Ответы по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:24, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 61 вопрос.

Работа содержит 1 файл

шпора по вп.docx

— 92.23 Кб (Скачать)

Вплоть  до конца первого года жизни узнавание  объектов ребенком зависит не столько  от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали.

В ходе работы мы рассмотрели теоретические аспекты  психологических особенностей развития познавательной деятельности младенцев  и сделали вывод о том, что  психическое развитие человека проходит ряд периодов, которые последовательно  сменяют друг друга. Последовательное их изменение необратимо и предсказуемо. Каждый период - это отрезок жизненного пути человека и одновременно определенная степень его развитии как личности. В границах каждого возрастного  периода происходят не только количественные, но и качественные изменения психики, которые дают основания выделять в нем определенные стадии, последовательно  сменяют друг друга в процессе психического развития и его результатах  существуют типологические и индивидуальные различия. Они проявляются в функциональных особенностях нервной системы, в  умственных, эмоциональных, моральных, волевых качествах, в нуждах, интересах, способностях и характерологических  чертах детей и взрослых людей.

Так же мы провели констатирующий эксперимент, в котором наглядно показали, что  дети, растущие в семье, развиваются  более активно, нежели дети, лишенные родительской опеки, тем самым доказав  гипотезу.

23.Закономерности  развития речи  в раннем возрасте

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества -- речью . А. В. Запорожец отмечает, что ребенок  в раннем возрасте проходит два этапа  развития речи : подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития , когда на основе формирующейся  потребности в речевом общении  формируется пассив ная (понимание) и активная речь , которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу  третьего года жизни возможности  ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса  способствует переход с сюжетно-ролевой  игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность  реализовать желание участвовать  во «взрослой» жизни.

Итак, можно  выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего  возраста : быстрый темп физического  и психического развития , взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста ; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка  возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное  развитие дошкольников набирает высокий  темп. В этот период продолжается совершенствование  чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное  и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации  и т. д.; к семи годам все большая  роль отводится словесно-логическому  мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых  интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается  в умении принять или поставить  задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.   

24. Развитие социального  поведения в раннем  детстве

По мере того как дети становятся старше, у  них формируется все более  точные и полные представления о  своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах  других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и  усложнению их Я-образов и образов  других людей. Это усовершенствование Я-образа происходит на двух уровнях  – общем и специфическом –  в физической, социальной и учебной  областях. Так, дети сравнивают себя со сверстниками и делают вывод:

«Я лучше, чем Алексей в спорте, но не так  силен в математике как Андрей».

Проясняющая Я-концепция, в свою очередь, снабжает детей «фильтром» , сквозь который  они оценивают свое социальное поведение  и социальное поведение окружающих. В среднем детстве Я-концепция  не всегда отличается точностью. Например, первоклассники склонны более позитивно  воспринимать свои способности, допустим, в спорте, чем мальчики более старшего возраста. В период обучения в начальной  школе дети также усваивают половые  стереотипы, уточняют предписанные полом  личные предпочтения и развивают большую гибкость в выборе занятий и в поведении.

25.Основные  закономерности развития  игровой деятельности

игровой деятельности служит в книге отправным  пунктом для анализа возникновения  этой деятельности , ее развития и распада, ее значения в жизни и развитии ребенка. К рассмотрению этих проблем  Д. Б. Эльконин привлекает обширный материал наблюдений и экспериментов, часть  которого публикуется впервые. Рассмотрение начинается с образования предпосылок  ролевой игры на протяжении раннего  детства. Автор особо подчеркивает, что эти предпосылки ни в коем случае не возникают спонтанно. Они  формируются в ходе деятельности и общения ребенка со взрослым под решающим влиянием обучения со стороны взрослого.  

Далее автор  излагает факты, характеризующие развитие игры в целом и ее отдельных  структурных составляющих в дошкольном возрасте, и формулирует выводы относительно стадий и закономерностей такого развития . Специальному анализу подвергаются возникновение и развитие роли, изменение  отношения между предметом, действием  и словом в игре (связи между  переименованием предметов и  их игровым использованием в качестве заместителей других предметов), наконец, развитие отношения ребенка к  правилу в игре.

В самом  общем виде прослеживаемые закономерности развития этих сторон игры могут быть обозначены как переход от игр, основным содержанием которых являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой  реальных действий, к играм, где основное содержание — социальные отношения  между людьми и общественный смысл  их деятельности , соотносимые с  реальными отношениями между  людьми; усиление связи слова с  системой предметных действий, обеспечивающее выполнение игровых действий с предметами в соответствии с тем наименованием, которое они получают в игре, а  не с их собственным предметным значением; постепенное овладение подчинением  действий правилу, определяемому ролью, а затем - и условному, уже не связанному с сюжетом правилу игры. Ставя  вопрос о роли игры в психическом  развитии ребенка, Д. Б. Эльконин указывает  принципиально важное различие между  ее общеразвивающим и узко дидактическим  значением, т. е. значением, которое  сводится к приобретению новых представлений, навыков и умений. Это второе значение игры с точки зрения автора весьма ограничено и не связано с использованием ее специфических черт.

26.Развитие  социального поведения  в дошкольном возрасте

Социальное  развитие – это процесс, во время  которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре  личности неповторимым сочетанием находящихся  в тесной взаимозависимости четырех  компонентов:

Культурные  навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых  обществом человеку в различных  ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте  освоения окружающего мира и несущие  на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность –  тесная смысловая и эмоциональная  взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной  и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение  в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка  уже много ролей: он - сын или  дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок  дома ведет себя иначе, чем в детском  саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные  правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы  ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно  принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих  действий и осознает ответственность  за результаты своего поведения , то ребенку  только предстоит этому научиться.

Социальные  качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся  в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения  в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных  трех компонентах.

27. Основные показатели  психологической  готовности к школьному

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка  психологических свойств, без которых  невозможно успешное овладение учебной  деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность , о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой  свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую  личностную готовность как интегративный  показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и  сверстником, положительное отношение  к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

28. Когнитивные особенности  в младшем школьном  возрасте

обую важность приобретает изучение природы тревожности  и ее влияния на когнитивное и  личностное развитие, в частности, школьной тревожности как специфического вида тревожности, проявляющегося в  младшем школьном возрасте в связи  с вхождением детей в новую  социальную ситуацию развития и усвоением  нового вида деятельности -учения. На современном  этапе проблема тревоги и тревожности  рассматривается в разных аспектах: 1) тревога как состояние; 2) тревожность  как свойство личности, предрасполагающее  к переживанию тревожных состояний  в различных ситуациях; 3) процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого  личностного образования. В последнее  время появились исследования, результаты которых указывают на то, что принцип  системной дифференциации распространяется не только на интеллектуальное развитие и формирование способностей, но и  на становление личностных особенностей . Существует связь между уровнем  школьной тревожности младших школьников и скоростью дифференцирования  разных типов стимул-объектов. Менее  тревожные учащиеся справляются  быстрее с заданиями на дифференцирование  объектов, чем ученики с более  высоким уровнем школьной тревожности.

2. Показатель  школьной тревожности связан  с успеваемостью и показателями  интеллектуального развития учащихся. Менее тревожные школьники характеризуются  более высокими показателями  успеваемости и интеллектуального  развития, чем более тревожные  учащиеся.

3. Школьная  тревожность связана с особенностями  свойств нервной системы (слабость  и инертность нервной системы).

4. Уровень  школьной тревожности связан  с особенностями мотивации учения, самооценкой учебной деятельности, интровертированностью и нейротизмом  младших школьников. Ученикам с  менее высокой школьной тревожностью  свойственны доминирование учебного  мотива, склонность к адекватной  самооценке своих учебных результатов,  экстравертированность и эмоциональная  устойчивость в отличие от  более тревожных учащихся.

5. Школьная  тревожность оказывает влияние  на специфику взаимосвязей когнитивной  и личностной сфер младших  школьников.

29. Понятие «подростковый  возраст» в различных  психологических  теориях

Информация о работе Ответы по возрастной психологии