Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5. Провести корреляцию между методиками.
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5
Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
Описание используемых методик……………………………..17-23

Работа содержит 1 файл

Курсовая от 16.04.12.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, социальный интеллект  обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому.

   

  • В современном мире проблема социального интеллекта остро стоит перед психологами как отечественными, так и зарубежными. Об этом можно судить по количеству теорий и исследований этой проблемы. Ведь социальный интеллект – важнейший компонент в формировании личности и ее развитии. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира(имеющие высокий предметно-ориентированный интеллект),оказываются беспомощными в области межличностных отношений.  А ведь общение составляет основную часть нашей жизни. Особо важно развитие социального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте, т.к. эти возраста являются сензитивными и в них идет активное развитие личности. Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. На возраст 15-18 лет приходится завершительный этап развития всех сторон личности.    Поэтому в нашей работе целесообразно рассмотреть особенности данного возраста и понять причины выпадения такого важного звена в развитии личности, как социальный интеллект.
    1. Характеристика старшеклассников, воспитывающихся в разных условиях.

    Дети, воспитывающиеся в детских домах, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

    Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.

  Принято выделять следующие проблемы, обусловленные  спецификой среды.

  1) Формирование феномена “мы”  в условиях детского дома. Здесь  у детей возникает своеобразная  идентификация друг с другом.

  2) Отсутствие свободного помещения,  в котором ребенок мог бы  отдохнуть от других детей.  Отсутствие условий для внутреннего  сосредоточения стандартизирует  определенный социальный тип  личности. Нереализуемая потребность  в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из детских домов в больших городах осваивают чердаки и подвалы.

  3) Вопреки предположению о большей  самостоятельности воспитанников  детских домов по сравнению  с их гиперопекаемыми “домашними”  сверстниками, у них были обнаружены серьезные дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

  4) В детском доме существует  безусловная принадлежность к  какой-либо группе, отсутствие выбора.

  5) У детей, живущих на полном  государственном обеспечении, появляется  иждивенческая позиция (“нам  должны”, “дайте”), отсутствуют  бережливость и ответственность.

  6) Эти дети психологически отчуждены  от людей, и это открывает  им “право” к правонарушению.

  7) Проблема общения. Ребенок, растущий  в условиях детского дома, помимо  прочих дефектов, не умеет общаться.

    У детей, имеющих семью, взросление личности происходит иначе. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что значительный качественный сдвиг в психическом развитии старшеклассника происходит благодаря формированию научного и морального мировоззрения. «Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношении к нему, с позиции которых он вырабатывает целевые программы своей жизни, оценивает различные явления и события».

  Развитие  интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши. 

  • Таким образом  в Главе 1 нами были рассмотрены основные теории о социальном интеллекте и  его понимание авторами этих теорий, а также причины низкого уровня развития у старшеклассников, воспитывающихся  в детских домах.
  1. Эмпирическая часть
    1. Описание используемых методик.

  Тесты на социальный интеллект  Гилфорда, Салливена.

    Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.

    Согласно концепции Гилфорда, социальный интеллект включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

  1. познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
  2. познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
  3. познание отношений поведения – способность понимать отношения;
  4. познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
  5. познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
  6. познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

    Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на  невербальном стимульном материале  и один – на вербальном. Субтесты  диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.

    Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

    Стимульный материал представляет  собой набор из четырех тестовых  тетрадей. Каждый субтест содержит  от 12 до 15 заданий. Время проведения  субтестов ограничено.

    Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции экспериментатор делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться, что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводится время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду "Переверните страницу. Начали" и включает секундомер.

    За минуту до окончания работы  над субтестом обследуемых предупреждают  об этом. По истечении времени  работы дается команда "Стоп. Отложите ваши ручки", обследуемые  отдыхают в течение нескольких  минут и переходят к выполнению  следующего субтеста.

    Для обработки результатов используются  бланк ответов, ключ к обработке  и нормативные таблицы для  определения стандартных значений.

    Бланки ответов обрабатываются  с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по  каждому субтесту в отдельности  и по всему тесту в целом.  Результаты по отдельным субтестам  отражают уровень развития одной  (или нескольких) способностей фактора  познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

    Суммы "сырых баллов" за каждый  субтест, подсчитанные с помощью  "ключей", записываются в первую  строку Итоговой таблицы на  Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые баллы" переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы.

    Композитная оценка представляет  собой сумму "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.

    Перевод «сырых» оценок в стандартную  шкалу дает возможность сравнивать  степень выраженности отдельных  способностей к познанию поведения  (социального поведения) у данного  обследуемого (интраиндивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика).

  После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

  1 балл - низкие способности к познанию поведения;

  2 балла - способности к познанию  поведения ниже среднего (среднеслабые);

  3 балла - средние способности к  познанию поведения (средневыборочная  норма);

  4 балла - способности к познанию  поведения выше среднего (среднесильные);

  5 баллов - высокие способности к познанию поведения.

    При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту  необходимо прежде всего проверить,  правильно ли обследуемый понял  инструкцию.

    Социальный интеллект представляет  собой систему интеллектуальных  способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, "вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в отношениях с людьми".

    Лица с высоким социальным  интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

    Лица с высоким социальным  интеллектом, как правило, бывают  успешными коммуникаторами. Им  свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность  и сердечность, тенденция к  психологической близости в общении.

    Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

    Уровень развития социального  интеллекта в большей степени  определяет успешность адаптации  при поступлении на работу, чем  уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным  интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Информация о работе Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах