Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа
Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи.
I.Память
1. Введение…………………………………………………………3
2. Память и ее значение……………………………………………4
3. Процессы памяти………………………………………………..5
4. Виды памяти………………………………………………...…..7
5. Законы памяти………………………………………………..…9
6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10
7. Основные нарушение памяти…………………………………11
8. Заключение……………………………………………………..18
II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Введение………………………………………………………….20
Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
Заключение………………………………………………………24
Существует еще одна теория видов памяти.
Вот что Рубинштейн рассматривал под видами памяти, он считал, что виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержанием сознания, к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающаяся в навыках и привычках, образную память (зрительная, слуховая, осязательная и так далее), память на мысли (логическая) и память на чувства (афферентная ).
Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений как “ память тела “ и “ память духа “.
Такой надрыв между ними совершенно ложен. Он отражает дуализм Бергсона, для которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти хотя и не тождественны но тесно связаны между собой.
Виды
памяти дифференцируются также и
в зависимости от того, как совершается
запоминание. В зависимости от характера
деятельности, в ходе которой совершается
запоминание, различаются непроизвольное
и произвольное запоминание. В зависимости
от способа запоминание в этом плане различаются
механическое и смысловое запоминание.
5.Законы
памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых, кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы, которые он вывел:
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2.
Более сложные и менее
3.
При пристальном внимании к
событию достаточно бывает его
однократного переживания,
4.
Человек может объективно
5.
Предварительное повторение
6.
При запоминании длинного ряда
лучше всего по памяти
7.
Для ассоциативной связи
8.
Повторение подряд
9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
10.С
усилением внимания к
11.То,
чем человек особенно
12.
Редкие, странные, необычные впечатления
запоминаются лучше, чем привычные,
часто встречающиеся.
13.Любое
новое впечатление, полученное
человеком, не остается в его
памяти изолированным. Будучи
запомнившимся в одном виде, оно
со временем может несколько
измениться, вступив в ассоциативную
связь с другими впечатлениями,
оказав на них влияние и, в свою очередь,
изменившись под их воздействием.
6.Индивидуальные
особенности памяти.
Закрепление
и воспроизведение реакций, как
и все остальные формы
Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.
Согласно всем данным, следует думать, что память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.
Существует феноменальная память как способность к воспроизведению большого объема информации. Феноменальная память может наблюдаться как у умственно отсталых людей, так и у выдающихся личностей (Цезарь, Моцарт и т.д.).
Функции феноменальной памяти могут быть связаны и с функционированием кратковременной (оперативной) памяти, и с функционированием механизмов долговременной памяти. Опасны случаи, когда, находясь в болезненном состоянии, человек воспроизводил ранее им слышанное или виденное с такой точностью и в таком объеме, что это не шло ни в какое сравнение с кругом сведений, которыми он оперировал в обычных для него условиях.
Все
это указывает на то, что в памяти
постоянно действуют механизмы
блокирования, препятствующие проникновению
информации, которой мы потенциально владеем,
в наше сознание. Вероятно, эта информация
может оказывать влияние на наше поведение
на подсознательном и сверхсознательном
уровнях.
7.Основные
нарушения памяти
Нарушения (разрушение) механизмов памяти может проявляться в следующем: затрудняется процесс запечатления; нарушается оперативная память; утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти или блокируется ее воспроизведение; происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут вызывать улучшение показателей памяти (гипермнезия).
И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития. Используя память, человек обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, познает опыт, накопленный предшествовавшими поколениями.
Память позволяет нам не только узнавать предметы и явления, но и участвует непосредственно в механизме восприятия. На разных этапах восприятия, переработки информации, воспринимаемой человеком, его головной мозг, как это показали исследования последних лет, использует механизм памяти.
Физиологической основой памяти являются «следы» происходящих в нервной системе процессов. При восприятии предметов и явлений окружающего мира возникает сложная деятельность многих нервных клеток в головном мозге человека, и между ними устанавливаются определенные связи. Важная роль в физиологическом механизме памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, детально изученных И.П. Павловым и его школой.
Различают
следующие основные процессы памяти:
запоминание, сохранение и воспроизведение.
Эти процессы тесно друг с другом
связаны и разделяются в
При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели в отношении того, что надо запомнить, но, тем не менее, запоминание происходит как бы само собой. Особенно часто так запоминаются предметы и явления, вызывающие у человека большой интерес, затрагивающие его эмоции, связанные с переживаниями.
Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер. Если при произвольном запоминании человек использует специальные приемы для наилучшего усвоения знаний, то оно называется заучиванием. При заучивании перед человеком могут ставиться разные задачи: запомнить дословно и точно или запомнить только основные, главные мысли.
Как произвольное, так и непроизвольное, запоминание в значительной мере зависят от активности и направленности интересов, внимания человека. Исключительное значение для процессов запоминания играет селекция, отбор того, что необходимо запомнить, существенного для человека материала от всего остального, несущественного. Непроизвольному и произвольному запоминанию способствует многократное повторение.
Способность запомнить воспринимаемые предметы и явления может ухудшаться в состоянии усталости, когда человеку трудно сосредоточиться на запоминаемом материале. В особенности выраженными бывают эти затруднения при астенических состояниях, когда вследствие истощения нервной системы, вызванного ее перенапряжением или болезнью, развиваются общая слабость, вялость, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Расстройства запоминания возникают также часто при склерозе сосудов головного мозга.
Особенно
резкие нарушения запоминания
Даже при очень сильном снижении способности запоминать текущие события выявляется определенное влияние на запоминание особенностей эмоциональной сферы больных, хотя и измененной.
Одна из больных с резким снижением интеллекта и памяти, обеднением интересов и эмоций, вызванных атрофическим процессом в головном мозгу (болезнь Пика), никак не могла вспомнить, что у нее была и только что ушла родная сестра, но запомнила, что в тумбочке лежат яблоки, только что принесенные этой сестрой.
Объем
материала, который может запомнить
человек, находится в прямой зависимости
от степени связи друг с другом отдельных
частей, подлежащих запоминанию. Если
человек должен запомнить не связанные
друг с другом части материала, то говорят
о механическом запоминании. Как показали
результаты ряда экспериментально-
Информация о работе Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона