Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи.

Содержание

I.Память
1. Введение…………………………………………………………3
2. Память и ее значение……………………………………………4
3. Процессы памяти………………………………………………..5
4. Виды памяти………………………………………………...…..7
5. Законы памяти………………………………………………..…9
6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10
7. Основные нарушение памяти…………………………………11
8. Заключение……………………………………………………..18
II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Введение………………………………………………………….20
Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
Заключение………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Ленинградский Областной Колледж Культуры и  Искусств 

    Контрольная работа №1

    По  дисциплине

    «Психология» 

                                    ТЕМА:

Память.

Эпигенетическая теория развития

личности  Э. Эриксона 
 

    Выполнила:

    Студентка 2 курса 

    заочного  отделения

    по специальности

    постановка  театрализованных

    представлений

    Коннова Маргарита 
 
 
 

    2010 г.

 

    Оглавление 

    I.Память 

    1. Введение…………………………………………………………3

    2. Память и ее значение……………………………………………4

    3. Процессы памяти………………………………………………..5

    4. Виды памяти………………………………………………...…..7

    5. Законы памяти………………………………………………..…9

    6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10

    7. Основные нарушение памяти…………………………………11

    8. Заключение……………………………………………………..18 

    II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

  1. Введение………………………………………………………….20
  2. Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
  3. Заключение………………………………………………………24
 

    Список  использованной литературы..................................24 
I.Память 

  1. Введение
 

    Любой человек, основываясь на собственном  опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызывать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не воспринимали, например, тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует, - сказочный персонаж или фантастическую машину. Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок - восхищение. Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимая решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность. Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один проявляет способности в области математики, другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов – «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает  «наука о душе».

    Проявления  психики человека очень многообразны, и все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны  между собой, влияют друг на друга. Связь  эта не носит характера простой  суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить. 
 

    2.Память и ее значение. 

    Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

    Образы  предметов и явлений, которые  возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения  этого воздействия. Образы сохраняются  в отсутствие этих предметов и  явлений в виде так называемых представления памяти. Представления памяти - это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые (представления человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т.д.), обонятельные (мы можем представить себе, т.е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому, ворсистому меху). Представления памяти, в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы на него смотрите, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

    Памятью называют отражение прошлого опыта  человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

    Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине.

    Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют  для него, для его деятельности особенно важное значение.. и наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

    На  запоминание сильно влияет эмоциональное  отношение человека к тому, что запоминается, все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует  процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. 
 

    3.Процессы памяти 

    Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. основные из них - запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

    Запоминание.  Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений - действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание  - это процесс запоминания и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей. От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Разумеется, далеко не все, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель - запомнить, прилагае для этого определенные усилия, специальные приемы. Учебная - деятельность школьников - усвоение знаний, приобретение умений и навыков - опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

    Сохранение  и забывание. Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

    Вообще говоря, забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально "засорен" множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения. Так почему же мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном узнавании и припоминании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места а в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. 

    Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих двух процессов друг от друга?

    Нам, конечно, знакомы такие факты, когда мы хотим и никак не можем вспомнить услышанную когда-то мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, материал учебного предмета. Не можем вспомнить, значит, забыли? Но вот мы снова слышим эту мелодию или фамилию человека, читаем рассказ или раздел учебника, и у нас возникает своеобразное чувство знакомости, т.е. мы осознаем, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто. 
 

    4.Виды памяти 

    Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

    В качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов  памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:

    - по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно–логическую,

    - по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,

    - по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

    Двигательная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.

    Огромное  значение этого вида памяти состоит  в том, что она служит основой  для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.

    Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие  действия. Обычно признаком хорошей  памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые ручки».

    Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

    Образная  память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

    Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Существует, однако, и такое деление на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности, память делят на непроизвольную и произвольную.

    Непроизвольная  и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.

    Каждый  знает, что огромное место в нашей  жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий, формируется основная и по их объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Информация о работе Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона