Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5. Провести корреляцию между методиками.
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
Введение…………………………………………………………………3-5
Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
Описание используемых методик……………………………..17-23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г.ТАГАНРОГЕ
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
На тему:
«Особенности
социального интеллекта у старшеклассников,
воспитывающихся в детских домах»
Таганрог
2012
Содержание:
Россия - одна из немногих стран мира, где существуют социальные сироты и отказные дети при живых родителях.
Сегодня число детей-сирот
Только 2% выпускников продолжают свое образование и добиваются успеха.
По данным исследования
В данной работе будет
Актуальность исследования.
Способность распознавать социальные явления (поведение и эмоциональные реакции) является основой успешной социализации. В последние годы многие исследователи уделяют внимание к социальному интеллекту, т.к. в социуме выделяется расслоение людей на удачно прошедших социализацию и неудачно. С точки зрения социализации способность распознавать ментальные состояния людей (их желания, намерения, эмоции) по внешним проявлениям имеет эволюционную ценность. Современные теории, затрагивающие эту проблему, объясняют, как человек понимает и объясняет поведение других людей. Этот подход предполагает, что, как правило, мы оцениваем действия других людей не просто как паттерны поведенческой или вербальной активности. Скорее поведение выступает в качестве ключа к пониманию желаний, намерений и убеждений других людей. В реальной жизни мы постоянно строим модели для понимания и предсказывания поведения других людей, которые включают в себя все наши знания о собственных ментальных состояниях и о ментальных состояниях других людей. Способность построения таких моделей и обозначается как социальный интеллект (способность понимать себя и других).
Некоторые исследователи связывают социальный интеллект непосредственно с социализацией. Исследователи, работающие в русле этого подхода, пытаются установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Большинство же других исследователей определяют социальный интеллект как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их психические состояния, их стремления, ценности и цели.
В современной психологии сложилось представление, что у детей, воспитывающихся в детских домах и домах интернатах, низкий уровень социального интеллекта, т.к. там наблюдается неблагоприятная среда для развития данной способности, и поэтому, заканчивая период нахождения в детских домах, они оказываются неприспособленными к успешной социализации. Поэтому мы можем выделить проблему нашего исследование: какие же особенности социального интеллекта наблюдаются у старшеклассников из детских домов и обычных семей , которые влияют на дальнейшую реализацию в их жизни. Большинство исследователей в качестве главной причины принимают социальный фактор, например раннее нарушение в накоплении социального опыта. Но практически все теории предполагают, что социальный интеллект – обособленная линия развития.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Предмет исследования – социальный интеллект, как способность к познанию социальных явлений.
Объект исследования – старшеклассники, воспитывающиеся в детских домах и в семьях.
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Исследовательские гипотезы:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5.
Провести корреляцию между
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
Методологическую основу исследования составили положения социально-психологического подхода (Г.Одлпорт), бихевиористского подхода (Э.Торндайк) и деятельностного подхода (А.А.Леонтьев, Б.Г. Ананьев).
Методики:
Методика 1 включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведении.
Методика 2 помогает объяснить характер активности исследуемых, т.к. он происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием исследуемых и, в частности, их активными мотивами.
Методика 3 предназначена для исследования направления и типа реакций в разных социальных ситуациях, как фактора социального интеллекта.
Таким образом, все методики помогают рассмотреть социальный интеллект с разных позиций.
Научная новизна исследования:
Исследование не является принципиально новым. Но данные, полученные в нем, будут обладать сравнительной новизной в сравнении с ранее полученными годы назад данными.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях социального интеллекта юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и семьях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с юношами и девушками, воспитывающимися в условиях детского дома, семьи; родителями.
Достоверность результатов исследования
Достоверность
полученных результатов обеспечивалась
методологическим подходом, адекватным
предмету и задачам исследования, а также
использованием при обработке данных
современных статистических методов,
отвечающих специфике результатов.
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Другим наиболее известным исследователем социального интеллекта был Дж. Гилфорд. Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систе¬му интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:
Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вер¬бальную и невербальную экспрессию поведения.
Познание
классов поведения –
Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
Познание систем поведения – способность понимать логику развития цело¬стных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.