Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи.

Содержание

I.Память
1. Введение…………………………………………………………3
2. Память и ее значение……………………………………………4
3. Процессы памяти………………………………………………..5
4. Виды памяти………………………………………………...…..7
5. Законы памяти………………………………………………..…9
6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10
7. Основные нарушение памяти…………………………………11
8. Заключение……………………………………………………..18
II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Введение………………………………………………………….20
Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
Заключение………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Сходные результаты получаются при предъявлении для запоминания слогов, цифр. Это число запоминаемых при однократном предъявлении частей материала оказалось довольно устойчивым, независимо от способа предъявления материала для запоминания - на слух, зрительно или с помощью кинестезии, и было названо известным американским психологом Д. Миллером «магическим числом семь».

     Объем запоминаемого материала в значительной мере возрастает, если вместо механического  заучивания, основанного на простых  ассоциациях, человек использует для запоминания логические, смысловые связи между отдельными частями материала, предъявляемого для запоминания. Такой способ запоминания, когда человек опирается на смысловые связи, обеспечивает возможность запечатления событий и явлений, количество которых во много раз превышает «магическое число семь».

     При психических и нервных заболеваниях расстройства механической и логической памяти могут наблюдаться в известной  мере изолированно друг от друга. Так, у некоторых больных с распространенным, но не грубо выраженным склерозом сосудов головного мозга нередко больше всего страдает механическая память. В то же время использование смысловых связей помогает этим больным компенсировать дефекты механического запоминания. Напротив, у больных со сниженным интеллектом, слабоумием нарушения запоминания могут быть связаны прежде всего с невозможностью установить логические связи в предъявляемом для запоминания материале.

     Различают два основных типа сохранения материала  в памяти: кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявляемого материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток. Более длительные сроки сохранения памяти, в том числе многие месяцы, годы, относят обычно к деятельности долговременной памяти.

     В опытах Эббингауза было показано, что  при заучивании в памяти осталось только 44% этого материала, а через  двое суток - лишь 28%. В последующие дни снижение «кривой забывания» происходило очень медленно (см. рис.). Большая часть материала, заучивавшегося в опытах Эббингауза, сохранялась лишь в кратковременной памяти.

       
Кривая забывания  по Эббингаузу
 

     В клинике ухудшение кратковременной  и долговременной памяти зачастую идет у больных неравномерно. Так, при  склерозе сосудов головного мозга больные могут обнаружить выраженные нарушения кратковременной памяти, не удерживать в памяти события, которые произошли несколько часов или сутки тому назад. В то же время у этих больных отмечается нередко поразительная сохранность долговременной памяти: они прекрасно помнят основные события своей жизни в юности, молодости, знают даты этих событий, их последовательность. У этих больных страдает не только кратковременная память тех сведений, которые им удалось на короткое время удержать. Оба эти нарушения, по-видимому, лежат в основе антероградной амнезии, своеобразного нарушения памяти, заключающегося в не способности припомнить те или иные события, которые произошли после заболевания.

     При антрероградной амнезии имеет место  относительная сохранность оперативной памяти, но разрушается память на события, последовавшие за психической травмой. Сочетание нарушения памяти на события, предшествовавшие травме и события, последовавшие за ней – это антероградная амнезия.

     Особенно  часто антероградная амнезия  наблюдается при корсаковском синдроме. При этом синдроме бывает также ретроградная амнезия – разрушение информации, хранившейся в долговременной памяти. Она может распространяться на период от нескольких дней до нескольких лет перед заболеванием, нередко выявляется также при травмах головного мозга. Ретроградная амнезия связана с нарушением долговременной памяти, так как больные с этой формой амнезии не могут вспомнить сведения о событиях, происходивших задолго до заболевания, т.е. сохранявшихся в долговременной памяти.

     Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает как бы само по себе, непреднамеренно. Так, идя по улице  и рассматривая знакомые места, человек начинает представлять себе давно прошедшие события, в его памяти непроизвольно возникают образы людей, связанные с этими событиями. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения человек преднамеренно стремиться вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства.

     В случае, если произвольное воспроизведение  требует значительных усилий, опоры  на промежуточные, иногда очень отдаленные связи, говорят о припоминании. Своеобразный пример припоминания приведен в известном рассказе А.П. Чехова, в котором герой пытается вспомнить «лошадиную фамилию». После перебора ряда неверных ассоциаций ему с большим трудом удается припомнить нужную фамилию «Овсов», фактически тогда, когда необходимость в знании этой фамилии уже миновала.

     Важной  чертой воспроизведения, особенно произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех  же событий разными людьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта, отношений личности.

     С воспроизведением тесно связано  узнавание воспринимаемых объектов и явлений. При воспроизведении  мы всегда испытываем в различной  степени своеобразное ощущение знакомости воспроизводимого материала. В случаях  психических и нервных заболеваний ощущения знакомости могут возникать в совершенно не известной для больного ситуации. Так, у больных эпилепсией, вызванной поражением височных долей мозга, перед началом припадка иногда развивается такое состояние, когда все, что больной видит впервые - предметы, события, вызывают у него ощущение «уже виденного» (deja vue).

     Наблюдаются и противоположные случаи, когда больные испытывают ощущение «никогда не виденного» (Jamais vue) в хорошо знакомых им ситуациях. Близким к ощущению «никогда не виденного» является расстройство воспроизведения, получившее название криптамнезии. Присвоенные воспоминания, или криптамнезии, заключается в уверенности человека в том, что события, увиденные им в кино, описанные в книге, услышанные в рассказе собеседника, пережитые в сновидении, произошли с ним в действительности. Так, один известный английский поэт, страдавший в глубокой старости криптамнезией, читал друзьям свои давно написанные стихи, считая, что он их только что сочинил. Следовательно, воспроизводя свои ранние стихи, поэт испытывал ощущение «никогда не виденного», ему представлялось, что эти стихи он читает впервые.

     Нарушения воспроизведения могут быть связаны  как непосредственно с дефектами  процесса извлечения из памяти тех  сведений, которые в ней хранятся, так и вызываться вторично - в результате расстройств сохранения материала памяти. С этих позиций следует понимать гипомнезии и гипермнезии.

     При гипомнезиях отмечается ослабление памяти на текущие и давно прошедшие  события (при амнезиях - полное выпадение определенного периода жизни из памяти). Гипермнезии – это наплывы воспоминаний, носящих яркую эмоциональную окраску. Для гипермнезии, встречающихся в клинике довольно редко, характерным является резкое обострение способности воспроизводить сведения, которые до болезни, казалось бы, не сохранились в памяти. Человек может запомнить печатный текст, но его воспроизведение возможно без осознания смысла, автоматически. Присутствуют непроизвольные вспышки прошлого, а не осознанные воспоминания. Так, И.Ф. Случевский описал студентку медицинского института, которая в состоянии кратковременного психоза малярийного происхождения цитировала дословно большие разделы учебника по анатомии, хотя до заболевания преподаватели считали, что у нее имеются «довольно посредственные» знания по анатомии.

     Повышение способности воспроизведения отмечается также иногда во время гипноза. Находящиеся  в гипнотическом состоянии люди могут вспомнить события своей  жизни, включая раннее детство, которые  представлялись им прочно забытыми.

     К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии - конфабуляции и псевдореминисценции. При конфабуляциях больные резко искажают и замещают основное содержание воспроизводимого материала, заполняют его большим числом ложных деталей. Особенно часто конфабуляции наблюдаются у больных с поражением лобных долей мозга. Конфабуляции считаются также одним из характерных признаков корсаковского синдрома.

     Псевдореминисценции отличаются от конфабуляции большей  устойчивостью, повторно высказываются больными. Конфабуляции преимущественно относятся к настоящему, а псевдореминисценции - к прошлому.

     Способность воспроизведения может нарушаться под влиянием патологических установок  личности, например при так называемых реактивных состояниях (функциональные изменения психики под влиянием тяжелых переживаний). Амнезия распространяется на отдельные системы событий, например на все, что связано со смертью дорогого человека, и обычно отличается кратковременностью.

    Еще одно нарушение памяти – это навязчивые воспоминания. Они проявляются в том, что в памяти воспроизводится какой-то (чаще неприятный, компрометирующий) эпизод из прошлой жизни. Давно миновало время этих событий, они утратили свою актуальность, но человек время от времени, вопреки своему желанию, вспоминает их, испытывая тягостное эмоциональное переживание. Навязчивые воспоминания, персевирации, могут и не носить тягостного характера, но сопровождаются чувством неотвязности от ненужного, пустого впечатления.

    До  настоящего времени не выявлены участки высших отделов мозга, поражение которых обусловливает расстройство памяти. В пожилом возрасте при диффузных поражениях значительной части мозга в высокой степени происходит постепенное ослабление памяти в следующей последовательности: вначале ухудшается кратковременная память, затем оперативная и долговременная память. Нарушения могут коснуться и третичной (вечной) памяти.

    Таким образом, память – это сложный  психический процесс, состоящий  из нескольких частных процессов, связанных  друг с другом. Память необходима человеку, поскольку позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.  
 
 
 

8.Заключение 

    Задачей психологии является изучение законов психической жизни человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека, для правильного построения системы взаимоотношений людей, оптимальной организации процесса формирования личности.

    Законы  психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий его объективный мир. Психологические законы показывают, как с возрастом развивается психическая деятельность и как с возрастом формируются психические свойства человека. Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействую друг на друга.

    Особо важная роль принадлежит психологии в деле обучения и воспитания молодого поколения. К.Д. Ушинский подчеркивал, что, для того чтобы правильно  и успешно воспитывать детей, необходимо хорошо знать их во всех отношениях. Наконец, знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Эпигенетическая теория развития личности по Э.Эриксону 

  1. Введение
 

    В последние десятилетия усиливается  тенденция к целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Одной из таких концепций стала теория американоского психолога Э. Эриксона. По его мнению, каждой стадии развития присущи ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эта идея Э. Эриксона легла в основу выделения им ступеней, стадий жизненного пути. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако решение задачи, согласно

Э. Эриксону, зависит  как от уже достигнутого уровня развития человека, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором  этот индивид живет.

    Эриксон в своих взглядах придерживается так называемого эпигенетического принципа, то есть генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек от рождения до смерти.

    Эриксон выделил и описал восемь жизненных  психологических кризисов, неизбежно  наступающих у каждого человека:

    1.Кризис  доверия-недоверия (кризис происходит в течение первого года жизни).

    2.Автономия  в противоположность сомнению  и стыду (в возрасте 2-3 лет).

    3.Проявление  инициативности в противовес  чувству вины (от 3-х до 6 лет).

    4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет).

    5.Личностное  самоопределение в противовес  индивидуальной серости и конформизму  (подстраивание под условия окружающей  среды) (12 – 18 лет).

    6.Интимность  и общительность в противовес  личностной психологической изолированности  (около 20 лет).

Информация о работе Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона