Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:24, курсовая работа
Цель данной работы — дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.Данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
2.Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
3.Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
4.С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности……………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности……………. 13
1.3 Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции….….. 16
Глава 2. Коррекция агрессивности дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25
2.1. Описание исследования………………………………………….… 25
2.2. Результаты первичной диагностики…………………………….… 27
2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Библиография…………………………………………………………………… 35
Глава 2. Коррекция агрессивности
дошкольников путем социально-
2.1. Описание исследования
Данная программа
При составлении программы был сделан акцент на следующих моментах:
1. Выраженных признаков спонтанной агрессивности в группе обнаружено не было, однако наблюдалась высокая враждебность, склонность к агрессивно-защитным реакциям. Вследствие этого в программу коррекции практически не включались упражнения, рассчитанные на снятие агрессивного напряжения.
2. С целью коррекции
враждебности и купирования
3. Ввиду небольшого количества участников в программу не были включены упражнения, рассчитанные на большое количество человек.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2 – 4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Основные методы реализации коррекционной программы: социально-психологический тренинг, беседа.
Объем программы составляет 8 академических часов: 8 занятий при частоте встреч 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.
При составлении программы была использована следующая литература:
Цель программы: преодоление агрессивных проявлений в дошкольном возрасте путем регуляции эмоций и развития социального доверия.
Задачи:
1. Сплочение группы, улучшение
координации совместных действи
2. Развитие доверия к окружающим людям.
3. Коррекция агрессивно-защитных проявлений.
4. Обучение новым способам поведения.
5. Развитие социальных эмоций.
Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольника.
Предмет — коррекция
агрессивности у детей
Форма работы: групповая. Группа состоит из 5 человек, отобранных по результатам предварительной диагностики.
Для диагностики агрессивности и оценки эффективности коррекционной программы были использованы следующие диагностические методики:
Занятия разбиты на 2 основных блока:
Блок 1. Развитие социальной чувствительности
Блок 2. Обучение неагрессивным способам поведения
2.2. Результаты первичной диагностики
В целях первичной диагностики агрессивности были использованы следующие методики:
1. Тест "Дом — дерево — человек"
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
При диагностическом обследовании мы обращали внимание на выраженность следующих признаков:
а) Признаки явной агрессивности
• Симметрия дерева — выраженная тенденция сдержать агрессивность.
• Наличие разных построек — агрессия, направленная против фактического хозяина дома.
• Подчеркнутые ноздри, зубы — агрессивность.
• Руки сильные — агрессивность, энергичность.
• Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
• Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
• Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
• Пальцы длинные — открытая агрессия.
• Наличие оружия — агрессивность.
б) Признаки скрытой агрессивности, тенденций сдерживать агрессивность
• Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.
• Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.
• Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы, склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
• Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
• Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.
• Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
в) Признаки враждебности
• Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.
• Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.
• Окна без стекол, отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.
• Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Наличие более двух признаков может говорить о достаточной выраженности того или иного вида агрессивных проявлений.
2. Методика "Несуществующее животное"
Данная методика может применяться для изучения личности школьников.
Для нашего диагностического исследования имели значение следующие показатели рисунков:
а) Склонность к недифференцированным агрессивно-защитным реакциям
• Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание.
• Рога — агрессия спонтанного
или защитно-ответного
• Наличие острых углов — агрессивная защита.
б) Склонность к агрессивно-защитным реакциям с определенной направленностью
• Наличие выступов (шипов, панциря, игл), направленных вверх, — защита от людей, имеющих реальную власть (учителей, родителей и т. д.).
• Наличие выступов, направленных вниз, — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих (например, более младших детей), боязнь осуждений.
• Боковые выступы, выступы
на корпусе животного —
В обследовании приняли участие 14 детей – воспитанников ДОУ №45.
В результате первичного диагностического обследования было обнаружено, что в данной группе чаще всего встречаются следующие особенности агрессивности:
1. Враждебность, недоверие к окружающему миру.
2. Замкнутость, желание охранять свой внутренний мир.
3. Склонность к агрессивно-защитным реакциям, направленным, как правило, на людей, имеющих власть над ребенком (родителей, учителей и т. д.).
По итогам диагностики было отобрано 5 человек для дальнейшей коррекционной работы. С целью коррекции данных проявлений агрессивности была составлена и апробирована коррекционная программа. Целью данной программы, наряду с коррекцией агрессивно-защитных проявлений, стало развитие социальных эмоций, формирование новых моделей поведения, развитие доверия.
2.3. Программа коррекции агрессивно
Тематическое планирование занятий
№ занятия, цель, задачи |
Вид задания |
Цель задания |
Оборудование |
Время (мин.) |
Блок 1. Развитие социальной чувствительности | ||||
1. «Знакомство»
Цель: сплочение группы, координация совместных действий, улучшение функционирования группы как единого организма, подготовка к дальнейшим занятиям |
1. «Приветствие»
2. Игра «Мое имя»
3. Игра «Клубочек»
4. Игра «Сороконожка» |
Приветствие, установление контакта
Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему "Я"
Эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении
Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива |
-
-
клубочек
- |
5 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин. |
№ занятия, цель, задачи |
Вид задания |
Цель задания |
Оборудование |
Время (мин.) |
2. «Развитие социальных эмоций»
Цель: психологическое просвещение, обучение способам выражения различных эмоций, расширение эмоционального опыта |
1. «Приветствие»
2. Упражнение «Виды эмоций» |
Приветствие, установление контакта
Расширение психологического кругозора, обучение способам выражения различных эмоций |
-
- |
5 мин.
30 мин. |
3. «Развитие социальных эмоций» (продолжение)
Цель: обучение способам выражения различных эмоций, расширение эмоционального опыта |
1. «Приветствие»
2. Игра «Скульптура»
3. Игра «Благодарность без слов»
4. Игра «Невербальный испорченный телефон»
5. Игра «Эмоции героев» |
Приветствие, установление контакта
Обучение невербальному выражению эмоций
Совершенствование невербальных коммуникативных навыков
Совершенствование невербальных коммуникативных навыков
Формирование эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих |
-
-
-
-
текст сказки, карточки с изображениями различных эмоций |
5 мин.
10 мин.
10 мин.
5 мин.
10 мин. |
4. «Формирование доверия»
Цель: снятие тревожности в межличностных отношениях, формирование доверия к окружающим |
1. «Приветствие»
2. Игра «Слепой и поводырь»
3. Игра «Правда или ложь?»
4. Игра «Правда и ложь» |
Приветствие, установление контакта
Формирование доверия друг к другу
Выяснение "факторов доверия и недоверия", совершенствование навыков слушания
Углубление рефлексии, возможность узнать друг друга с разных сторон, усиление доверия окружающих |
-
-
небольшой предмет
- |
5 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин. |
№ занятия, цель, задачи |
Вид задания |
Цель задания |
Оборудование |
Время (мин.) |
Блок 2. Обучение неагрессивным способам поведения | ||||
5. «Поведение в конфликтах»
Цель: психологическое просвещение, повышение эффективности взаимодействия в конфликтах, анализ конфликта с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения |
1. «Приветствие»
2. Игра «Драка»
3. Игра «Давление»
4. Игра «Обзывалки»
5. Игра «Конфликт в транспорте» |
Приветствие, установление контакта
Моделирование ситуации конфликта
Построение модели конфликта с дальнейшим психологическим просвещением
Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств
Повышение эффективности взаимодействия в конфликтах |
-
-
-
-
- |
5 мин.
5 мин.
10 мин.
5 мин.
5 мин. |
6. «Обучение доброжелательному поведению»
Цель: купирование агрессивно-защитных реакций, обучение новым способам поведения |
1. «Приветствие»
2. Игра «Хорошая неделя»
3. Игра «Мир глазами агрессивного ребенка»
4. Игра «Уверенные, неуверенные и грубые ответы»
5. Игра «Крокодил» |
Приветствие, установление контакта
Развитие навыков общения и групповой сплоченности
Развитие навыков общения и групповой сплоченности
Формирование модели поведения уверенного в себе человека, развитие социальной чувствительности
Снятие эмоционального напряжения |
-
-
-
-
- |
5 мин.
10 мин.
10 мин.
5 мин.
5 мин. |
№ занятия, цель, задачи |
Вид задания |
Цель задания |
Оборудование |
Время (мин.) |
7. «Обучение доброжелательному поведению» (продолжение)
Цель: купирование агрессивно-защитных реакций, обучение новым способам поведения |
1. «Приветствие»
2. Игра «Маленькое привидение»
3. Игра «Шла Саша по шоссе»
4. Игра "Эффективное взаимодействие"
5. Игра «Подари цветок» |
Приветствие, установление контакта
Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев
Снятие эмоционального напряжения
Обучение приемам эффективного взаимодействия
Совершенствование коммуникативных навыков |
-
-
-
-
- |
5 мин.
5 мин.
10 мин.
10 мин.
5 мин. |
8. «Итоговое»
Цель: предъявление усвоенных знаний в области межличностных взаимоотношений |
1. «Приветствие»
2. Игра "Сердце на память"
3. Выбирается самое понравившееся детям упражнение или игра либо 2 – 3 упражнения "по заявкам" детей.
4. Итоговая рефлексия |
Приветствие, установление контакта
Развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства
Снятие эмоционального напряжения, совершенствование коммуникативных навыков и т. д.
Подведение итогов курса |
-
-
-
-
- |
5 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
5 мин. |
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы
С целью отслеживания динамики изменений и оценки эффективности программы коррекции агрессивности через саморазвитие и регуляцию эмоций были проведены методики «Несуществующее животное» и «Дом. Дерево. Человек».