Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – выявление особенностей речевого развития детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие речевой деятельности, виды речевой деятельности и их характеристики;
2. Изучить возрастные особенности развития речи детей младшего школьного возраста;
3. Дать характеристику понятия умственной отсталости, рассмотреть причины, вызывающие умственную отсталость у детей;

Содержание

Введение
Глава I. Особенности речевого развития детей в младшем школьном возрасте
1.1 Определение понятия речевой деятельности
1.2 Виды речевой деятельности, их характеристика
1.3 Общая характеристика речевого развития младших школьников
Глава II. Своеобразие речевого развития детей с легкой степенью умственно отсталости
2.1 Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального развития
2.2 Дезонтогенез речевого развития детей при умственной отсталости у детей
2.3 Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками
Глава III Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста
3.1 Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
3.2 Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
3.3. Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 58.52 Кб (Скачать)

Психическое развитие имбецилов соответствует 3 —7 летнего ребенка, коэффициент интеллектуальности 20 - 50.

Более тяжелая  степень слабоумия, чем дебильность. Специфика и выраженность олигофренического  слабоумия выступают при имбецильности  с большей отчетливостью. Это, прежде всего, проявляется в полной неспособности  к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей  частью без переработки заимствованы от окружающих. Логические процессы находятся  на очень низком уровне. Дети не в  состоянии уловить основную идею прочитанного им рассказа, его содержание воспроизводят только по наводящим  вопросам.

Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными  на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного  повторения одних и тех же заученных  приемов. Интеллектуальная переработка  собственного опыта отсутствует. Изменение  рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому  приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при  наличии постоянной помощи, контроля и руководства.

При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными  видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету  и размеру несложных деталей  для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно [15].

При идиотии IQ ниже 20. Психическое развитие таких больных остается на уровне ребенка, не достигшего 3х лет.

Представляет  собой наиболее тяжелую степень  олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Сознание собственной  личности смутно. Мышление по существу отсутствует (алогия).

В обращенной речи воспринимаются не ее смысл, а интонации  и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят  от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными нечленораздельными звуками  или представляет собой набор  единичных слов (существительных  или глаголов, чаще в неопределенной форме), употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла.

Эмоции крайне элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание  несъедобных предметов).

Недоразвитие  моторики проявляется в крайней  бедности мимики, однообразии и замедленности  движений, нарушениях их координации  вплоть до расстройств навыков стояния  и ходьбы [16].

Деятельность, по существу, отсутствует. Нет навыков  самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией  инстинктивных потребностей, либо элементарными  аффективными и двигательными реакциями  на внешний раздражитель. Предоставленные  себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии  имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

В нашем исследовании речь пойдет о детях с легкой степенью умственной отсталости (дебильность), обучающихся в специальных школах для детей данной категории (VIII вида).

2.2 Дезонтогенез речевого  развития детей  при легкой степени  умственной отсталости  у детей  

Становление речи умственно отсталого ребенка  осуществляется своеобразно и с  большим запозданием. Он позднее  и менее активно вступает в  эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в  возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются  сниженной эмоциональной окрашенностью, тогда как дети с нормальным психическим  развитием в это время уже  имеет в словарном запасе несколько  слов и активно ими пользуется.

У детей слабо  выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

Долгое время  звучащая речь слабо интересует умственно  отсталых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим  запаздыванием. Однако постепенно они  в разные сроки, но все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья  не оказывает им никакой реальной помощи, и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано  с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими [10].

Многие умственно  отсталые дошкольники произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные  — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Фонетический строй речи почти у всех детей  к началу школьного обучения оказывается  сформированным далеко не полностью. Исключения встречаются весьма редко.

К этому времени  дошкольники хоть и с трудом, но пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более  сложными оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного или пережитого события. Мало разговаривая, дети любят слушать читаемые им детские  рассказы и с еще большим удовольствием  смотрят любимые телевизионные  программы. Хотя они мало что понимают, им нравятся движущиеся на экране фигуры и музыкальное сопровождение [11].

Направленность  на речевое общение с окружающими  у умственно отсталых дошкольников снижена. Там, где это возможно, они  предпочитают пользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая  ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное  или отрицательное отношение  к происходящему.

Им плохо удается  взаимодействие со взрослыми и другими  детьми. Они недостаточно понимают то, что им говорят окружающие, и  соответственно ведут себя не так, как  следовало бы. Вместе с тем эти  дети не умеют сколько-нибудь связно высказать свои предложения или  просьбы, не могут должным образом  общаться даже диалогической речью. Обладая весьма ограниченным словарным  запасом и не владея предложением, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно  ответить на заданный им вопрос. Их общение  проходит в условиях житейских, многократно  повторяющихся ситуаций с помощью  хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в  тупик и подчас побуждает его  к нелепым ответам.

Наблюдается такая  закономерность: чем в большей  мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются  у него отклонения в различных  видах познавательной деятельности. Так, не умея назвать увиденный предмет  или его изображение, умственно  отсталый дошкольник быстро забывает воспринятое. Дети, произносящие лишь отдельные слоги или пользующиеся «детскими» словами типа: мяу (кошка), ав-ав (собака), би-би (машина), существенно отстают от своих говорящих сверстников в плане наглядно-действенного мышления. Так, они не могут сложить из 3—4 частей простую фигуру, в то время как дошкольники такого же возраста, в некоторой мере владеющие речью, справляются и с более сложными подобного же рода заданиями [22].

Таким образом, анализ исследований показывает, что  у детей с умственной отсталостью  оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у  них неразвиты ориентировочные  действия, не сформирован интерес  к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы  лежат в основе развития смысловой  стороны речи, а также ее грамматического  строя. Кроме того, у этих детей  нет потребности в общении  и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи [30].  

2.3 Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками

В младшем школьном возрасте у детей с легкой степени  умственной отсталости отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью  и бедностью словаря.

Произносительная  сторона речи

Недоразвитие  речи прежде всего обнаруживается в  затруднениях учащихся младших классов  при овладении ими произношением, тогда как дети с нормальным психическим  развитием, в основном, поступают  в школу с уже сформировавшейся произносительной стороной речи.

В речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида можно встретить замены одних звуков другими, сходными по звучанию или артикуляции. В одних случаях  эти замены носят постоянный характер, в других — спорадический. Некоторые  звуки дети, не умея их произносить, просто пропускают, что делает их речь трудно воспринимаемой, особенно для  людей, впервые с ними имеющих  дело [29].

Однако из-за недостатков произношения их речь бывает мало понятна и общаться с ними не всегда легко, что вызывает недовольство и насмешки со стороны окружающих: одноклассников и, к сожалению, некоторых  взрослых. Это приводит к тому, что  ребенок, не умея говорить иначе, старается  меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, нередко прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается  на развитии его эмоционально-личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает обиды и  порицания. Вместе с тем сужается круг его общения, практика речевой  деятельности резко ограничивается.

Позднее, как  правило, эти недостатки с большим  или меньшим успехом корригируются. Это дает основания говорить о  более позднем и дефектном  по сравнению с нормой становлении  у детей-олигофренов фонематического  слуха — функции, чрезвычайно  важной для правильного произношения и для обучения грамоте [26].

Определенную  роль играют также отклонения, которые  отмечаются в моторной сфере умственно  отсталых детей, в том числе и  в движении их речевых органов. Не следует забывать и то, что у  учеников вспомогательной школы  чаще, чем у нормально развивающихся  детей, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.

Словарный состав языка

Отклонение от нормы имеет место и при  усвоении детьми-олигофренами словарного состава родного языка. Словарь  учащихся младших классов беден, по сравнению со словарем нормально  развивающихся сверстников.

В то время, когда  семантические знания детей все  лучше систематизируются и располагаются  в иерархию, словарь детей с  умственной отсталостью еще только формируется. Он состоит преимущественно  из имен существительных и глаголов. Среди имен существительных преобладают  слова, обозначающие хорошо знакомые детям  предметы. Глаголы большей частью бесприставочные. Имена прилагательные занимают незначительное место в  общем составе словаря. Они представляют собой малоконкретные характеристики типа «большой, маленький, хороший, плохой». Очень редко встречаются прилагательные, характеризующие личностные свойства и качества человека [24].

Слова, которыми располагают дети, используются ими  в приближенных, неспецифических  значениях. Так, «туфли» — это  и туфли, и тапочки, и босоножки, и кроссовки. Словом «шил» могут  обозначаться такие действия, как  «зашил, пришил» и т. п. Слово «хороший»  употребляется в значении «добрый, веселый, красивый, послушный, чистый»  и др.

Для речи умственно  отсталых детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над  активным. Другими словами, они понимают более или менее правильно  значительно большее количество слов, чем употребляют. Переход слова  из пассивного словаря в активный происходит у детей этой категории  гораздо медленнее, чем у детей  с нормальным психическим развитием.

К старшим классам  словарный запас школьников значительно  обогащается. Этому способствуют специальное  обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми, просмотр телевизионных передач  и др. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют  общепринятым нормам.

Предложения, которыми пользуются ученики, являются преимущественно  простыми, состоящими из 1—4 слов. Построены  они бывают не только примитивно, но и часто неправильно. В них  наблюдаются различные отклонения от норм родного языка — нарушения  согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов [30].

Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения начинают употребляться учениками обычно на старших годах обучения, что  свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения  различных взаимозависимостей между  объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним  свидетельством грубого недоразвития мышления учащихся.

Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственно отсталости