Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – выявление особенностей речевого развития детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие речевой деятельности, виды речевой деятельности и их характеристики;
2. Изучить возрастные особенности развития речи детей младшего школьного возраста;
3. Дать характеристику понятия умственной отсталости, рассмотреть причины, вызывающие умственную отсталость у детей;

Содержание

Введение
Глава I. Особенности речевого развития детей в младшем школьном возрасте
1.1 Определение понятия речевой деятельности
1.2 Виды речевой деятельности, их характеристика
1.3 Общая характеристика речевого развития младших школьников
Глава II. Своеобразие речевого развития детей с легкой степенью умственно отсталости
2.1 Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального развития
2.2 Дезонтогенез речевого развития детей при умственной отсталости у детей
2.3 Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками
Глава III Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста
3.1 Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
3.2 Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
3.3. Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 58.52 Кб (Скачать)

− Образование  единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

− Образование  другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец –  продавать).

− Связь словарной  работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

− Выписывание  данных словарных слов в несколько  столбиков:

o по родам; 

o по числам;

o по склонениям; с непроверяемыми гласными А,  О, Е, И; 

o с непроверяемой  и проверяемой гласной; 

o одушевленные  или неодушевленные предметы;

o по тематике  – «Город» и «Деревня»;

o по частям  речи;

o с непроверяемой  гласной в первом слоге и  с непроверяемой гласной во  втором слоге.

− Выписать из данных слов:

o слова, состоящие  из двух, трех слогов;

o слова с Й;

o слова с шипящими.

− Подвести ряд  словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей  – птицы).

− Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

− Работа с сигнальными  карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву  и работа проходит устно или учитель  поднимает карточку с буквой, а  дети выписывают слово с этой буквой).

− Списывание или  запись слов с подчеркиванием звонких  и глухих согласных, твердых или  мягких согласных.

− Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

− Запись слов под  диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.

− Подбор однокоренных слов.

− Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

− Разбор слов по составу.

− Запись слов с  разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

− Запись слов с  разными предлогами (к площади, у  площади, на площади).

− Поставить  слово в нужный падеж, просклонять  словарное слово.

− Образовать новое  слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).

− Заменить одним  слово (человек, который управляет  трактором – тракторист, широкая  проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).

− Письмо по памяти.

− Самодиктант  и взаимопроверка.

− Списать, вставить одну или две согласных (С или  СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).

− Перфокарты, перфоконверты.

− Из данного  текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

− Из данных словарных  слов выписать по порядку слова, состоящие  из корня и окончания; корня и  суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.

− Данные слова  заменить по смыслу другими (группа –  коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).

− К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные  являющиеся словарными словами (красное  яблоко, художественная литература, драматический  театр).

− Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).

− Закончить  предложение однородными членами  предложения (В овощном магазине можно купить……...).

− От глагола  неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени. 

Заключение    

В соответствии с поставленными задачами нами были рассмотрены понятие, виды речевой  деятельности и их характеристика. Было выяснено, что речь человека, это  сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Основные функции речи проявляются  в ее коммуникативной направленности, передачи и усвоении общественно-исторического  опыта, знаковости, а также экспрессивности (выражение отношения человека к  сообщению).

Выделяют следующие  виды деятельности: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Под внутренней речью  понимают различные виды использования  языка (точнее языковых значений) вне  процесса реальной коммуникации.

В процессе изучения особенностей развития речи детей в  младшем школьном возрасте, было выяснено, что обучение в школе способствует формированию произвольной, развернутой  речи. В начальных классах дети овладевают умением рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, т.е. произвольной, программированной  монологической речью. Письменная речь учащихся также претерпевает изменения, и уже к 3 – 4 классу приобретает  форму книжной, литературной речи, превосходя, в некотором отношении устную речь.

Одновременно  с обогащением и активизацией словаря детей происходит его  систематизация, семантические знания детей располагаются в своеобразную иерархию.

Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением  познавательной деятельности, возникшем  на основе органического поражения  ЦНС, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с  большим опозданием.

В младшем школьном возрасте, когда их сверстники учатся планировать, высказывать свои замысли  и контролировать свою речевую деятельность, у детей с умственной отсталостью  отмечается недоразвитие всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также бедностью словаря.

Недостатки произношения, замены, пропуски звуков родного языка  делают их речь мало понятной, что препятствует свободному общению этих детей с  окружающими. Устная речь детей характеризуется  ограниченностью словаря, употреблением  слов в их приближенных, неспецифических  значениях, а также примитивным, часто неправильным построением даже простых предложений. В речи наблюдаются различные отклонения от норм родного языка – нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов предложения.

Умение планировать, строить высказывания в соответствии с планом, характерные для их сверстников  с нормальным психическим развитием  недоступно детям с умственной отсталостью. Ученики даже старших классов  испытывают затруднения, когда возникает  необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы, либо самостоятельно спланировать предстоящую деятельность.

Недостатки и  отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью  приводят к трудностям овладения  грамотой: ошибки в написании, составлении  предложений и пересказов. Письменная речь детей ситуационна, мало организована и не упорядочена. Предложения, также  как и в устной речи часто построены  неправильно или не окончены.

Недостатки речевой  деятельности, неумение строить диалог и самостоятельное высказывание, а так же дефекты произносительной стороны речи часто приводят к  тому, что ребенок, не умея говорить иначе, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, нередко прибегает  к указательным жестам. Он становится настороженным, замкнутым, сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается.

Между тем, одним  из показателей успешной адаптации  человека в обществе является его  умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. В структуре  интеллектуального дефекта учащихся вспомогательной школы большое  место занимает существенное речевое  недоразвитие. Поэтому одним из центральных  звеньев в системе коррекции  личности умственно отсталых детей  является работа по формированию речевых  умений и навыков. Она осуществляется во вспомогательной школе на всех уроках. 

Список  литературы  

1      Gučas A. Vaiko ir paauglio psichologija. – K., 1990.

2      Žukauskienė R. Raidos psichologija. – V., 1996.

3      Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.

4      Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.

5      Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.

6      Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.

7      Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

8      Запорожец А.В., Психология. М., 1965г.

9      Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.

10    Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.

11    Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.

12    Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.

13    Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.

14    Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

15    Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983г.

16    Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002

17    Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.

18    Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.

19    Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.

20    Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.

21    Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

22    Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963

23    Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

24    Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.

25    Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

26    Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

27    Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.

28    Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.

29    Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966

30    Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

31    Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.

32    Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.

33    Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979

35    www.shishkova.ru

Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости