Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5. Провести корреляцию между методиками.
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
Введение…………………………………………………………………3-5
Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
Описание используемых методик……………………………..17-23
Познание
преобразований поведения – способность
понимать изменение значения сходного
поведения (вербального или
Познание
результатов поведения –
Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект.
Одним из важных направлений
теоретического анализа
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.
Социально-психологическое
Социальный интеллект – это
способность усматривать и
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет
социальный интеллект как
Социально-перцептивные
По утверждению ряда авторов
(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев,
Еще одним из современных
Однако можно согласиться с
данной терминологией, приняв
ее как некоторую условность,
вполне допустимую при создании новых
терминов.
Вероятно, что слово «интеллект» в данном
случае выполняет знаковую функцию. Оно
служит опознавательным сигналом для
специалистов. Если пользоваться традиционными
понятиями и под «социальным интеллектом»
понимать диагностику и развитие аффективной
сферы или психосоциальное развитие личности,
а вместо «эмоционального интеллекта»
говорить об эмоциях, их выражении и регуляции,
то возникнет ощущение, что специалисты
в области психологии одаренности предали
проблему и ушли в другую сферу. Именно
использование слова «интеллект» позволяет
им удержаться в традиционном содержательном
поле и дает возможность идентифицировать
«своих» по проблематике.
Вопрос о том, что делает одного человека великим и выдающимся, а другого — средним и незаметным, волновал и исследователей, и обывателей с давних времен. Философы эпохи первых европейских цивилизаций говорили о божественной предопределенности таланта и старательно строили по этому поводу умозрительные теоретические конструкции. В выявлении одаренных людей предлагали полагаться на божественное провидение и собственную интуицию. Прагматичный XX век отказался от таких решений. Ученые стали пытаться изучать явление гениальности и психологию творчества с помощью «строгих» научных методов.
На протяжении всего XX века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. А педагоги, споря и с теми, и с другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания. Но эти утверждения верны лишь частично.
В конце 90-х годов все громче и яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения эмоционального ц социального интеллекта.
В ряде специальных
По утверждению американского психолога Д. Голмена, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект. Впервые внимание исследователей и практиков к проблеме эмоционального интеллекта Д. Голмен привлек в начале 90-х годов. Под этим непривычным словосочетанием он предлагает понимать самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Инструментов для выявления этих критериев эмоционального интеллекта сам Д. Голмен не предложил, но другие исследователи разработали относительно простые и доступные процедуры их измерения и оценки.
Более детально и
Он выделяет пять сфер, в каждой из которых
отмечает наиболее специфические навыки,
ведущие к достижению успеха.
Они
включают:
• познание собственной личности (осведомленность
о собственных эмоциях, уверенность в
себе, самоуважение, самореализация, независимость);
• навыки межличностного общения (межличностные
взаимоотношения, социальная ответственность,
сопереживание);
• способность к адаптации (решение проблем,
оценка реальности, приспособляемость);
• управление стрессовыми ситуациями
(устойчивость к стрессу, импульсивность,
контроль);
• преобладающее настроение.
Несколько иначе предлагает
При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель
эмоционального интеллекта, предложенная
Д.В. Люсиным, включает три
• когнитивные способности (скорость и
точность переработки эмоциональной информации);
• представления об эмоциях (как о ценностях,
как о важном источнике информации о себе
самом и о других людях и т.п.);
• особенности эмоциональности (эмоциональная
устойчивость, эмоциональная чувствительность
и т.п.)
Также особого внимания характеристика структурных особенностей социального интеллекта, данная Д.В. Ушаковым. Социальный интеллект, по его справедливому утверждению, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:
• «континуальным
характером;
• использованием невербальной репрезентации;
• потерей точного социального оценивания
при вербализации;
• формированием в процессе социального
научения;
• использованием «внутреннего» опыта»
Эмоциональный интеллект
Первый — это «
Второй — социально-
Характеризуя
концепцию социального
1.Когнитивные:
• социальные знания — знания о людях,
знание специальных правил, понимание
других людей;
• социальная память — память на имена,
лица;
• социальная интуиция —оценка чувств,
определение настроения, понимание мотивов
поступков других людей, способность адекватно
воспринимать наблюдаемое поведение в
рамках социального контекста;
• социальное прогнозирование — формулирование
планов собственных действий, отслеживание
своего развития, рефлексия собственного
развития и оценка неиспользованных альтернативных
возможностей.
2. Эмоциональные:
• социальная выразительность — эмоциональная
выразительность, эмоциональная чувствительность,
эмоциональный контроль;
• сопереживание — способность входить
в положение других людей, ставить себя
на место другого (преодолевать коммуникативный
и моральный эгоцентризм);
• способность к саморегуляции — умение
регулировать собственные эмоции и собственное
настроение.
3.Поведенческие:
• социальное восприятие — умение слушать
собеседника, понимание юмора;
• социальное взаимодействие — способность
и готовность работать совместно, способность
к коллективному взаимодействию и как
к высшему типу этого взаимодействия —
коллективному творчеству;
• социальная адаптация — умение объяснять
и убеждать других, способность уживаться
с другими людьми, открытость в отношениях
с окружающими.