Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить психическое развитие в младшем школьном возрасте.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности начального периода школьной жизни ребенка;
изучить строение учебной деятельности;
раскрыть формирование учебной деятельности младшего школьника;
рассмотреть развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………5
1Психическое развитие в младшем школьном возрасте……………………5
1.1 Особенности начального периода школьной жизни ребенка………......5
1.2Строение учебной деятельности младшего школьника…………….…...10
2 Развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников……………………………………………………………………..15
2.1Развитие познавательных процессов у младших школьников…………15
2.2Развитие личности младших школьников…………………….....................20
Заключение……………………………………………………………….……..25
Глоссарий……………………………………………………………………..…27
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по предмету психология развития и возрастная психология.docx

— 63.06 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по предмету психология развития и возрастная психология

Тема: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………………3

     Основная  часть…………………………………………………………………5

     1Психическое  развитие в младшем школьном  возрасте……………………5

     1.1 Особенности начального периода  школьной жизни ребенка………......5

     1.2Строение  учебной деятельности младшего  школьника…………….…...10

    2 Развитие  познавательных интересов и развитие  личности младших школьников……………………………………………………………………..15

     2.1Развитие  познавательных процессов у младших  школьников…………15

     2.2Развитие  личности младших школьников…………………….....................20

     Заключение……………………………………………………………….……..25

     Глоссарий……………………………………………………………………..…27

     Список  использованных источников…………………………………………29

     ПриложениеА «Способы реагирования в конфликте»………………………31

     Приложение  Б «Возрастные особенности формирования учебной

     деятельности»…………………………………………………………………..31

                                                                                      

     Введение

     Актуальность  выбранного исследования состоит в том, что вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся поднимался неоднократно, особенно остро этот вопрос встает в настоящее время.

     Решение столь важных задач возможно лишь совместными усилиями педагогов  и психологов при более действенной  опоре в практической педагогической деятельности на комплекс имеющихся  психологических знаний, прежде всего  на закономерности возрастного и  индивидуального психического развития ребенка. Проблема психического развития младших школьников — одна из фундаментальных проблем современной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено в конечном счете на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. Результаты, полученные при разработке указанной проблемы, помогут педагогам более четко ориентироваться в возрастных психических особенностях младших школьников и в потенциальных возможностях психического развития детей. Знание этих особенностей и возможностей важно использовать при усовершенствовании учебно-воспитательной работы с детьми. 

     Для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность,  при  выполнении  которой  ребенок усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения  у  младшего  школьника  возникают  главные  психические новообразования — содержательные  рефлексия,   анализ  и планирование,  которые определяют существенные качественные изменения   (развитие)   как  познавательных  процессов  ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы. Таким образом, согласно указанной концепции, исследование психического развития младших школьников необходимо начинать с  рассмотрения  содержания  и  структуры  их  учебной  деятельности, условий и путей ее формирования у детей в процессе усвоения ими различных учебных предметов (т. е. в процессе их обучения и воспитания). Затем необходимо выявлять те особенности функционирования этой деятельности, которые приводят к возникновению у детей ее главных психических  новообразований, и, наконец, можно приступать к изучению развития у младших школьников всех остальных психических процессов и функций.

     Цель курсовой работы изучить психическое развитие в младшем школьном возрасте.

     Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности начального периода школьной жизни ребенка;
  • изучить строение учебной деятельности;
  • раскрыть формирование учебной деятельности младшего школьника;
  • рассмотреть развитие познавательных интересов и развитие личности младших школьников.

     Предмет курсовой работы – психическое развитие.

     Объект курсовой работы – дети младшего школьного возраста.

     Литературный  обзор. Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы  являлась литература следующих авторов: Е.И Бондарчук, Б.Т.Лихачева, А.Г. Маклакова, Н.Ф.Талызиной и др. [3, 9, 10, 21 и др.].

     Практическая  значимость работы заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям студентами психологических направлений.

     Основная  часть

     1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте

     1.1 Особенности начального  периода школьной  жизни ребенка 

     В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати  лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести  лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологические  рамки. Как особый период в жизни  ребенка он выделился исторически  сравнительно недавно.

     Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его  и у детей, для которых начальная  школа являлась и первой, и последней  ступенью образования. Появление младшего школьного возраста связано с  возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и  обязательного неполного и полного  среднего образования.

     Социальные  задачи и содержание среднего образования  окончательно еще не сложились. Поэтому  хронологические вехи и психологические  особенности младшего школьного  возраста как особого звена всего  школьного детства также нельзя считать окончательными и неизмененными.

     С научной точки зрения речь пока может  идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости  от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически  складывающейся системе общественного  воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования [1, С. 45].

     Наиболее  характерная черта периода с  семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в  себе черты дошкольного детства  с особенностями школьника. Эти  качества уживаются в его поведении  и сознании в виде сложных и  порой противоречивых сочетаний. Как  и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

     Основы  многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому  особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших  школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и  трудовой деятельности1.

     Анатомо-физиологические  особенности младших школьников. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный.

     Однако  окостенение скелета еще не заканчивается  отсюда - его большая гибкость и  подвижность, открывающие как большие  возможности для правильного  физического воспитания и занятий  многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при  отсутствии нормальных условий физического  развития). Вот почему соразмерность  мебели, за которой сидит младший  школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия  нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.

     У младших школьников энергично крепнут  мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При  этом крупные мышцы развиваются  раньше мелких. Поэтому дети более  способны к сравнительно сильным  и размашистым движениям, но труднее  справляются с движениями мелкими, требующими точности.

     Окостенение фаланг пясти рук заканчивается  к девяти-одиннадцати годам, а  запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется  с письменными заданиями.

     У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать  младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.

     У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца  сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес  головного мозга заметно увеличивается  после семи лет. Особенно увеличиваются  лобные доли мозга, играющие большую  роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической  деятельности человека.

     Изменяется  взаимоотношение процессов возбуждения  и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями  формирования у детей нормального  взаимоотношения процессов возбуждения  и торможения. Вместе с тем к  семи годам их общий баланс соответствует  новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

     Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее  равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения.

     Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей  от ребенка не только значительного  умственного напряжения, но и большой  физической выносливости [2, С. 33].

     Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Каждый период психического развития ребенка характеризуется  основным, ведущим видом деятельности.

     Так, для дошкольного детства ведущей  является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в  детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной  стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение  и умение использовать символику. Все  это служит основными моментами, характеризующими готовность ребенка  к школе.

     Как только семилетний ребенок вошел  в класс, он уже школьник. С этого  времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место ведущей  деятельностью младшего школьника  становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее  новые источники развития его  познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет  несколько этапов.

     Особенно  отчетливо выделяется этап первоначального  вхождения ребенка в новые  условия школьной жизни. Большинство  детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в  школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом  и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях.

     Прежде  всего, предчувствие и желанность новизны  школьной жизни помогают ребенку  быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Психологически оправдано  положение, известное опытным педагогам; с первых дней пребывания ребенка  в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения  школьника на занятиях, дома и в  общественных местах. Важно сразу  же показать ребенку отличие его  новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше.

Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте