Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.Данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
2.Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
3.Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
4.С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности……………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности……………. 13
1.3 Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции….….. 16
Глава 2. Коррекция агрессивности дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25
2.1. Описание исследования………………………………………….… 25
2.2. Результаты первичной диагностики…………………………….… 27
2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Библиография…………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

МОЕ Коррекция агрессивности дошкольников.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Коррекция агрессивности  дошкольников путем социально-психологического тренинга

 

2.1. Описание исследования

 

Данная программа предназначена  для коррекции агрессивности  дошкольников 5 – 6 лет. Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих упражнений, направленных на саморазвитие, регуляцию эмоций, развитие социального доверия и купирования агрессивных проявлений.

При составлении программы был сделан акцент на следующих моментах:

1. Выраженных признаков спонтанной агрессивности в группе обнаружено не было, однако наблюдалась высокая враждебность, склонность к агрессивно-защитным реакциям. Вследствие этого в программу коррекции практически не включались упражнения, рассчитанные на снятие агрессивного напряжения.

2. С целью коррекции  враждебности и купирования агрессивно-защитных  реакций в программу были включены  упражнения на развитие доверия и социальных эмоций. Особое внимание уделено упражнениям на групповое сплочение.

3. Ввиду небольшого  количества участников в программу не были включены упражнения, рассчитанные на большое количество человек.

Структура группового занятия  включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2 – 4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном  с актуальными для них проблемами.

Основные методы реализации коррекционной программы: социально-психологический тренинг, беседа.

Объем программы составляет 8 академических часов: 8 занятий при частоте встреч 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.

 

При составлении программы  была использована следующая литература:

    1. Венгер А. А. Психологические рисуночные тесты. – М.: «ВЛАДОС», 2004. – 159 с.
    2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
    3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
    4. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
    5. Психологический тренинг / под ред. Е. Г. Трошиной. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 215 с.
    6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 383 с.

Цель программы: преодоление агрессивных проявлений в дошкольном возрасте путем регуляции эмоций и развития социального доверия.

Задачи:

1. Сплочение группы, улучшение  координации совместных действий.

2. Развитие доверия  к окружающим людям.

3. Коррекция агрессивно-защитных  проявлений.

4. Обучение новым способам  поведения.

5. Развитие социальных  эмоций.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольника.

Предмет — коррекция  агрессивности у детей дошкольного  возраста.

Форма работы: групповая. Группа состоит из 5 человек, отобранных по результатам предварительной диагностики.

Для диагностики агрессивности и оценки эффективности коррекционной программы были использованы следующие диагностические методики:

  1. Рисуночная методика «Несуществующее животное».
  2. Рисуночная методика «Дом. Дерево. Человек».

Занятия разбиты на 2 основных блока:

Блок 1. Развитие социальной чувствительности

Блок 2. Обучение неагрессивным  способам поведения

 

2.2. Результаты первичной  диагностики

 

В целях первичной  диагностики агрессивности были использованы следующие методики:

1. Тест "Дом  — дерево — человек"

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

При диагностическом  обследовании мы обращали внимание на выраженность следующих признаков:

а) Признаки явной агрессивности

• Симметрия дерева —  выраженная тенденция сдержать агрессивность.

• Наличие разных построек — агрессия, направленная против фактического хозяина дома.

• Подчеркнутые ноздри, зубы — агрессивность.

• Руки сильные — агрессивность, энергичность.

• Большие пальцы —  грубость, черствость, агрессия.

• Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

• Пальцы без ладоней  — грубость, черствость, агрессия.

• Пальцы длинные —  открытая агрессия.

• Наличие оружия —  агрессивность.

б) Признаки скрытой агрессивности, тенденций сдерживать агрессивность

• Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

• Ствол зачернен —  внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

• Руки за спиной — нежелание  уступать, идти на компромиссы, склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

• Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

• Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

• Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

в) Признаки враждебности

• Пальцы крупные, похожие  на гвозди (шипы) — враждебность.

• Руки скрещены на груди  — враждебно-мнительная установка.

• Окна без стекол, отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

• Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Наличие более двух признаков  может говорить о достаточной  выраженности того или иного вида агрессивных проявлений.

2. Методика "Несуществующее  животное"

Данная методика может  применяться для изучения личности школьников.

Для нашего диагностического исследования имели значение следующие  показатели рисунков:

а) Склонность к недифференцированным агрессивно-защитным реакциям

• Рот с зубами —  вербальная агрессия, в большинстве  случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание.

• Рога — агрессия спонтанного  или защитно-ответного характера.

• Наличие острых углов  — агрессивная защита.

б) Склонность к агрессивно-защитным реакциям с определенной направленностью

• Наличие выступов (шипов, панциря, игл), направленных вверх, — защита от людей, имеющих реальную власть (учителей, родителей и т. д.).

• Наличие выступов, направленных вниз, — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих (например, более младших детей), боязнь осуждений.

• Боковые выступы, выступы  на корпусе животного — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

В обследовании приняли  участие 14 детей – воспитанников  ДОУ №45.

В результате первичного диагностического обследования было обнаружено, что в данной группе чаще всего встречаются следующие особенности агрессивности:

1. Враждебность, недоверие к окружающему миру.

2. Замкнутость, желание охранять свой внутренний мир.

3. Склонность к агрессивно-защитным реакциям, направленным, как правило, на людей, имеющих власть над ребенком (родителей, учителей и т. д.).

По итогам диагностики  было отобрано 5 человек для дальнейшей коррекционной работы. С целью коррекции данных проявлений агрессивности была составлена и апробирована коррекционная программа. Целью данной программы, наряду с коррекцией агрессивно-защитных проявлений, стало развитие социальных эмоций, формирование новых моделей поведения, развитие доверия.

 

2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга

 

Тематическое планирование занятий

№ занятия, цель, задачи

Вид задания

Цель задания

Оборудование

Время (мин.)

Блок 1. Развитие социальной чувствительности

1. «Знакомство»

 

Цель: сплочение группы, координация совместных действий, улучшение функционирования группы как единого организма, подготовка к дальнейшим занятиям

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Мое имя»

 

 

 

 

3. Игра «Клубочек»

 

 

 

4. Игра «Сороконожка»

Приветствие, установление контакта

 

Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему "Я"

 

Эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении

 

Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

клубочек

 

 

 

 

-

5 мин.

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

10 мин.

№ занятия, цель, задачи

Вид задания

Цель задания

Оборудование

Время (мин.)

2. «Развитие социальных эмоций»

 

Цель: психологическое просвещение, обучение способам выражения различных эмоций, расширение эмоционального опыта

1. «Приветствие»

 

2. Упражнение «Виды эмоций»

Приветствие, установление контакта

 

Расширение психологического кругозора, обучение способам выражения различных эмоций

-

 

 

 

 

-

5 мин.

 

 

 

 

30 мин.

3. «Развитие социальных эмоций» (продолжение)

 

Цель: обучение способам выражения различных эмоций, расширение эмоционального опыта

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Скульптура»

 

 

3. Игра «Благодарность без слов»

 

4. Игра «Невербальный испорченный телефон»

 

5. Игра «Эмоции героев»

Приветствие, установление контакта

 

Обучение невербальному выражению эмоций

 

Совершенствование невербальных коммуникативных навыков

 

Совершенствование невербальных коммуникативных навыков

 

 

Формирование эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

текст сказки, карточки с изображениями различных эмоций

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

10 мин.

4. «Формирование доверия» 

 

Цель: снятие тревожности в межличностных отношениях, формирование доверия к окружающим

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Слепой и поводырь»

 

3. Игра «Правда или ложь?»

 

 

 

4. Игра «Правда и ложь»

Приветствие, установление контакта

 

Формирование доверия друг к  другу

 

Выяснение "факторов доверия и  недоверия", совершенствование навыков  слушания

 

Углубление рефлексии, возможность  узнать друг друга с разных сторон, усиление доверия окружающих

-

 

 

 

-

 

 

небольшой предмет

 

 

 

-

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

10 мин.

 

 

 

 

10 мин.


 

 

№ занятия, цель, задачи

Вид задания

Цель задания

Оборудование

Время (мин.)

Блок 2. Обучение неагрессивным способам поведения

5. «Поведение в конфликтах»

 

Цель: психологическое просвещение, повышение эффективности взаимодействия в конфликтах, анализ конфликта с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Драка» 

 

 

3. Игра «Давление»

 

 

 

4. Игра «Обзывалки»

 

 

 

 

 

5. Игра «Конфликт в транспорте»

Приветствие, установление контакта

 

Моделирование ситуации конфликта

 

Построение модели конфликта с  дальнейшим психологическим просвещением

 

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств

 

Повышение эффективности взаимодействия в конфликтах

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

5 мин.

 

 

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

5 мин.

6. «Обучение доброжелательному поведению»

 

Цель: купирование агрессивно-защитных реакций, обучение новым способам поведения

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Хорошая неделя»

 

 

3. Игра «Мир глазами агрессивного ребенка»

 

 

4. Игра «Уверенные, неуверенные и грубые ответы»

 

5. Игра «Крокодил»

Приветствие, установление контакта

 

Развитие навыков общения и групповой сплоченности

 

 

Развитие навыков общения и групповой сплоченности

 

 

Формирование модели поведения  уверенного в себе человека, развитие социальной чувствительности

 

Снятие эмоционального напряжения

-

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

5 мин.

 

 

10 мин.

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

5 мин.


 

 

№ занятия, цель, задачи

Вид задания

Цель задания

Оборудование

Время (мин.)

7. «Обучение доброжелательному поведению» (продолжение)

 

Цель: купирование агрессивно-защитных реакций, обучение новым способам поведения

1. «Приветствие»

 

2. Игра «Маленькое привидение»

 

 

3. Игра «Шла Саша по шоссе»

 

4. Игра "Эффективное взаимодействие"

 

5. Игра «Подари цветок»

Приветствие, установление контакта

 

Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев

 

Снятие эмоционального напряжения

 

Обучение приемам эффективного взаимодействия

 

Совершенствование коммуникативных  навыков

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

-

5 мин.

 

 

 

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

5 мин.

8. «Итоговое»

 

Цель: предъявление усвоенных знаний в области межличностных взаимоотношений

1. «Приветствие»

 

2. Игра "Сердце на память"

 

 

3. Выбирается самое понравившееся детям упражнение или игра либо 2 – 3 упражнения "по заявкам" детей.

 

4. Итоговая рефлексия

Приветствие, установление контакта

 

Развитие эмпатии и умения открыто  выражать свои чувства

 

Снятие эмоционального напряжения, совершенствование коммуникативных навыков и т. д.

 

 

 

 

Подведение итогов курса

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

-

5 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

5 мин.


 

 

2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы

 

С целью отслеживания динамики изменений и оценки эффективности  программы коррекции агрессивности через саморазвитие и регуляцию эмоций были проведены методики «Несуществующее животное» и «Дом. Дерево. Человек».

Информация о работе Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков