Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5. Провести корреляцию между методиками.
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5
Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
Описание используемых методик……………………………..17-23

Работа содержит 1 файл

Курсовая от 16.04.12.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

    Лица с низким социальным интеллектом  могут испытывать трудности в  понимании и прогнозировании  поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

    Низкий уровень социального интеллекта  может в определенной степени  компенсироваться другими психологическими  характеристиками (например, развитой  эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. 

  Hand Test (Тест руки Вагнера).

    Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

    Ответы разносятся по 11 категориям:

  1. Агрессия - рука воспринимается как  доминирующая, наносящая повреждения,  активно захватывающая какой-либо  предмет. 

  2. Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над  другими людьми.

  3. Страх - рука выступает в ответах  как жертва агрессивных проявлений  другого лица или стремится  оградить кого-либо от физических  воздействий, а также воспринимается  в качестве наносящей повреждения  самой себе.

  4. Привязанность - рука выражает  любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

  5. Коммуникация - ответы, в которых  рука общается, контактирует или  стремится установить контакты.

  6. Зависимость - рука выражает подчинение  другим лицам. 

  7. Эксгибиционизм - рука разными способами  выставляет себя напоказ.

  8. Увечность - рука деформирована,  больна, неспособна к каким-либо  действиям. 

  9. Активная безличность - ответы, в  которых рука проявляет тенденцию  к действию, завершение которого  не требует присутствия другого  человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

  10. Пассивная безличность - также  проявление тенденции к действию, завершение которого не требует  присутствия другого человека, но  при этом рука не изменяет  своего физического положения.

  11. Описание - ответы, в которых рука  только описывается, тенденция  к действию отсутствует.

    Количественный показатель открытого  агрессивного поведения рассчитывается  по формуле (агрессия+указания)-(страх+привязанность+коммуникация+зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль. 

  Интерпретация полученных результатов.

  Тест  Гилфорда: 

  таблица по гилфорду по старшеклассникам из семей     

  Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Композитная оценка Общая оценка
Шк 1 8 12 9 9 38 4
Шк 2 7 6 6 7 26 3
Шк 3 7 7 6 9 29 3
Шк 4 9 9 7 8 33 3
Шк 5 9 11 10 9 39 4
Шк 6 12 9 7 10 38 4
Шк 7 11 9 8 12 40 4
Шк 8 8 6 6 8 28 3
Шк 9 11 9 9 10 39 4
Шк 10 12 10 7 12 41 4
Шк 11 10 10 9 9 38 4
Шк 12 8 10 6 7 31 3
Шк 13 10 9 10 6 35 3
Шк 14 8 7 7 6 28 3
Шк 15 10 10 6 10 36 3

 

  таблица по гидфорду по старшеклассникам из детдома

  Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Композитная оценка Общая оценка
ДД 1 6 10 7 6 29 3
ДД 2 9 8 6 9 32 3
ДД 3 6 6 5 7 24 2
ДД 4 7 9 5 7 28 3
ДД 5 8 8 6 6 30 3
ДД 6 8 4 6 7 25 2
ДД 7 9 5 5 8 27 3
ДД 8 12 9 6 10 39 4
ДД 9 9 7 7 5 28 3
ДД 10 10 6 4 6 26 2
ДД 11 7 9 5 9 30 3
ДД 12 6 10 7 8 31 3
ДД 13 10 10 7 10 37 4
ДД 14 8 9 4 8 29 3
ДД 15 6 8 4 6 24 2

 

  Тест  фрустрационных реакций Ф.Розенцвейга

Выборка 1 GCR Выборка 2 GCR
Шк 1 25 ДД 1 50
Шк 2 7 ДД 2 71
Шк 3 64 ДД 3 43
Шк 4 14 ДД 4 54
Шк 5 32 ДД 5 21
Шк 6 34 ДД 6 57
Шк 7 46 ДД 7 39
Шк 8 14 ДД 8 10
Шк 9 11 ДД 9 71
Шк 10 50 ДД 10 82
Шк 11 32 ДД 11 54
Шк 12 68 ДД 12 75
Шк 13 21 ДД 13 32
Шк 14 7 ДД 14 61
Шк 15 32 ДД 15 79

 

  Тест  руки (Вагнер) 

Выборка 1 I Выборка 2 I
Шк 1 -1 ДД 1 4
Шк 2 3 ДД 2 5
Шк 3 2 ДД 3 6
Шк 4 4 ДД 4 2
Шк 5 0 ДД 5 3
Шк 6 2 ДД 6 5
Шк 7 -3 ДД 7 1
Шк 8 2 ДД 8 -1
Шк 9 1 ДД 9 0
Шк 10 0 ДД 10 4
Шк 11 -4 ДД 11 2
Шк 12 5 ДД 12 5
Шк 13 3 ДД 13 -4
Шк 14 3 ДД 14 2
Шк 15 2 ДД 15 3

Информация о работе Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах