Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить психическое развитие в младшем школьном возрасте.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности начального периода школьной жизни ребенка;
изучить строение учебной деятельности;
раскрыть формирование учебной деятельности младшего школьника;
рассмотреть развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………5
1Психическое развитие в младшем школьном возрасте……………………5
1.1 Особенности начального периода школьной жизни ребенка………......5
1.2Строение учебной деятельности младшего школьника…………….…...10
2 Развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников……………………………………………………………………..15
2.1Развитие познавательных процессов у младших школьников…………15
2.2Развитие личности младших школьников…………………….....................20
Заключение……………………………………………………………….……..25
Глоссарий……………………………………………………………………..…27
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по предмету психология развития и возрастная психология.docx

— 63.06 Кб (Скачать)

     В случае обиды младший школьник также  обращается к учителю, и обидчик  чаще всего воспринимает это как  должное, поскольку учитель для  всех выступает общим нравственным арбитром [20, С. 85].

     Младшие школьники более уравновешены, чем  дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей  наблюдаются отрицательные аффективные  состояния.

     Главная их причина - расхождение между уровнем  притязаний и возможностями их удовлетворения.

     Если  это расхождение длительно и  ребенок не находит средств его  преодоления или смягчения, то отрицательные  переживания выливаются в злых и  гневных высказываниях и поступках.

     Для предупреждения подобных эмоциональных  срывов учитель должен хорошо знать  индивидуальные особенности своих  воспитанников. При осуществлении  самой учебной деятельности формируются  такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение. Обобщенное представление показано в приложении Б.

     Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера - капризность, упрямство - объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

     К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость.

     Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего9.

     Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями.

     Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

     В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

     Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах,— на все это необходимо опираться в воспитательной работе.

     К началу обучения в III классе, под влиянием возрастающих требований, под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы, у младшего школьника формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.

     Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, появляется умение сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость, умение преодолевать трудности. Ученики III класса обнаруживают способность в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

     Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни — подростковый возраст.

     Заключение

     Работа  была посвящена психическому развитию учащихся начальной школы. В ходе работы были рассмотрены такие вопросы, как особенности начального периода  школьной жизни ребенка, строение и  формирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов  и развитие личности младших школьников.

     У психологии имеются разные ответы на вопрос, что является центральным  психологическим новообразованием младшего школьного периода развития. Это и рефлексия, и планирование, и произвольное внимание. Причем за каждым из ответов существует довольно стройная и аргументированная психологическая  теория. В качестве основных новообразований  в младшем школьном возрасте выделяют произвольность, внутренний план действия и личностная и интеллектуальная рефлексия. Для успешного обучения в школе у ребёнка должен сформироваться достаточных уровень их развития. При обучении в начальных классах  должны учитываться и психические  особенности учащихся. Для более  продуктивного обучения на уроке  надо учитывать специфику памяти детей, которая, в основном, имеет  наглядно-образный характер. В начальных  класса, когда запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия, дети должны осваивать различные способы  запоминания. Но раз учащиеся только учатся разным способам запоминания, учитель  должен знать об особенностях памяти младших школьников, чтобы лучше  строить процесс урока. Свои особенности  имеют и другие новообразования  такие, как внутренний план действий – способность выполнять действия в уме. По мере овладения учебной  деятельностью и усвоения основ  научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных  понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной  опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность  действовать «в уме» и анализировать  процесс собственных рассуждений.

     Дальнейшее  развитие получает и интеллектуальная рефлексия. И, хотя ребёнок ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции и малоспособен  к внутреннему  наблюдению, он "под давлением  спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в  глазах других и начинает наблюдать  собственное мышление, т. е. искать и  различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует". Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией, то есть способностью рассматривать  и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия. То есть они начинают оценивать свои поступки и своё поведение. Этим и другим психическим и физическим особенностям младших школьников уделяется достаточно много внимания в современной психологии.

     Однако  одним из основных факторов, который  имеет значение не только для хорошей  учёбы в младших классах и  последующей средней школе, но и  для будущей жизни, становиться  такое новообразование как произвольное внимание.

     Так как обучение в школе достаточно сложный в виду своей новизны  вид деятельности для ребёнка, необходимо учитывать особенности учебной  и трудовой деятельности в это  время, а также появившиеся новообразования.

     Структура учебной деятельности формируется  у детей младшего школьного возраста. Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
Внеситуативно познавательное общение      одна  из форм общения ребенка со взрослым в концепции генезиса общения  М.И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная  для детей 6—8 лет.
Внимания развитие      развитие  способности ребенка сосредоточиваться  на объекте своей активности и  противостоять влиянию внешних  и внутренних отвлекающих факторов
Воображения развитие развитие способности  ребенка к созданию новых образов  на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся  в его опыте
Восприятия  развитие одно из направлений  умственного развития ребенка: формирование новых, ранее не существовавших у  него, а также совершенствование  имевшихся ранее перцептивных процессов
Коммуникативной потребности развитие последовательная  смена форм и обогащение содержания потребности в общении.
Контакты между  детьми любые формы  взаимодействия или соприкосновения  детей. Различают физические, познавательные, эмоциональные, предметно практические и игровые, которые в свою очередь могут быть коммуникативными

и некоммуникативными, или объективными

Любознательность  детская активное познавательное отношение к действительности
Мышления развитие одно из важнейших  направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование  интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все  более полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного  наблюдения отношениях между объектами
Памяти развитие совершенствование психических процессов запечатления, хранения и воспроизведения информации
Учебная деятельность один из основных (наряду с трудом и игрой) видов  деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний

     Список  использованных источников

     
     1 Амосов, Н.М. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 2008. – 288 с.
2 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная  статья Д.И. Фельдштейна. М.: «Институт  практической психологии», 2007. – 352 с.
3 Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2006. — 168 с.
4 Возрастная  и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2005. – 288 с.
5 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение. - 2010.- с. 328
6 Зюбин, Л.М. Психология воспитания. Метод. пособие. М.: Высш. шк., 2007. – 96 с.
7 Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. (Психологический практикум) Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с.
8 Кулагина, И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008. – 375 с.
9 Лихачев, Б.Т. Простые  истины воспитания. М.: Педагогика, 2009. – 192 с.
10 Маклаков, А.Г. Общая  психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583с.
11 Матвеева, Л.Г. Что  я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2010. – 320 с.
12 Мир детства, Младший  школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е  изд., доп. М.: Педагогика, 2008. – 272 с.
13 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
14 Практическая  психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. — 672 с.
15 Психологическая диагностика. Учебное пособие. // под  ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, М.: Изд-во УРАО, 2007.- 201 с.
16 Рабочая книга  школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. // под ред. И.В.Дубровиной, М.: Просвещение, 2010. – 97 с.
17 С чего начинается личность // под ред. Р.И. Косолапова, М.: Политиздат, 2009. – 238 с.
18 Сборник психологических  тестов / Пособие ч. 3. // Сост. Е.Е.Миронова, – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2009. – 120 с.
20 Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
21 Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
22 Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Рига, 2009. – С. 100.
23 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2009. — 349 с.
24 Якобсон, С.Г. Психологические  проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 2008. – с. 236
25 Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Просвещение,   2010. –141 с.
 

Приложение  А

    Способы реагирования в конфликте (Кеннег У., Томас К.) 

     Необходимо  выбрать то суждение, которое наиболее типично для вашего поведения.

     1.  а) Иногда позволяю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

          б) Чем обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

     2. а) Стараюсь найти компромиссное решение.

            б) Пытаюсь уладить дело с  учетом интересов другого человека и моих собственных.

     3. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,

            б) Иногда жертвую своими собственными  интересами ради интересов другого человека.

     4. а) Стараюсь найти компромиссное решение.

     б) Стараюсь не задеть чувств другого  человека.

     5. а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.

     б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

     6. а) Пытаюсь избежать неприятностей для себя,

            б) Стараюсь добиться своего.

     7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

     б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.

     8. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,

            б) Первым делом стараюсь определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

     9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

     б) Предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

     10.   а) Твердо стремлюсь добиться своего.

     б) Пытаюсь найти компромиссное  решение.

     11. а) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

     б) Стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте