Ответы по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:24, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 61 вопрос.

Работа содержит 1 файл

шпора по вп.docx

— 92.23 Кб (Скачать)

17.Профессиональное  самоопределение  в юношеском возрасте

Юношеский возраст - период жизни человека между  подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был  определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Это возраст , когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются  ценностные ориентации, установки. По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени  ответственности, самостоятельности, способности к активному участию  в жизни общества и в своей  личной жизни, к конструктивному  решению различных проблем, профессионального  становления. И наряду с таким  сложным личностным развитием, большое  место занимает именно профессиональное становление студентов, которое  осуществляется в рамках учебной  деятельности.

Наблюдение - один из главных методов в возрастной психологии, так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с  детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в совокупности они  позволяют получить достаточно разнообразную  и очень достоверную информацию.

Наблюдение  педагогу-психологу необходимо вести  целенаправленно, по определенному  плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать наблюдать  необходимо, установить цель наблюдения (ради чего оно осуществляется); выбрать  объект (один человек или группа); сделать предварительный прогноз, какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно, и систематично (дети растут, меняется их психика и  поведение и если, например, пропустить без наблюдения один месяц в младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится  очень ощутимый пробел в истории  индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости  от их возраста.

В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно  с фиксацией данных.

2-3м. до 1 года (младенчество) - один раз в  неделю.

1г.-3 лет  (раннее детство) - один раз в  месяц.

3г.-6,7 лет  - раз в полгода, с участием  психолога.

6,7-11,12 лет  (младший школьный) раз в год,  с участием психолога.

Чем более  ранний возраст мы берем у ребенка  для наблюдения, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и  сопровождаться ведением систематических  записей, анализом и обобщением результатов  наблюдения.

18. Принципы и закономерности  психического развития  в психоаналитических  теориях развития

Закономерности - обобщения менее высокого уровня, чем принципы .

Развитие  характеризуется неравномерностью и гетерохромностью;

Развитие  характеризуется неустойчивостью;

В процессе развития существуют сенситивные периоды;

Развитие  характеризует кумулятивность;

Развитие  характеризуется дивергенцией и  конвергенцией.

Первая  закономерность - неравномерность - это  неодинаковость, непостоянство в  развитии психических функций.

Гетерохромность - разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов.

Вторая  закономерность - развитие всегда проходит через кризис.

закономерность - сенситивный период - наиболее благоприятный  для развития психических функций. Ограничен во времени.

Четвёртая закономерность - чтобы результат  развития каждой предшествующей стадии, включался в последующие определённым образом, трансформируется подготовка и качественное преобразование психики. Например, виды мышления: у младенца и у взрослого качественно отличается наглядно действующее мышление.

Пятая закономерность - дивергентность развития - многообразие, проявляющееся в ходе развития признаков  и свойств действительности и  способов развития на основе их дальнейшего  постоянного расхождения.

Коулбер - нравственное развитие в основе психического развития .

Классификация психического развития - различные  основания.

Асмолов - три основных подхода к психическому развитию :

Биогенетический - программа развития человека, как  индивида (свойства психики, задатки, темперамент);

Социогенетический - программа социализации (вхождение  человека в общество), как осваивать  социальные роли, нормы, установленные  ценности определяющие личность;

Персоногенетический - программа активности самосознания личности, включая индивидуальный характер, способность к самореализации, поиск  смысла жизни определяет индивидуальность.

Аверин - 3 + 1 - характер развития связан с развитием  познавательной сферы. Учитываются  генотип и условия определяют, условность классификации.

Биогенетический подход.

Теории  рекапитуляции.

19.Когнитивная  теория Ж.Пиаже

Теория  Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные  изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно  взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям  и структурам, которые они уже  имеют, конструируя знания из собственного опыта. Развитие познавательных способностей не тождественно обучению, оно имеет  свою собственную, внутреннюю логику. Он считал поэтому, что обучение должно строиться в соответствии с определенным уровнем развития.

Разработанная Ж. Пиаже теория когнитивного развития имеет глубокие биологические корни  и построена на предпосылках, которые  должны действовать по отношению  ко всем формам жизни. Самая важная особенность всех живых организмов состоит в способности удерживать свое внутреннее состояние, свою организацию  в состоянии равновесия, вопреки  внешним воздействиям. Поэтому всякая активность организмов, в том числе  когнитивная, понимается Пиаже как  адаптивная в том смысле, что служит целям саморегулирования. Дело даже не столько в том, что конкретные когнитивные структуры имеют адаптивное значение, главное состоит в том, что их внутренняя динамика имеет адаптивный характер и подчинена закону достижения равновесия на каждом новом этапе развития.

Таким образом, теория Ж. Пиаже базируется на следующих  основных принципах:

(1) Принцип  конструктивизма («динамического  кантианизма»). Конструирование познания  и конструирование действительности  – два аспекта единого процесса. Как пишет Пиаже, «разум …  организует мир, в процессе  организации самого себя».

(2) Принцип  стадиальности. Когнитивное развитие  человека в онтогенезе проходит  качественно различные стадии.

(3) Принцип  равновесия. Процесс когнитивного  развития есть процесс возрастания  внутренней организации, достижения  нового уровня равновесия.

20.Взгляды  Л.С. Выготского  на стадиальность  психического развития

психического  развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется  жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность.Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и  даже месяца жизни человека имеет  разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле  развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным  показателем неблагополучия, тогда  как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как  некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается  незначительное.

Вторая  особенность состоит в гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое  развитие, происходит неравномерно как  в отношении разных психических  процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются  ранними сроками развития, тогда  как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его  жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для  юношеского возраста. Более того, индивидуально  гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором  могут также наблюдаться неравномерности  умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать  социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.

Возрастные  циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни  человека в разных психологических  концепциях.

Основанием  для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения  культурно - исторической теории Л.С. Выготского 

21.Специфика  развития в младенчестве

младенчество  – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния  ребенок быстро развивается в  подвижное веселое дитя. Очень  быстро он научается устанавливать  зрительный контакт со взрослым, открывает  зрительно свои руки, научается хватать  предмет, а далее и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет  его в рот и знакомится с  предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с  матерью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при  виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать  на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими  способами. При этом он начинает различать  отдельные, часто повторяющиеся  ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

младенчество  – срок, когда ребенок развивается  в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя  за короткое час колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым  набором врожденных реакций до активного  младенца, способного смотреть, слушать, работать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о  помощи, привлекать внимательность, радоваться появлению близких.

22.Возникновение  и развитие психических  процессов у младенца. Развитие сенсорных  процессов и их  связь с моторикой

Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают  при помощи органов чувств свое ближайшее  окружение. С помощью рук, отчасти  ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются  включенными в процесс решения  практических сенсомоторных задач.

По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого  возраста познает окружающий мир  главным образом благодаря привычным  действиям, с помощью которых  он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее  и в понятиях.

Информация о работе Ответы по возрастной психологии