Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интереса к учебе у детей с недостатками интеллекта.
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные действия замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Содержание

Введення с.3
I Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей.
1.1 Клініка та етіологія розумової відсталості с.4
1.2 Особливості відчуття і сприйняття розумово відсталих дітей с. 10
1.3 Розвиток уваги розумово відсталих дітей с.11
1.4 Розвиток мислення розумово відсталих дітей с.14
1.5 Особливості пам’яті розумово відсталих дітей с.20
1.6 Розвиток мовлення розумово відсталих дітей с. 24
II Практична частина.
2.1 Методи дослідження сприйняття с.28
2.2 Методики дослідження мовлення с.30
2.3 Методи дослідження мислення с.31
2.4 Методи дослідження пам’яті с.41
2.5 Методики дослідження уваги с.41
Висновок с.43

Работа содержит 1 файл

Зміст.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

По форме кривой можно  делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания.

“Кривая запоминания” может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость.

Опосредствованное запоминание по Леонтьеву

 Идея создания методики  принадлежит Л. С. Выготскому. Методика разработана и апробирована в 30-х гг. А. Н. Леонтьевым. Направлена на исследование опосредствованного запоминания. Представляет также, по данным А. Я. Ивановой и Э. С. Мандрусовой (1965 г.), ценный материал для анализа характера мышления, способности ребенка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой). А. Н. Леонтьевым было разработано несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу проведения. Для детей от семи до десяти лет рекомендуется третья серия, для детей старше десяти лет—четвертая серия.

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений  предметов (картинки) и наборы слов.

III серия

Набор карточек.

Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания.

Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, 'лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Четвертая серия несколько  труднее, но она больше дает для выявления  особенностей мышления.

IV серия

Набор карточек.

Полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания.

Дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Перед ребенком раскладывают рядами все тридцать карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Затем говорят: “Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какую серию предлагают, если четвертую, то слово “дождь”). Здесь дождь нигде не нарисован,

во можно выбрать  карточку, которая поможет запомнить это слово”. После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: “Как эта карточка напомнит про дождь?” Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать после предъявления третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Затем спустя 40 минут или час, т. е. перед концом исследования ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как: удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово.

Пиктограмма

Представляет собой вариант изучения подростков, страдающих умственной отсталостью. Может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы делается попытка использовать эту методику для исследования самых маленьких детей, применяя для этого доступные им слова и словосочетания.

Для проведения эксперимента нужны чистая бумага и карандаши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т. п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать “зрительная память”. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.

При оценке результатов  эксперимента прежде всего подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного заучивания (по методике “заучивание 10 слов”).

Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может  быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важным является анализ содержания самих рисунков. Они отражают запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способность детей к отвлечениям и т. д.

Воспроизведение рассказов.

Методика применяется  для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10—15) текстов. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан экспериментатором. Он может быть прочитан и самим испытуемым. Можно попросить испытуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему сделать это в письменном виде. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает испытуемому понимание смысла рассказа, но для восприятия на слух необходимо большое напряжение, большая устойчивость внимания. При самостоятельном же чтении текста ребенку легче компенсировать недостатки внимания: он может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку, прочитанному в первый раз недостаточно внимательно. И напротив, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько труднее. Небезразличен для ребенка и способ воспроизведения. Рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его письменно. Однако письменное изложение имеет то огромное преимущество, что оно дает в руки экспериментатора объективный материал (письмо ребенка), который может быть сохранен, подвергнут дополнительному анализу, сравнению и т. д.

 

2.5 Методики  исследования внимания.

Изучение устойчивости внимании.

Необходимый материал: бланк  корректурной пробы.

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается, прослеживая строку за строкой, вычеркивать  какие-нибудь две буквы (например, к, и). По сигналу экспериментатора (одновременно включается секундомер) испытуемый начинает вычеркивать заданные буквы. По истечении  каждой минуты исследователь ставит вертикальную черту в том месте бланка, где ученик остановился (отсчет минут необходим для установления динамики устойчивости внимания).

Обработка данных

После выполнения задания  подсчитывается количество ошибок (корректур) в каждой строчке и затраченное время. Устойчивость внимания определяется по формуле: Q = s/m, где Q - показатель устойчивости, s - количество строк, m - общее количество ошибок.

Близкая к норме устойчивость равна единице.

Изучение переключения внимании.

Необходимый материал: черно-красная таблица цифр (таблица Шульте).

Ход выполнения задания

1-я серия. Испытуемому  предлагается показать по таблице  числа черного цвета в возрастающем  порядке от 1 до 9.

2-я серия. Испытуемому  предлагается показать по таблице  числа красного цвета в убывающем порядке от 9 до 1.

3-я серия. Испытуемому  предлагается показать по таблице  числа черного цвета в возрастающем  порядке и сразу же показать  числа красного цвета в убывающем  порядке.

Обработка полученных данных

Проводя три серии  исследования, следует определить суммарное время, затраченное на выполнение первой и второй серий эксперимента. Затем надо установить разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным на выполнение задания третьей серии. Полученная разница и будет временем переключения.

 Изучение распределения внимания.

Необходимый материал: бланк  корректурной пробы.

Ход выполнения задания

Просматривая корректурную пробу, испытуемый должен как можно  быстрее найти и зачеркнуть букву  в, а подчеркнуть букву о. По истечении  каждой минуты экспериментатор ставит вертикальную черту на месте предела. На основании этих знаков представляется возможность учитывать динамику продуктивности деятельности.

Обработка данных

Подсчитывается количество ошибок и количество строк. Распределение  внимания подсчитывается по формуле R = s/m, где R - показатель распределения, s - количество строк, т - количество ошибок.

Близкая к норме распределяемость равна единице.

Развитие и воспитание внимания умственно отсталых учащихся на уроке

Программа наблюдений за вниманием умственно отсталых учащихся во вспомогательной школе.

1. Изучение объективных  условий, способствующих мобилизации  и поддержанию внимания умственно  отсталых школьников.

Под объективными условиями, которые обеспечивают мобилизацию  и поддержание внимания учащихся на оптимальном уровне, следует понимать состояние дисциплины в школе и классе, авторитет педагогического коллектива школы и класса, оформление класса, его санитарно-гигиеническое состояние и пр. Объектом наблюдения сразу же по приходе в школу должны стать: внешний вид школьников и преподавателей, выполнение режима классных занятий, оформление и санитарное состояние школы и класса, педагогический авторитет учителя, умение управлять классным коллективом, профессиональная компетентность педагога-дефектолога, его дефектологические знания.

2. Изучение приемов  и способов, используемых учителем  на уроке для мобилизации и  поддержания внимания умственно  отсталых учащихся.

Следует зафиксировать  приемы активизации внимания, характеризующие  педагогическое мастерство учителя. Среди них надо выделить следующие: умение учителя осуществлять индивидуальный подход с учетом структуры дефекта отдельных учащихся, применение наглядных средств на уроке, чередование методов обучения, учет возраста учащихся класса, умение распределять объем (отдельные части) учебного материала в течение урока, использование прочих способов привлечения внимания учащихся на уроке.

После посещения урока  следует выделить использовавшиеся учителем основные приемы активизации  внимания учащихся; охарактеризовать виды внимания школьников (непроизвольное, произвольное); проанализировать обнаружившиеся свойства внимания (распределяемость, переключение, устойчивость, объем); отметить частоту отвлечений внимания какого-либо произвольно выбранного ученика; сравнить проявления внимания у отдельных учащихся.

Данное занятие целесообразно  провести как итоговое по изучению особенностей внимания умственно отсталых школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе были рассмотрены основные аспекты развития познавательных процессов умственно отсталых детей.

Так, было выделено, что развитие познавательных процессов идет специфически. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходит и количественные, и качественные изменения всей психического деятельности ребенка.

Отечественные психологи детально изучили особенности  познавательных процессов умственно отсталых детей. Большое внимание уделяется изучению восприятия и ощущения умственно отсталых учащихся. Показано, что замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Все исследователи указывают на замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых школьников. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала.

У умственно отсталого ребенка-дошкольника  крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объяснятся неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого он плохо понимает мысли разговоров членов семьи, содержание сказок.

Информация о работе Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей