Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – выявление особенностей речевого развития детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие речевой деятельности, виды речевой деятельности и их характеристики;
2. Изучить возрастные особенности развития речи детей младшего школьного возраста;
3. Дать характеристику понятия умственной отсталости, рассмотреть причины, вызывающие умственную отсталость у детей;

Содержание

Введение
Глава I. Особенности речевого развития детей в младшем школьном возрасте
1.1 Определение понятия речевой деятельности
1.2 Виды речевой деятельности, их характеристика
1.3 Общая характеристика речевого развития младших школьников
Глава II. Своеобразие речевого развития детей с легкой степенью умственно отсталости
2.1 Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального развития
2.2 Дезонтогенез речевого развития детей при умственной отсталости у детей
2.3 Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками
Глава III Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста
3.1 Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
3.2 Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
3.3. Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 58.52 Кб (Скачать)

Слова, усваиваемые  детьми, делятся на два разряда: активный и пассивный. В активных запас  слов входят те слова, которые ребенок  не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет  в свою речь. Ко второму, пассивному запасу относятся слова, которые  человек понимает, связывает с  определенным представлением, но которые не входят в его речь. Новое слова пополнит активный словарный запас детей только в том случает, если оно будет закреплено [13].

По мнению Тихеевой Е.И. каждое слово, выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое  слово имеет общий корень с  уже знакомым словом, поэтому ребенку  легче его запомнить. Если ребенку  школьного возраста помочь понять, чем одни слова связаны с другими, их словарь быстро увеличивается [32].

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение  письмом, специально грамматикой и  орфографией. Опираясь на исследования многих психологов А. Ф. Обухова пишет: «Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку  необходимо научиться различать  произношение и написание... К концу  начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному  названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции». [21, 257]

При обучении анализу  состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл  слова путем подстановки различных  приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного  языка, подбирают нужные слова для  выражения своих мыслей и точного  определения качества предметов. В  построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают  правила орфографии и овладевают синтаксисом.

Н. В. Новотворцева пишет: «Письменная речь лишена жеста, интонации и должна быть (в отличии  от внутренней) более развернутой, однако для младшего школьника перевод  внутренней речи в письменную вначале  очень труден». [20, 134]

Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно  сказать, что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом можно судить из таблицы №1.   

Таблица №1

Разница слов в устной и  письменной речи учащегося. (по А. Гучасу)

    Возраст

    ребенка

    Количество  слов
    Устная  речь Письменная  речь
    8 л 4 мес.

    10 л 6 мес.

    12 л 4 мес.

    14 л 3 мес.

    2462

    4119

    2408

    2331

    1596

    3279

    2681

    2902

[1, 139]

По данным исследования М. Д. Цвиянович уже к 3-ему классу, в письменной речи учащихся выше процент  существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и  союзов, засоряющих устную речь. Здесь  присутствуют простые распространенные предложения (71%). Количество слов колеблется от 30 до 150. Письменные работы короче, в  них меньше слов-повторений, не так  часты однообразные соединительные союзы, особенно «и». Следовательно, уже  к 3-4-ому классу письменная речь учащихся в некотором отношении превосходит  устную, приобретая форму книжной, литературной речи [4].

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое  и правильное узнавание букв и  их сочетаний и превращение увиденных  знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный  знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более  тонкой интонационной его выразительности [17]

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух  учителем, а затем и самими учениками.

Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про  себя, т. е. интериоризация чтения. В  результате которого обнаружено несколько  форм речевого поведения детей:

1.  Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

2.  Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

3.  Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

4.  Невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

5.  Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых [3, 162].

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших  школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания  учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и  бедного логического размышления  школьник поднимается до словесно-логического  мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование  речи как средства мышления, для  решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают  вести рассуждения вслух, словами  воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. [14]

Таким образом  из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что речь детей в младшем  школьном возрасте претерпевает различные  изменения и всесторонне развивается  под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а  это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы  языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. 

Глава II

Своеобразие речевого развития детей  с легкой степенью умственно отсталости  

2.1 Понятие умственной  отсталости, причины  недостатков интеллектуального  развития   

Термином «умственная  отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического  поражения ЦНС [27].

Умственная отсталость (УО) - это форма патологического  развития личности в целом. В определении  УО учитывается три критерия:

психологический, т.е. снижение познавательной деятельности;

клинический, т.е. органическое поражение ЦНС;

педагогический, т.е. трудности в обучении.

Различная структура  дефекта вызывает различные виды (или степени) УО. Наиболее многочисленную группу среди УО детей составляют дети, УО которых является ведущим  синдромом олигофрении, т.е. дети - олигофрены. Следует обратить внимание на то, что  понятие «УО ребенок» неравнозначно  понятию «олигофрен» понятие  «умственно отсталый» является более  общим. Оно включает в себя олигофрению  и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального  недоразвития [31].

Олигофрения - это  форма умственного и психического недоразвития, возникающее в результате поражения ЦНС (и в первую очередь  коры головного мозга) ребенка в  период до 3х лет жизни. Если же те или иные вредности или болезни  поражают детей сравнительно старшего возраста, возникают более определенные специфичные для каждой болезни  особенности психики. Т.е. в подобных случаях речь может идти о состояниях близких к олигофрении. Нужно  отметить, что олигофрения не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа.

Причины олигофрении:

1. Экзогенные (внешние):

−  различные инфекционные заболевания матери в период беременности

−  (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др.);

−  заражение плода паразитами, попавшими в организм матери

−  (токсоплазмоз);

−  различные родовые травмы (асфиксии).

2. Эндогенные (внутренние):

−  патологическая наследственность (венерические заболевания, УО родителей и т.д.);

−  нарушение хромосомного набора (хромосомная аберрация);

−  нарушение эндокринной системы (фенилкетонория);

−  несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.

При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению для  нее характерны следующие особенности. Во-первых, диффузное, «тотальное» поражение  коры больших полушарий головного  мозга. Во-вторых, при олигофрении  имеет место не только количественное (диффузное поражение всей коры больших  полушарий), но и качественное нарушение  нейродинамических процессов в  коре головного мозга. В третьих, для олигофрении характерен ранний срок поражения ЦНС и последующее  прекращение заболевания, т.е. психическое  развитие ребенка происходит на неполноценной, дефективной основе, но длительного  течения заболевания нервной  системы у ребенка нет и  он практически здоров [16].

По глубине  дефекта УО при олигофрении традиционно  подразделяется на три степени: дебильность (самая легкая), имбецильность (более  глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).

Коэффициент интеллектуальности при дебильности (IQ) составляет 50-70. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8-12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность.

Наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой  чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные  школы. Дети с олигофренией в степени  дебильности составляют основной контингент учащихся вспомогательной школы  и количественно - подавляющее большинство  ее учащихся.

При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

И, тем не менее, дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

Мышление имеет  наглядно-образный характер. Подлинное  образование понятий оказывается  недоступным. Очень слаба способность  к отвлечению и обобщению. Плохо  понимается смысл прочитанного. Правильно  воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это  наглядно проявляется в эксперименте с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию [33].

При обучении счету  дети с трудом усваивают понятие  количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения  часто не понимают условие несложной  задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно.

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана  незрелость личности. Отчетливо выступают  несамостоятельность суждений и  взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При  общей достаточной сохранности  эмоциональной сферы нет сложных  оттенков переживаний.

Отмечается недостаточность  тонких дифференцированных движений, выразительности мимики.

Довольно часты  разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки  цереброэндокринные расстройства.

При правильном воспитании и обучении, своевременном  привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих  интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении  благоприятен [26]. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности  и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие  практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и  посильной социальной адаптации.

Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости