Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.
2. Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.
3. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.
4. Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.
5. Провести корреляцию между методиками.
6. Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5
Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
Описание используемых методик……………………………..17-23

Работа содержит 1 файл

Курсовая от 16.04.12.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г.ТАГАНРОГЕ

 ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Курсовая работа

 На  тему:

 «Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:

                                                                                                              Ст.гр. И-58 Глущенко Олеся

                                                                                 Проверила:

                                                                                       Кибальченко И.А. 
 
 
 
 
 
 
 

 Таганрог 2012 
 
 
 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………3-5
  2. Теоретические основы изучения социального интеллекта у старшеклассников
    1. Понятие социального интеллекта в исследованиях зарубежных психологов ………………………………………………………5
    2. Понятие социального интеллекта в отечественной психологии ……………………………………………………5-13
    3. Характеристика особенностей старшеклассников, воспитывающихся в детском доме и в семье……………..13-16
  3. Эмпирическое изучение социального интеллекта у старшеклассников
    1. Описание используемых методик……………………………..17-23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

    Россия - одна из немногих стран мира, где существуют социальные сироты и отказные дети при живых родителях.

    Сегодня число детей-сирот более  чем в 2 раза превышает число  сирот в последний год войны. По данным международных неправительственных организаций, сегодня в России насчитывается более 800 тысяч детей-сирот. У большинства выпускников детских домов и интернатов дальнейшая жизнь не складывается, и чаще всего они занимаются неквалифицированным трудом. 

    Только 2% выпускников  продолжают  свое образование и добиваются  успеха.

    По данным исследования Детского  Фонда ООН (ЮНИСЕФ), проведенного  в России, среди выпускников детских  домов и интернатов 40% составляют  зарегистрированные преступники, 30% - алкоголики и наркоманы, 10% совершали попытку самоубийства. Им трудно жить самостоятельно, найти нормальную работу и получить высшее образование, они испытывают сложности в общении и нехватку социальных навыков.

    В данной работе будет предпринята попытка, изучить особенности социального интеллекта у старших школьников, воспитывающихся в детских домах и воспитывающихся в семье. 

    Актуальность исследования.

  Способность распознавать социальные явления (поведение  и эмоциональные реакции) является основой успешной социализации. В последние годы многие исследователи уделяют внимание к социальному интеллекту, т.к. в социуме выделяется расслоение людей на удачно прошедших социализацию и неудачно. С точки зрения социализации способность распознавать ментальные состояния людей (их желания, намерения, эмоции) по внешним проявлениям имеет эволюционную ценность. Современные теории, затрагивающие эту проблему, объясняют, как человек понимает и объясняет поведение других людей. Этот подход предполагает, что, как правило, мы оцениваем  действия других людей не просто как паттерны поведенческой или вербальной активности. Скорее поведение выступает в качестве ключа к пониманию желаний, намерений и убеждений других людей. В реальной жизни мы постоянно строим модели для понимания и предсказывания поведения других людей, которые включают в себя все наши знания о собственных ментальных состояниях и о ментальных состояниях других людей. Способность построения таких моделей и обозначается как социальный интеллект (способность понимать себя и других).

    Некоторые исследователи связывают социальный интеллект непосредственно с социализацией. Исследователи, работающие в русле этого подхода, пытаются установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Большинство же других исследователей определяют социальный интеллект как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их психические состояния, их стремления, ценности и цели.

  В современной психологии сложилось представление, что у детей, воспитывающихся в детских домах и домах интернатах, низкий уровень социального интеллекта, т.к. там наблюдается неблагоприятная  среда для развития данной способности, и поэтому, заканчивая период нахождения в детских домах, они оказываются неприспособленными к успешной социализации. Поэтому мы можем выделить проблему нашего исследование: какие же особенности социального интеллекта наблюдаются у старшеклассников из детских домов и обычных семей , которые влияют на дальнейшую реализацию в их жизни. Большинство исследователей в качестве главной причины принимают социальный фактор, например раннее нарушение в накоплении социального опыта. Но практически все теории предполагают, что социальный интеллект – обособленная линия развития.

    Гипотеза исследования: существуют различия в уровне социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и в семьях.

    Предмет исследованиясоциальный интеллект, как способность к познанию социальных явлений.

    Объект исследованиястаршеклассники, воспитывающиеся в детских домах и в семьях.

    Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах и в семьях.

    Исследовательские  гипотезы:

  1. У старшеклассников, воспитывающихся в детских домах, уровень социального интеллекта будет ниже, чем у воспитывающихся в семьях.
  2. У старшеклассников, воспитывающихся в детских домах, психологическая активность будет ниже, чем у воспитывающихся в семьях.
  3. У старшеклассников, воспитывающихся в детских домах, показатели по всем четырем субтестам будут ниже, чем у воспитывающихся в семьях.

    Задачи исследования:

  1.   Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта у зарубежных и отечественных психологов.

  2.  Охарактеризовать особенности социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.

  3.  Выявить уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семьях.

  4. Выявить  уровень социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах.

  5.   Провести корреляцию между методиками.

  6.  Провести сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек, воспитывающихся в семье и воспитывающихся в детских домах.

  Методологическую  основу исследования составили положения социально-психологического подхода (Г.Одлпорт), бихевиористского подхода (Э.Торндайк) и деятельностного подхода (А.А.Леонтьев, Б.Г. Ананьев).

  Методики:

  1. Тесты на социальный интеллект Дж.Гилфорда;
  2. Hand Test (Э.Вагнер);
  3. Тест фрустрационных реакций Ф.Розенцвейга   .

    Методика  1 включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведении.

    Методика 2  помогает объяснить  характер активности исследуемых, т.к. он  происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием исследуемых и, в частности, их активными мотивами.

    Методика 3 предназначена для исследования направления и типа реакций в разных социальных ситуациях, как фактора социального интеллекта.

  Таким образом, все методики помогают рассмотреть социальный интеллект с разных позиций.

  Научная новизна исследования:

  Исследование  не является принципиально новым. Но данные, полученные в нем, будут обладать сравнительной новизной в сравнении  с ранее полученными годы назад  данными.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях социального интеллекта юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и семьях.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с юношами и девушками, воспитывающимися в условиях детского дома, семьи; родителями.

  Достоверность результатов исследования

  Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологическим подходом, адекватным предмету и задачам исследования, а также использованием при обработке данных современных статистических методов, отвечающих специфике результатов. 
 
 

  
  1. Основная  часть
    1. Исследования социального интеллекта зарубежными психологами.

    Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

  Другим  наиболее известным исследователем социального интеллекта был Дж. Гилфорд. Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систе¬му интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

  Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вер¬бальную и невербальную экспрессию поведения.

  Познание  классов поведения – способность  распознавать общие свойства в некотором  потоке экспрессивной или ситуативной  информации о поведении.

  Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

  Познание  систем поведения – способность  понимать логику развития цело¬стных ситуаций взаимодействия людей, смысл  их поведения в этих ситуациях.

Информация о работе Особенности социального интеллекта у старшеклассников, воспитывающихся в детских домах