Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.Данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
2.Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
3.Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
4.С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности……………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности……………. 13
1.3 Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции….….. 16
Глава 2. Коррекция агрессивности дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25
2.1. Описание исследования………………………………………….… 25
2.2. Результаты первичной диагностики…………………………….… 27
2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Библиография…………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

МОЕ Коррекция агрессивности дошкольников.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Уменьшить вероятность  появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [20, с. 115 – 120].

2. Экологический подход

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который  придерживался эволюционного подхода  к агрессии, что было схоже с  позицией З. Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

• количества накопленной  агрессивной энергии;

• наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется  в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, то есть агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что  кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, то есть имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Например, любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [20, с. 134 – 136].

3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

• Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

• Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого  субъектом удовлетворения от  будущего достижения цели.

2. Сила препятствия  на пути достижения цели.

3. Количества последовательных  фрустраций.

То есть чем в большей степени  субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что  индивидуумы не всегда реагируют  агрессией на фрустрацию, Доллард  и соавторы пришли к выводу, что  подобное поведение не проявляется  в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности  против фрустратора сильный страх  наказания, прибегает к смещению своих нападок, направляя их на другие мишени — на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий импульс.

Агрессия приобретается посредством:

• Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

• Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

• Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

• Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

• Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

• Инструкциями (например, приказы)

• Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

• Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

• Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

• Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)




К факторам, ослабляющим  агрессивную мотивацию, относятся такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком — акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии) [20, с. 225 – 230].

4. Теория социального  научения (бихевиоральная модель)

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т. е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А. Бандурой и представлена здесь в виде таблицы, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует  учета трех моментов:

1. Способов усвоения  подобных действий.

2. Факторов, провоцирующих  их появление.

3. Условий, при которых  они закрепляются.

Поэтому существенное значение в этой теории уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

В настоящее время теория социального  научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития [20, с. 361 – 363].

 

 

1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности

 

Существует множество  теоретических обоснований возникновения  агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

• врожденным побуждениям  и задаткам;

• потребностям, активизируемым внешними стимулами;

• познавательным и эмоциональным  процессам;

• актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.

В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и  эмоциональный фон отношения  родителей к ребенку.

По мнению Й. Заграфовой, податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации:

• Усвоение социального  опыта, ценностей, норм культурного  поведения.

• Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего  нормы поведения, допускающие агрессивность [17, с. 260 – 267].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии:

• социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство);

• внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);

• индивидуальные (личность, установки, гендер).

Агрессия, как правило, не возникает  неожиданно. Она может появиться  в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

Различные особенности  среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди "нормальных" личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем,

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит  оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Бассе и А. Дарки  выделяют следующие виды агрессии:

• Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

• Косвенная агрессия — под этим термином понимают как  агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные  шутки), так и агрессию, которая  ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

• Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

• Негативизм — оппозиционная  мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

• Обида— зависть и  ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

• Подозрительность —  недоверие и осторожность по отношению  к людям, основанные на убеждении, что  окружающие намерены причинить вред.

• Вербальная агрессия —  выражение негативных чувств как  через форму (ссора, крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

Румянцева Т. Р. считает, что сегодня  на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно называть агрессивным при наличии двух обязательных условий:

1. Когда имеют место  губительные для жертвы последствия.

2. Когда нарушены нормы  поведения.

В настоящее время  появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998, Лешли Д., 1991, Раншбург И., Поппер П., 1983, Кэмпбелл Р., 1997). Так, Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское  отношение взрослых к агрессивным  вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д Лешли, 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург И. и Поппер. П (1983) советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам.

 

1.3. Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции

 

Л. Н. Кряжева приводит следующий список характеристик  поведения, с помощью которых можно идентифицировать агрессивных детей:

1. Признаки инфантильной  агрессивности:

• задиристый;

• часто ссорится с  детьми;

• мучает окружающих;

• часто провоцирует родителей;

• оскорбляет окружающих;

• придирчивый;

• непослушный;

• постоянно выставляет свои требования родителям;

• характерны внезапные  проявления буйного темперамента;

• ведет себя как тиран;

• склонен к припадкам  агрессивности;

• ревнует к братьям  и сестрам;

• жалуется, что его  не любят;

• ссорится со сверстниками;

• неугомонный, буйный;

• сердит других детей;

• слишком много говорит;

• разрушает принадлежащие  ему вещи, игрушки.

2. Признаки агрессивного  поведения:

• иногда совершает плохой поступок, только чтобы привлечь к  себе внимание;

• охотно провоцирует детей;

• мешает другим детям  своим неугомонным поведением;

• толкает, задирает и  бьет других детей;

• всегда находит недостатки в том, что делают другие дети;

• когда сердится, грозит причинить другим детям зло.

Информация о работе Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков