Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:24, шпаргалка
Ответы на 61 вопрос.
Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т.д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже . Понятие схемы Действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.
Структуры
мыслительной деятельности складываются
прижизненно, зависят от содержания
опыта и качественно различны
на разных стадиях развития. Процессы
ассимиляции и аккомодации
56.Характеристика кризиса семи лет
В качестве
основной психологической характеристики
выделяется "потеря непосредственности",
которая, с одной стороны, характеризуется
манерничаньем и кривлянием, т. е.
неестественностью поведения, с
другой — возникновением форм поведения,
опосредствованных правилами и
нормами, т. е. произвольностью. По Л.С.
Выготскому, К. с. л. обусловлен обобщением
переживаний ребенка, до того разрозненных
и ситуативных. В частности, к
семи годам ребенок может
В период
К. с. л. нередко наблюдается
57. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
Основные
психологические
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:
Учебная деятельность и ее субъект.
Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:
содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;
содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;
содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;
содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;
содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя ("Кем я был?" и "Кем я стал?") в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
58.Развитие социального поведения младшего школьника
К концу
первой ступени школы восприятие
ребёнка усложняется и
Мышление
детей развивается во взаимосвязи
с речью. Большую роль в познавательной
деятельности школьника играет память.
Его мозг обладает такой пластичностью,
которая позволяет ему легко
справляться с задачами дословного
запоминания. Становление личности
маленького школьника происходит под
влиянием новых отношений со взрослыми
и сверстниками, новых видов деятельности
и общения, включения в целую
систему коллективов. У младших
школьников складываются элементы социальных
чувств, вырабатываются навыки общественного
поведения . Младший школьный возраст
предоставляет больше возможности
для развития нравственных качеств
личности. Этому способствует податливость
и известная внушаемость
Воля не
сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная
чувствительность, способность глубоко
и сильно переживать превалируют
над доводами разума, школьник совершает
множество необдуманных действий. Развитие
младшего школьника - очень сложный
и противоречивый процесс. В этом
возрасте растущий человек должен очень
многое понять, а поэтому нужно
максимально использовать каждый день
его жизни. Главная задача возраста
- постижение окружающего мира: природы,
человеческих отношений.
59.Самосознание как важнейшее новообразование подростка
подростка
исходя только из внешних по отношению
к психическому развитию факторов,
являются недостаточно адекватными. Факторы
и биологического, и социального
порядка не определяют развитие прямо.
Они включаются в сам процесс
развития, становясь внутренними
компонентами возникающих при этом
психологических
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое "чувство взрослости" - особая форма отроческого самосознания . Заметим, что этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания. Чувство взрослости, по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Другое
важное явление, определяющее формирование
самосознания подростка , - эгоцентризм.
Давид Эткинд экспериментально показал
поведенческие основания
60.Развитие личностной сферы в подростковом возрасте
Подростковый
возраст -- это самый трудный и
сложный из всех детских возрастов
, представляющий собой период становления
личности. Вместе с тем это самый
ответственный период, поскольку
здесь складываются основы нравственности,
формируются социальные установки,
отношения к себе, к людям, к
обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты
61.Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.
Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа "Я". Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии.
Для понимания
психологических отличий дружбы
взрослых людей от юношеской дружбы
особенно важны три момента: относительное
завершение формирования самосознания;
расширение и дифференциация сферы
общения и деятельности; появление
новых интимных привязанностей. Дружба
- вид устойчивых, индивидуально-избирательных
межличностных отношений, характеризующихся
взаимной привязанностью их участников,
усилением процессов
В юношеском
возрасте формируется морально-