Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интереса к учебе у детей с недостатками интеллекта.
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные действия замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Содержание

Введення с.3
I Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей.
1.1 Клініка та етіологія розумової відсталості с.4
1.2 Особливості відчуття і сприйняття розумово відсталих дітей с. 10
1.3 Розвиток уваги розумово відсталих дітей с.11
1.4 Розвиток мислення розумово відсталих дітей с.14
1.5 Особливості пам’яті розумово відсталих дітей с.20
1.6 Розвиток мовлення розумово відсталих дітей с. 24
II Практична частина.
2.1 Методи дослідження сприйняття с.28
2.2 Методики дослідження мовлення с.30
2.3 Методи дослідження мислення с.31
2.4 Методи дослідження пам’яті с.41
2.5 Методики дослідження уваги с.41
Висновок с.43

Работа содержит 1 файл

Зміст.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Зміст

Введення с.3

I Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей.

1.1 Клініка та етіологія розумової відсталості с.4

1.2 Особливості  відчуття і сприйняття розумово відсталих дітей с. 10

1.3 Розвиток уваги розумово відсталих дітей с.11

1.4 Розвиток мислення розумово відсталих дітей с.14

1.5 Особливості пам’яті розумово відсталих дітей с.20

1.6 Розвиток мовлення розумово відсталих дітей с. 24

II Практична частина.

2.1 Методи дослідження сприйняття с.28

2.2 Методики дослідження  мовлення с.30

2.3 Методи дослідження  мислення с.31

2.4 Методи дослідження  пам’яті с.41

2.5 Методики дослідження  уваги с.41

Висновок с.43

Література с.46 
ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы. Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание - сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.

Развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интереса к учебе у детей с недостатками интеллекта.

Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется  в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные действия замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Изучением познавательных процессов умственно отсталых детей  занимались такие отечественные  ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы.

 

 

 

 

 

 

I ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

 

1.1 Клиника  и этиология умственной отсталости.

      Под   понятием  умственная  отсталость  следует понимать стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.

      Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Несмотря на идентичные причины развития умственной отсталости, степень и тяжесть заболевания может быть различной. Различают четыре основные степени:

легкая (дебильность);

умеренная (имбецильность);

тяжелая (тяжелая умственная субнормальность);

глубокая (идиотия).

При дебильности отмечается ограничение к абстрактному мышлению, неспособность овладения математическими знаниями, ограниченные возможности логических обобщений, суждений, бедность ассоциаций, плохая память. Двигательная активность выражена неуклюжестью, угловатостью, медлительностью или напротив, повышенной суетливостью. Встречаются при этой степени заболевания и нарушения речи.

К степени умственной отсталости, которую можно характеризовать  как умеренную, относится имбецильность. При данной степени заболевания механическая память заметно снижена, а мышление приобретает конкретно-действенные формы. Словарный запас при данной форме умственной отсталости очень ограничен, а дети значительно отстают в физическом развитии. Внимание у таких детей неразвито, наряду с этим страдают эмоционально-психические характеристики.

Следует заметить, что  все степени умственной отсталости имеют ряд аналогичных признаков, но для каждой формы эти признаки могут носить особый характер. Так, третья тяжелая умственная субнормальность по своей клинической картине сходна с умеренной умственной отсталостью. При этом у больных наблюдаются моторные нарушения и другие патологии, указывающие на повреждения центральной нервной системы.

Самой тяжелой степенью олигофрении является идиотия, которая характеризуется практически полным отсутствием мышления и речи. Больные ограничены к способности выполнения инструкций или определенных требований. Большинство больных малоподвижны, страдают недержанием кала и мочи, у них наблюдается отсутствие невербальной коммуникации.

Причины.

Причины заболевания заключаются в поражении центральной нервной системы на ранних стадиях развития головного мозга, как правило, это происходит во внутриутробном периоде развития плода. В то же время в случае приобретенного слабоумия расстройство психики возникает у здорового до того человека, что позволяет обнаружить у него остатки былых навыков и знаний.

Одной из причин умственной отсталости являются наследственно  обусловленные формы заболевания, к которым относятся хромосомные  аномалии (синдром Дауна, синдром  Вильямса), дисфункции отдельных генов. Причиной развития болезни Дауна становится хромосомная ошибка, которая выражена в трисомии хромосомы.

Причиной развития умственной отсталости может стать внутриутробное поражение эмбриона факторами физической или инфекционной природы, а также нарушения во время процесса родов, приведшие к асфиксии плода или родовой травме. Кроме того, повлечь развитие болезни может гипоксия головного мозга, травмы головы. Но все же чаще всего причины умственной отсталости лежат в плоскости внутриутробного развития плода, как следствие влияния отрицательных факторов на период беременности. Гораздо реже причиной заболевания может стать запущенность в развитии детей в начальные годы жизни.

      Наиболее   частой   экзогенной   причиной   постнатальной   умственной

отсталости   являются   нейроинфекции,   главным   образом   энцефалиты    и

менингоэнцефалиты,  а  та  же  параинфекционные  инцефалиты.  Реже  причиной

умственной  отсталости  являются  постнатальные  интоксикации   и   черепно-

мозговые  травмы.  Экзогенные  формы  составляют  не  менее  половины   всех

дефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.

      Таким  образом, по этиологии все случаи  умственной отсталости делят   на

экзогенные и генетические. Необходимо при этом  помнить,  что в процессе

развития и жизнедеятельности  организма  генетические  и  экзогенные  факторы

находятся в сложном  взаимодействии. При умственной отсталости, например,  те

экзогенные  факторы,   которые   не   являются   непосредственной   причиной

недоразвития мозга  ребенка,  могут  способствовать  выявлению  генетических

дефектов   или    утяжелить    проявления    наследственного    заболевания.

Дополнительные   экзогении   могут   привнести   в    клиническую    картину

наследственной умственной отсталости новые, несвойственные ей симптомы.

      Приведенные   данные  свидетельствуют  о   том,  что  дефекты   развития

познавательной   сферы    чрезвычайно    неоднородны    по    происхождению.

Соответственно, могут  существовать многочисленные  разнообразные  механизмы, нарушающие  формирование  и  развитие  мозга,  а   так   же   большое   число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости.  Общим  для  всех форм  патологии,  входящих  в  данную  группу  аномалии  развития   является интеллектуальный  дефект  той  или  другой  степени,  определяющий   степень недоразвития всей психики ребенка  в  целом,  его  адаптивных  возможностей, всей его личности.

      Клиническая   картина   дефектов   развития    познавательной    сферы

складывается  из  особенностей  имеющихся   у   детей   психопатологических,

неврологических и соматических симптомов. Те формы, при  которых  отмечаются четко  очерченные   специфические   соматические   проявления,   позволяющие установить нозологический диагноз на основании  клинических  данных,  и  те, при  которых  нозологическую  форму  болезни  можно  установить  при  помощи современных  методов   специальных   лабораторных   исследований,   называют дифференцированными формами умственной отсталости.

      Неосложные  формы  умственной  отсталости  характеризуются  отсутствием

дополнительных психопатологических  расстройств.  Интеллектуальный  дефект  у этих детей, так же как  и у всех умственно отсталых,  проявляется  в  первую

очередь  нарушениями  мышления:  тугоподвижностью,   установлением   главным образом частных конкретных связей, неспособностью  к  отвлечению.  Неизбежно страдают  также  предпосылки  к  интеллектуальной   деятельности.   Внимание характеризуется   недостаточной   произвольностью   и    целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а  также  переключения.  Нередко при неплохой способности к механическому  запоминанию  наблюдается  слабость смысловой и особенно ассоциативной  памяти.  Новые  сведения  усваиваются  с большим трудом. Для запоминания нового  материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем  не  менее  дети  с неосложненной  умственой   отсталостью   характеризуются   обычно   довольно устойчивой  работоспособностью  и   более   или   менее   удовлетворительной

продуктивностью.

      Уровень   недоразвития  речи  у  большинства   детей   с   неосложненной

умственной отсталостью  соответствует степени их  интеллектуального  дефекта.

У них отсутствуют  локальные речевые расстройства, но  всегда  имеется  системное недоразвитие речи, проявляющеся  скудностью  активного словаря,  упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко  нарушениями звукопроизношения.  Наряду  с этим  у некоторых детей можно наблюдать  внешне  хороший  уровень  развития  речи  с кажущимся  богатством   словарного  запаса,  правильным  построением   фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом  обследовании  становится ясно, что внешне  правильные  фразы  представляют  собой  заученные  речевые штампы.

      Недоразвитие  моторики  проявляется  главным   образом  недостаточностью

точных  и  тонких  движений,   особенно   мелких,   медленностью   выработки

двигательной формулы  действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых

детей отмечается недостаточность  мышечной  силы.  Поэтому  велика  важность

занятий физкультуры  для таких детей.

      Выраженных  нарушений поведения  у   детей  с  неосложненной   умственной

отсталостью обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети  с легким

интеллектуальным дефектом  без  особого  труда  осваивают  правильные  формы

поведения и в некоторой  степени могут контролировать свои поступки.

      Общее   недоразвитие  личности  характерно  для  всех  детей  с   общим

психическим недоразвитием.

      Таким   образом,  при  неосложненных   формах   умственной   отсталости

педагогический  прогноз  зависит  главным  образом  от  степени,   структуры

дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

      Осложненные    формы    характеризуются    наличием     дополнительных

психопатологических расстройств, отрицательно влияющих  на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.

      По характеру  дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:

     1. с церебрастоническим или гипертезионным синдромами;

     2. с выраженными расстройствами поведения;

     3. с эмоционально-волевыми расстройствами.

      Такое  деление отражает главным образом  то,  какой  из  дополнительных

психопатологических синдромов занимает ведущее место в  клинической  картине болезни.

      У   детей  первой  группы  страдает  главным  образом  интеллектуальная

деятельность.

      Церебрастонический  синдром – синдром раздражительной  слабости.  В  его

основе лежит повышенная  истощаемость  нервной клетки.  Проявляется общей

психической невыносливостью,  неспособностью  к  длительному  напряжению,  к длительной концентрации внимания.

      Гипертензионный  синдром – синдром повышенного  внутричерепного давления – возникает в связи с ликвородинамическими расстройствами, развивающимися  в следствие органического поражения  ЦНС  или  врожденного  дефекта  ликворной системы мозга. Повышение внутричерепного давления  сопровождается  головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего  самочувствия  ребенка.

Информация о работе Особливості розвитку пізнавальних процесів розумово відсталих дітей