Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи.

Содержание

I.Память
1. Введение…………………………………………………………3
2. Память и ее значение……………………………………………4
3. Процессы памяти………………………………………………..5
4. Виды памяти………………………………………………...…..7
5. Законы памяти………………………………………………..…9
6. Индивидуальные особенности памяти…………………….…10
7. Основные нарушение памяти…………………………………11
8. Заключение……………………………………………………..18
II. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Введение………………………………………………………….20
Стадии развития личности по Э. Эриксону……………………21
Заключение………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Существует  еще одна теория видов памяти.

    Вот что Рубинштейн рассматривал под  видами памяти, он считал, что виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержанием сознания, к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающаяся в навыках и привычках, образную память (зрительная, слуховая, осязательная и так далее), память на мысли (логическая) и память на чувства (афферентная ).

    Бихевиористы  в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к  проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.

    С другой стороны, А. Бергсон резко  разъединил и противопоставил память движений и память представлений как “ память тела “ и “ память духа “.

    Такой надрыв между ними совершенно ложен. Он отражает дуализм Бергсона, для  которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти хотя и не тождественны но тесно связаны между собой.

    Виды  памяти дифференцируются также и  в зависимости от того, как совершается  запоминание. В зависимости от характера  деятельности, в ходе которой совершается  запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминание в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание. 
 
 

    5.Законы памяти. 

    Немецкий  ученый Г. Эббингауз был одним  из первых ученых, кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы, которые он вывел:

    1. Сравнительно простые события  в жизни, которые производят  особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные  события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к  событию достаточно бывает его  однократного переживания, чтобы  в дальнейшем точно и в нужном  порядке воспроизвести по памяти  его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно  воспроизводить события, но осознавать  этого и, наоборот, ошибаться,  но быть уверенным, что воспроизводит  их правильно. Между точностью  воспроизведения событий и уверенностью  в этой точности не всегда  существует однозначная связь.

    5. Предварительное повторение материала,  который подлежит заучиванию (повторение  без заучивания), экономит время  на его усвоение в том случае, если число таких предварительных  повторений не превышает их  количества, необходимого для полного  заучивания материала наизусть.

    6. При запоминании длинного ряда  лучше всего по памяти воспроизводятся  его начала и конец («эффект  края»).

    7. Для ассоциативной связи впечатлений  и их последующего воспроизводства  особо важным является то, являются  ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

    8. Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктивно  для его запоминания, чем распределение  таких повторений в течение  определенного периода времени,  например в течение нескольких  часов или дней.

    9. Новое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

    10.С  усилением внимания к запоминаемому  материалу число повторений, необходимых  для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем  отсутствие достаточного внимания  не может быть возмещено увеличением числа повторений.

    11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.  Особенно отчетливо эта закономерность  проявляется в зрелые годы.

    12. Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. 

    13.Любое  новое впечатление, полученное  человеком, не остается в его  памяти изолированным. Будучи  запомнившимся в одном виде, оно  со временем может несколько  измениться, вступив в ассоциативную  связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием. 
 
 
 

    6.Индивидуальные особенности памяти. 

    Закрепление и воспроизведение реакций, как  и все остальные формы поведения, не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. Джейм сравнивает в этом отношении память различных людей с воском и желе, так как и там и здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск не удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее, память варьирует в смысле объема, то есть количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется закрепленная реакция, точности и так далее. Все эти стороны имеют при различного рода закреплениях далеко не одинаковую важность. Иной раз нам важно получить продолжительное, но не особенно точное запоминание, другой раз, напротив, необходимо иметь наиболее точное, но не особенно длительное запоминание. Для педагога важно всякий раз отдавать себе отчет в том, какое именно запоминание он рассчитывает получить на этот раз, потому что, как мы увидим ниже, от этого зависят характер и результаты запоминания. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок является, по выражению Штерна, существом настоящего времени. Несколько позже память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. Эббингауз проделавший экспериментальное исследование памяти при помощи заучивания бессмысленных слогов, нашел, что в 8 –10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 –20 лет. Такие же результаты получил Бине, исследуя память трех классов школы.

    Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.

    Согласно  всем данным, следует думать, что  память растет и развивается в  детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после  начинает медленно понижаться.

    Существует  феноменальная память как способность  к воспроизведению большого объема информации. Феноменальная память может  наблюдаться как у умственно  отсталых людей, так и у выдающихся личностей (Цезарь, Моцарт и т.д.).

    Функции феноменальной памяти могут быть связаны и с функционированием кратковременной (оперативной) памяти, и с функционированием механизмов долговременной памяти. Опасны случаи, когда, находясь в болезненном состоянии, человек воспроизводил ранее им слышанное или виденное с такой точностью и в таком объеме, что это не шло ни в какое сравнение с кругом сведений, которыми он оперировал в обычных для него условиях.

    Все это указывает на то, что в памяти постоянно действуют механизмы  блокирования, препятствующие проникновению  информации, которой мы потенциально владеем, в наше сознание. Вероятно, эта информация может оказывать влияние на наше поведение на подсознательном и сверхсознательном уровнях. 
 
 
 

    7.Основные нарушения памяти 

    Нарушения (разрушение) механизмов памяти может  проявляться в следующем: затрудняется процесс запечатления; нарушается оперативная память; утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти или блокируется ее воспроизведение; происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут вызывать улучшение показателей памяти (гипермнезия).

     И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития. Используя память, человек обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, познает опыт, накопленный предшествовавшими поколениями.

     Память  позволяет нам не только узнавать предметы и явления, но и участвует  непосредственно в механизме  восприятия. На разных этапах восприятия, переработки информации, воспринимаемой человеком, его головной мозг, как это показали исследования последних лет, использует механизм памяти.

       

     Физиологической основой памяти являются «следы» происходящих в нервной системе процессов. При восприятии предметов и явлений окружающего мира возникает сложная деятельность многих нервных клеток в головном мозге человека, и между ними устанавливаются определенные связи. Важная роль в физиологическом механизме памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, детально изученных И.П. Павловым и его школой.

     Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно друг с другом связаны и разделяются в известной  мере условно. Запоминание воспринимаемых предметов и явлений, действий, поступков, мыслей и чувств может быть непроизвольным и произвольным.

     При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели в отношении  того, что надо запомнить, но, тем не менее, запоминание происходит как бы само собой. Особенно часто так запоминаются предметы и явления, вызывающие у человека большой интерес, затрагивающие его эмоции, связанные с переживаниями.

     Произвольное  запоминание осуществляется преднамеренно  и имеет целенаправленный характер. Если при произвольном запоминании человек использует специальные приемы для наилучшего усвоения знаний, то оно называется заучиванием. При заучивании перед человеком могут ставиться разные задачи: запомнить дословно и точно или запомнить только основные, главные мысли.

     Как произвольное, так и непроизвольное, запоминание в значительной мере зависят от активности и направленности интересов, внимания человека. Исключительное значение для процессов запоминания  играет селекция, отбор того, что необходимо запомнить, существенного для человека материала от всего остального, несущественного. Непроизвольному и произвольному запоминанию способствует многократное повторение.

     Способность запомнить воспринимаемые предметы и явления может ухудшаться в состоянии усталости, когда человеку трудно сосредоточиться на запоминаемом материале. В особенности выраженными бывают эти затруднения при астенических состояниях, когда вследствие истощения нервной системы, вызванного ее перенапряжением или болезнью, развиваются общая слабость, вялость, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Расстройства запоминания возникают также часто при склерозе сосудов головного мозга.

     Особенно  резкие нарушения запоминания развиваются  при своеобразном синдроме расстройств  памяти, описанном впервые известным русским психиатром С.С. Корсаковым и получившем название корсаковского синдрома. Этот синдром наблюдается при хроническом алкоголизме, травмах, склерозе сосудов головного мозга. Одной из наиболее характерных особенностей корсаковского синдрома является расстройство запоминания текущих событий. Больные не могут запомнить, обедали ли они сегодня, был ли обход врача, посетили ли их в этот день родственники.

     Даже  при очень сильном снижении способности  запоминать текущие события выявляется определенное влияние на запоминание особенностей эмоциональной сферы больных, хотя и измененной.

     Одна  из больных с резким снижением интеллекта и памяти, обеднением интересов и эмоций, вызванных атрофическим процессом в головном мозгу (болезнь Пика), никак не могла вспомнить, что у нее была и только что ушла родная сестра, но запомнила, что в тумбочке лежат яблоки, только что принесенные этой сестрой.

     Объем материала, который может запомнить  человек, находится в прямой зависимости  от степени связи друг с другом отдельных частей, подлежащих запоминанию. Если человек должен запомнить не связанные друг с другом части материала, то говорят о механическом запоминании. Как показали результаты ряда экспериментально-психологических исследований, здоровый взрослый человек может запомнить при однократном предъявлении 7 +/- 2, т.е. от пяти до 90 несвязанных «кусков» материала. Так, при однократном предъявлении десяти и более слов человек запоминает в среднем не менее пяти и не более девяти слов.

Информация о работе Память. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона