот список состоит из кофе, масла, ветчины, яиц, хлеба, цыпленка и капусты. Для того, чтобы его запомнить можно мысленно пройти по дому и «разместить» в каждой части дома один из продуктов – хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т.д.

      Этот  же список продуктов можно запомнить, используя и другой метод, который  носит название цепного метода. С его помощью мы снова создаем логическую связь между несвязанными между собой словами. Эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Итак, чтобы запомнить этот список построим условно-логическую цепочку, которая может начинаться с любого слова. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна; этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сюрреалистический образ, можно смело идти в магазин, не боясь что-нибудь забыть. Можно привести другой пример списка бессвязных слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Тогда условно-логическая связь может выглядеть так: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». Этот метод позволяет в течение одной минуты запомнить, в зависимости от тренировки, до 30 слов и более при однократном повторении.

      Поскольку осмысленность материала имеет  большое значение для эффективности  запоминания, то существуют специальные  методы, приемы, помогающие осмыслению заучиваемого.

Информация о работе Память