Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.Данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
2.Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
3.Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
4.С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности……………………. 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование агрессивности……………. 13
1.3 Агрессивность в дошкольном возрасте и пути ее коррекции….….. 16
Глава 2. Коррекция агрессивности дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25
2.1. Описание исследования………………………………………….… 25
2.2. Результаты первичной диагностики…………………………….… 27
2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29
2.3. Результаты вторичной диагностики и анализ эффективности проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Библиография…………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

МОЕ Коррекция агрессивности дошкольников.doc

— 191.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Федеральное государственное   бюджетное 

образовательное учреждение  высшего профессионального образования

«Камчатский государственный  университет имени Витуса Беринга»

2012-2013 учебный год

 

 

Кафедра теоретической и прикладной  психологии

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Психолого- педагогическая коррекция»

 

Тема: «Особенности психолого- педагогической коррекции

отклоняющегося поведения  подростков»

 

 

 

 

Выполнила  студентка

Психолого- педагогического факультета

Группа ПиП(з)- 081

Специальности «Педагогика  и психология» заочной формы  обучения

Чукавина Вероника Сергеевна

 

 

Научный руководитель:

                                   Ширяева Анелия Сергеевна, 

                                        кандидат психологических наук,

                                                               доцент кафедры теоретической и прикладной          

       психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск – Камчатский, 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….... 3

 

Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте…………………………….. 5

1.1. Основные подходы  к изучению агрессивности……………………. 5

1.2. Факторы, влияющие на формирование  агрессивности……………. 13

1.3 Агрессивность в  дошкольном возрасте и пути  ее коррекции….….. 16

 

Глава 2. Коррекция агрессивности  дошкольников путем социально-психологического тренинга…………………………………………………… 25

2.1. Описание исследования………………………………………….… 25

2.2. Результаты первичной  диагностики…………………………….… 27

2.3. Программа коррекции агрессивности дошкольников с помощью социально-психологического тренинга…………………………………….. 29

2.3. Результаты вторичной  диагностики и анализ эффективности  проведенной коррекционной программы…………………..…………………….. 32

Заключение……………………………………………………………………… 34

 

Библиография…………………………………………………………………… 35

Приложение…………………………………………………………………….37

 

Введение

 

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

В профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности. Отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов и др.), в том числе и рассматривавших особенности делинквентного поведения (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).

Проявление  агрессии в детских и учебных  заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должна стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими.

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными детьми вычленяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения ребенка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными детьми; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр.

Необходимость определения  реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.

Цель данной работы —  дать объемную характеристику агрессии и агрессивности, разработать программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольника.

Предмет — коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.

Данная курсовая работа ставит перед собой следующие  задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме агрессивности;
  2. Рассмотреть причины и проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
  3. Разработать и провести программу коррекции агрессивности в дошкольном возрасте;
  4. С помощью первичной и вторичной диагностики оценить эффективность разработанной программы.

Практическое значение данной работы состоит в том, что  представленные в ней материалы можно использовать в процессе диагностической и коррекционной работы с агрессивными детьми.

Структура работы:

Во введении раскрывается актуальность исследования, практическое значение, цели и задачи работы.

В первой главе подробно рассматривается понятие агрессии и агрессивности, виды агрессии, основные подходы к изучению агрессивности, признаки агрессивности в дошкольном возрасте, пути коррекции агрессивности.

Во второй главе представлена программа коррекции агрессивности дошкольников.

Заключение содержит выводы по результатам проделанной работы.

Библиография представлена 21 источником.

 

Глава 1. Агрессивность в дошкольном возрасте

 

1.1. Основные подходы к изучению агрессивности

 

Агрессия (от латинского aggredi — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [13, с. 9].

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать  вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к  совершению таких действий.

Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия "агрессия" и "агрессивность". Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон  считают, что агрессия, в какой  бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания  избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.

2. В качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертвы должны обладать  мотивацией избегания подобного  обращения с собой [6, с. 285].

Наиболее распространенные описания агрессии включают очень широкий  спектр проявлений — от спортивных состязаний до каннибализма и войны. Существуют два приемлемых определения агрессии. Первое основано на оценке поведения: агрессия — это любой вид поведения, приносящего вред другому. Второе определение базируется на понятии намерения: агрессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому. Таким образом, вопрос выбора определения сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Чтобы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение [6, с. 287 – 288].

В значительной части  случаев агрессия возникает как  реакция субъекта на фрустрацию и  сопровождается эмоциональными состояниями  гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения [13, с. 9].

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два  основных типа агрессивных проявлений:

• Целевая агрессия

• Инструментальная агрессия

Первая выступает как  осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба другому объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Классификацию агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д.

1. По направленности:

• Агрессия, направленная вовне

• Аутоагрессия — направленная на себя

2. По цели:

• Интеллектуальная агрессия

• Враждебная агрессия

3. По методу выражения:

• Физическая агрессия

• Вербальная агрессия

4. По степени выраженности:

• Прямая агрессия

• Косвенная агрессия

5. По наличию инициативы:

• Инициативная агрессия

• Оборонительная агрессия [6, с. 290].

Теперь разграничим понятия  агрессивного действия, агрессивного поведения и агрессивности, так как часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

Агрессивное действие —  это проявление агрессивности как  ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Сама же агрессивность  подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Также следует отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что  в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

Р. С. Хоманс считает, что  агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А. А., Бютнер К. и  другие рассматривают некоторые  случаи агрессивного поведения как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения [13, с. 433 – 434]. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая  способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия рассматривается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

В связи с понятиями "агрессия" и "агрессивность" нередко говорят об эмоции гнева. Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин "гнев", употребляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова "гной". Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова "гнев" появился синоним — "ярость".

По мнению В. Квинн, существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто "подвернется" под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Существующие клинические данные свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок [5, с. 264 – 266].

Многие исследователи считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями.

Рассмотрим основные подходы к изучению агрессивности.

1 Теория влечения (психоаналитический  подход)

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и  неизбежно. В человеке существуют два  наиболее мощный инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от "Я". А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Информация о работе Особенности психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков