Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.Данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
2.Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
3.Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
4.С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности……………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности……………. 13
1.3 Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции….….. 16
Глава 2. Коррекция агрессивности дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25
2.1. Описание исследования………………………………………….… 25
2.2. Результаты первичной диагностики…………………………….… 27
2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Библиография…………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

МОЕ Коррекция агрессивности дошкольников.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

3. Признаки пассивно-агрессивного  поведения:

• становится капризным  и упрямым, если что-то не получается так, как хочет;

• обижается на малейшую критику по отношению к себе;

• считает, что все  должны ему во всем потакать;

• от любого требования подчиниться дисциплине приходит в  ярость;

• сердито и зло смотрит на окружающих;

• постоянно заряжен  гневом;

• когда сердится, ни с кем не разговаривает [7, с. 78 – 81].

С помощью данных признаков  можно идентифицировать детей, обладающих агрессией различной направленности. Для более точной диагностики, для выявления причин агрессивности могут использоваться методы диагностики личности дошкольника.

По мнению Лютовой  Е. К., Мониной Г. Б., коррекционную  работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д. [9, с. 12]

Рассмотрим подробно каждое из направлений.

1. Обучение агрессивных  детей способам выражения гнева  в приемлемой форме

Поскольку поведение агрессивных  детей часто является деструктивным  и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева Лютова Е. К. и Монина Г. Б. используют два направления, описанных В. Квинн (см. с. 8 данной работы): учат детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать "Лестницу гнева" Р. Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день "забывать" записывать домашнее задание в дневник и т. д.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных "пороков", необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении.

Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по "лестнице гнева". В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому — в позитивной форме.

К позитивным способам выражения  гнева относятся:

• Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

• Вежливость в обращении.

• Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов в продвижении по "лестнице гнева", взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В таблице 1 представлена "лестница гнева". Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) — в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.

Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (D) — это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.

 

Таблица 1. "Лестница гнева"

А

В

С

Д

Е

1 – 4

4 – 9

9 – 13

13 – 14

14 – 15

Пассивно-агрессивное поведение

Эмоционально-разрушительное поведение

Физические оскорбления

Словесные оскорбления и др.

Гнев выражается в громкой и невежливой форме

Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты

Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу

Эмоционально-разрушительное поведение

Физические оскорбления

Словесные оскорбления и др.

Гнев выражается в громкой и  невежливой форме

Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты

Выражаются жалобы, не имеющие отношения  к делу

Вежливость

Стремление

найти решение Выражается одна жалоба без уклонений в сторону


 

Другому способу выражения  гнева, описанному В. Квинн [5], — переносу чувств на неопасные объекты — рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, "стаканчик для крика", кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны  для того, чтобы ребенок не направлял  гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

 

2. Обучение детей  приемам саморегуляции, самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак "Стоп". Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: "Стоп". Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент "неприятной ситуации" не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения.

Например, в игре "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение  ветра" дети с закрытыми глазами  представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела. Другая игра — "Улыбка" — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и  многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

3. Отработка навыков  общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что  не знают других способов выражения  своих чувств. Задача взрослого —  научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать  ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных Медвежонка (или два других героя: Лисенка, Котенка и т. д.). На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить Медвежат.

Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы  выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д. В этом случае взрослый не должен критиковать  и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме. Также можно пригласить в гости известных детям литературных героев. В детском саду это могут быть Мальвина и Буратино, который поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. В этом случае детям можно предложить посоветовать Мальвине — как помочь Буратино стать послушным. Пусть они порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться в чулане.

В гости к детям  школьного возраста могут прийти герои из "пройденных" ими литературных произведений.

4. Формирование позитивных  качеств личности (эмпатии, доверия  к людям, доброты и т. д.)

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека [13, с. 463].

Считается, что развивать  эмпатию и формировать другие качества личности можно во время  совместного чтения взрослого и  ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

• информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

• обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых  можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Родители агрессивных  детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.

В этом случае желательно как можно шире использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы: "Что такое "агрессивность", "Как общаться с агрессивным ребенком", "Можно ли помочь агрессивному ребенку". Также можно посоветовать родителям играть с детьми в игры, которые способствуют улучшению детско-родительских отношений.

Д. Паренс выделяет следующие  направления работы с родителями агрессивных детей, способствующие снижению детской агрессивности:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживаний чрезмерного неудовольствия.

2. Осознание потребности ребенка в активности (и, соответственно, разрешение ее), достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разрешенного.

4. Обучение ребенка выражению и разряжению враждебности в нормальных, приемлемых формах.

5. Управление реакциями агрессивности у ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку при переживаниях им болезненных чувств тревоги и депрессии.

7. Гармонизация отношений родителей и детей [12, с. 167 – 169].

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

Информация о работе Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков