Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи.

Содержание

I.Память
1. Введение…………………………………………………………3
2. Память и ее значение……………………………………………4
3. Процессы памяти………………………………………………..5
4. Виды памяти………………………………………………...…..7
5. Законы памяти………………………………………………..…9
6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10
7. Основные нарушение памяти…………………………………11
8. Заключение……………………………………………………..18
II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Введение………………………………………………………….20
Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
Заключение………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    7.Забота  о воспитании нового поколения  в противовес погружения в  себя (30 – 60 лет).

    8.Удовлетворенность  прожитой жизнью в противовес  отчаянию (от 60 лет).

    Личность  может развиваться по одному пути (+) или по второму (-).

    Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности -- результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.  
 
 

2.Стадии развития личности по Э. Эриксону  

   

Стадии  развития Нормальная  линия развития Аномальная  линия развития
 
1.Раннее  младенчество (от рождения до 1 года) 
 
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
 
Недоверие к людям как результат плохого  обращение матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция
2.Позднее  младенчество (от 1 года до 3 лет) 
 
 
 
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит  на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в  себе и гипертрофированное чувство  стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3.Ранне  детство (около 3-5 лет) Любознательность  и активность. Живое воображение  и заинтересованное изучение окружающего  мира, подражание взрослым, включение  в поло-ролевое поведение. Пассивность и  безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти  к другим детям, подавленность и  уклончивость, отсутствие признаков  поло-ролевого поведения.
4.Среднее  детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Чувство собственной  неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими  людьми. Острое чувство собственной  неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комфортность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5.Половое  созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы  – планов на будущее. Самоопределение  в вопросах: каким быть? И кем  быть? Активный поиск себя и экспериментирование  в разных ролях. Учение. Четкая половая  поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: Появление мыслей не только о будущем  и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм поло-ролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.  
6.Ранняя  взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к  людям. Стремление к контактам с  людьми, желание и способность  посвятить себя людям. Рождение и  воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности  характера, неразборчивые отношения  и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. 
7.Средняя  взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой  и с другими людьми. Зрелая, полноценная  и разнообразная жизнь. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. 
8.Поздняя  зрелость (свыше 60 лет) Удовлетворенность семейными отношениями и чувство  гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что  времени осталось слишком мало, что  оно бежит слишком быстро. Осознание  бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличие в нем недоброго, неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Заключение 

    Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате личность приобретает что-то новое на каждом данном этапе и сохраняет его в течение всей жизни. Эти личностные преобразования возникают не на пустом месте. Их появление подготовлено предыдущим этапом.

    Формируясь  и развиваясь как личность, человек  приобретает не только положительные  качества, но и недостатки, которые  Эриксон изобразил в виде двух крайних линий личностного развития: нормальной и аномальной.

    В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают в себя промежуточные  варианты личностного развития.

    Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые один к одному соотносятся  с кризисом возрастного развития. 
 
 

    Список  использованной литературы: 

  1. Немов Р.С. Психология. – М.; 1986
  2. Крутецкий В.А."Психология"
  3. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Информация о работе Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона