Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интереса к учебе у детей с недостатками интеллекта.
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные действия замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Содержание

Введення с.3
I Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей.
1.1 Клініка та етіологія розумової відсталості с.4
1.2 Особливості відчуття і сприйняття розумово відсталих дітей с. 10
1.3 Розвиток уваги розумово відсталих дітей с.11
1.4 Розвиток мислення розумово відсталих дітей с.14
1.5 Особливості пам’яті розумово відсталих дітей с.20
1.6 Розвиток мовлення розумово відсталих дітей с. 24
II Практична частина.
2.1 Методи дослідження сприйняття с.28
2.2 Методики дослідження мовлення с.30
2.3 Методи дослідження мислення с.31
2.4 Методи дослідження пам’яті с.41
2.5 Методики дослідження уваги с.41
Висновок с.43

Работа содержит 1 файл

Зміст.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Мышление  умственно отсталых детей формируется  в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.

Характерной особенностью памяти всех умственно  отсталых детей является замедленный  темп усвоения всего нового, непрочность  сохранения и неточность воспроизведения, а так же неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Неумение умственно отсталых детей запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Иследования Г.М.Дульнева и Б.И.Пинского показали, что преднамеренное запоминание удается им ненамного лучше чем непреднамеренное.

Таким образом, память умственно отсталых детей характеризуется малым  объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала.

Отметим, что у умственно отсталых школьников в большей степени страдает и  произвольно внимание. Для них невозможным, оказывается, сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Нарушения познавательных процессов, которые выявляются у школьников с нарушением интеллекта усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей. На успешность обучения влияют нарушения фонетико-фонематического восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, двигательной сферы, работоспособности.

Таким образом, только учет этих факторов сможет придать процессу обучения коррекционную направленность, и поможет в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М., 1994.

2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.

3. ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

4. Выготский Л.С. Развитие высших  форм внимания // Избр. психол. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975.

5. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.

6. Градновская Р.М. Элементы практической  психологии. - СПб.: Свет, 1997

7. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания  умственно отсталых детей. М., АПН РСФСР, 1960.

8. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.

9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. - М., 1995.

10. Замский Х.С. Умственно отсталые  дети. - НПО, Образование, 1995.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические  труды. - М., 1986.

12. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К.Грюневальд. - СПб., 1994.

13. Коррекционная педагогика: основы  обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издат. центр «Академия», 1998.

14. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого  внимания. Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983.

15. Леонтьев А.Н. Психологические  основы детской игры / Избранные  психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - 320 с. T.I.

16. Обучение и воспитание детей  во вспомогательной школе: Пособие  для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.  В. В. Воронковой -- М.: Школа-Пресс, 1994. -- 416 с.

17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. М, 1965, с. 217-299, гл. 6.

18. Пантина Н.С. Исследование строения  детской деятельности // Психология  и педагогика игры дошкольника:  Материалы симпозиума / Под ред.  А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.

19. Пинский Б. И. Психологические  особенности деятельности умственно  отсталых школьников, М., 1962

20. Пономарев Я.А. Знания, мышление  и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.

21. Психологические вопросы коррекционной  работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 1972.

22. Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980.

23. Рубинштейн С. Л О мышлении  и путях его исследования. М., 1958.

24. Рубинштейн С. Я., Психология умственно  отсталого школьника, М., 1979

25. Семаго Н.Я. Новые подходы к  построению коррекционной работы  с детьми с различными видами  отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - №1 - с. 66-75.

26. Синев В, Н , Билевич Е А.  О развитии мышления учащихся  вспомогательной школы на уроках ручного труда.-В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М, 1976.

27. Тихеева Е. И. Развитие речи  детей. М., 1981, с. 5--6.

28. Эльконин Д.Б. Психология игры - М, 1978

 

 




Информация о работе Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей