Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить психическое развитие в младшем школьном возрасте.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности начального периода школьной жизни ребенка;
изучить строение учебной деятельности;
раскрыть формирование учебной деятельности младшего школьника;
рассмотреть развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………5
1Психическое развитие в младшем школьном возрасте……………………5
1.1 Особенности начального периода школьной жизни ребенка………......5
1.2Строение учебной деятельности младшего школьника…………….…...10
2 Развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников……………………………………………………………………..15
2.1Развитие познавательных процессов у младших школьников…………15
2.2Развитие личности младших школьников…………………….....................20
Заключение……………………………………………………………….……..25
Глоссарий……………………………………………………………………..…27
Список использованных источников………………………
Требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм - это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе2. При шаткости и неопределенности этих требований дети не смогут ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить их интерес к школе.
Другая
сторона внутренней позиции ребенка
связана с его общим
Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно, конкретного состава знаний, требующихся в будущем. У него еще отсутствует утилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность.
В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему. Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.
В
первое время школьник еще не знаком
по-настоящему с содержанием конкретных
учебных предметов. У него еще
нет познавательных интересов к
самому учебному материалу. Они формируются
лишь по мере углубления в математику,
грамматику и другие дисциплины. И
все-таки ребенок с первых занятий
усваивает соответствующие
Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще, частным проявлением которого в данном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активно используют учителя на первых занятиях. Благодаря ему для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д.
Интуитивное
принятие ребенком ценности самого знания
необходимо поддерживать и развивать
с первых шагов школьного обучения,
но уже путем демонстрации неожиданных,
заманчивых и интересных проявлений самого
предмета математики, грамматики и других
дисциплин [9, С. 57].
1.2
Строение учебной
деятельности младшего
школьника
Усвоение
знаний, умений и навыков происходит
от общения с родителями и сверстниками,
в играх и при чтении книг. Большой
опыт приобретает человек в процессе
труда. В чем же своеобразие усвоения,
протекающего в собственно учебной
деятельности? Прежде всего, следует
помнить, что условия для ее развернутого
осуществления создаются только
в школе, где детям преподают
основы наук и где у них формируют
научное мировоззрение. Содержание
учебной деятельности имеет отличительную
особенность: его основную часть
составляют научные понятия, законы
науки и опирающиеся на них
общие способы решения
Учебная деятельность имеет определенную структуру.
Ее компонентами являются:
1) учебные ситуации (или задачи),
2) учебные действия,
3) контроль,
4) оценка.
Особенности учебных ситуаций. Учебные ситуации характеризуются некоторыми особенностями. Во-первых, здесь школьники усваивают общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. I (Выделение свойств понятия выступает как особый тип решения конкретных задач, поэтому в последующем речь будет идти только о решении задач.) Во-вторых, воспроизведение образцов этих способов выступает как основная цель учебной работы? Конкретно-практические задачи имеют непосредственное жизненное содержание и их решение приводит к столь же жизненно значимым результатам. К таким задачам можно отнести письмо под диктовку (требуется орфографическая правильность письма), поиск ответов в арифметической текстовой задаче (необходимы расчеты, соответствующие какой-либо ситуации производства), выполнение поделки из бумаги (нужна коробочка для елочных украшений и т.д. Подобные многообразные задачи можно научиться решать путем длительного опыта работы над каждой отдельной задачей той или иной области (грамматической, математической). При этом будут постепенно накапливаться сведения о приемах ориентировки в условиях таких задач. Однако внутри учебных ситуаций умение решать конкретно-практические задачи усваивается иначе. Прежде всего, преподаватель ставит младшего школьника перед лицом таких обстоятельств, когда необходимо искать общий способ решения всех конкретно-практических задач данного класса. Затем под руководством учителя дети находят и формируют этот способ. Воспроизведение его отдельных операций и усвоение системы условий по применению этого способа - следующий этап работы школьников. Впоследствии, встречаясь с соответствующими конкретно-практическими задачами, дети сразу применяют усвоенный общий способ их решения, обнаруживая умение, предварительно сформированное в условиях учебной ситуации [3, С. 13].
Действительно, письму под диктовку предшествует работа, в ходе которой дети изучают состав слов и закономерности сочетания в. них букв, формулируют общие требования к правописанию. Во всех этих случаях дети работают в системе учебных ситуаций, внутри которых они получают, с одной стороны, мотив усвоения данного материала (зачем нужно изучать состав слов или зависимости величин), с другой - образец общих способов решения конкретных задач данного класса. Воспроизведение образцов этих специально выделенных общих способов характеризует учебную работу в отличие от других видов усвоения. Такая работа предшествует решению конкретно-практических задач и практическому применению понятий. Если же дети овладевают этими способами в самом процессе решения задач, то подобное усвоение не приобретает формы собственно учебной деятельности и протекает по другим закономерностям.
Содержание
и форма учебных ситуаций определяются
совместными средствами педагогической
психологии, дидактики и частных
методик. Как показывают исследования,
во многих случаях весьма сложно найти
и в виде образца представить
именно общий способ решения конкретно-практических
задач данного класса. В реальной
практике преподавания детей порой
не вводят в учебные ситуации. Они
стихийно нащупывают общий способ действия
при длительном решении отдельных
конкретных задач. При этом наблюдаются
многочисленные и медленно исчезающие
ошибки, а результаты усвоения, как
правило, недостаточно обобщены и осознаны,
с трудом переносятся на другие задачи
данного класса, имеют много индивидуальных
вариаций. Эти недостатки отсутствуют,
если умение формируется в учебной
ситуации, когда школьники и
Особенности учебных действий. Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа особое место среди них занимают учебные действия. Посредством их школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Их состав неоднороден.
Одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие - для работы внутри данного учебного предмета, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.
Так,
действия, позволяющие ученикам изображать
заданные образцы, применяются при
изучении любого материала каждого
предметам. В зависимости от изучаемого
объекта такое изображение
Как
установлено в специальном
1) изменить исходное слово и получить его вариантные формы или родственные слова,
2) сравнить значение исходного слова и новых слов,
3) сопоставить формы исходного слова и выделить морфемы,
4)
установить функциональное
На
первых этапах изучения грамматики особенно
важны действия изменения и сравнения,
позволяющие детям выявить
При усвоении понятия числа ребенок должен выполнить ряд учебных действий и среди них следующие:
1)
предметное действие (определение
кратного отношения одной
2) словесное действие (пересчитывание количества мер),
3)
умственное действие (отнесение
полученного результата ко
В
процессе преподавания учителю необходимо
отчетливо представлять себе всю
совокупность как общих, так и
частных учебных действий при
выполнении которых дети полноценно
усваивают те или иные понятия
или способы решения задач, тс
или иные разделы учебного предмета.
У младших школьников нужно специально
и настойчиво формировать систему
требуемых учебных действий. Без
них усвоение материала будет
происходить вне рамок учебной
деятельности, а это значит - формально,
путем заучивания чисто словесных
характеристик понятий или
Часто можно наблюдать случаи, когда младшие школьники стремятся усвоить учебный материал, опираясь на наглядные представления и прямое, буквальное запоминание текста.
Первоначально это получается легче и скорее, чем развернутое выполнение нужных учебных действий (например, группировки материала по смыслу, выделения опорных пунктов). Но учитель обязан пресекать это стихийное стремление выйти за пределы собственно учебной работы и внутри особых учебных ситуаций последовательно формировать у детей действия, приводящие к подлинному усвоению материала. Сначала это замедляет учение. Но лишь на основе хороших учебных действий школьники смогут в последующем точно и полно воспроизводить значительные по объему материалы различных предметов.
Исследования
говорят о том, что ряд существенных
недостатков в овладении
2.1
Развитие познавательных
процессов у младших
школьников
Развитие восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах.
Возможности
ребенка анализировать и
На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.
Учитель
регулярно показывает детям приемы
осмотра или прослушивания
Затем
ребенок может самостоятельно планировать
работу восприятия и преднамеренно
осуществлять ее в соответствии с
замыслом, отделяя главное от второстепенного,
устанавливая иерархию воспринимаемых
признаков, дифференцируя их по мере
общности и т.п. Такое восприятие,
синтезируясь с другими видами познавательной
деятельности (вниманием, мышлением), приобретает
форму целенаправленного и
Развитие внимания. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).
Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте