Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Память во всех возрастах играет важную роль, но особенно она важна в студенческие годы, так как достаточно большой объем информации необходимо запомнить. Если бы не было памяти, мы не могли бы достичь такого уровня развития. Поэтому она нам необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..…6
1.1. Определение, виды и теории памяти…………………………………….6
1.2. Исследование проблем произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………..……………………………….15
1.3. Когнитивные процессы в юношеском возрасте……………………….18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ………………………………..…..20
2.1. Организация эмпирического исследования……………………………20
2.2. Анализ результатов исследования произвольного и непроизвольного запоминания у студентов………………………………………………………..23
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов у женщин и мужчин....................................................................................................................26
2.4 Сравнительный анализ полученных результатов с результатами А. А. Смирнова…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

При сравнении женской и мужской выборки по средним показателям можно выделить пять ведущих категорий, которые представлены в таблице 2. В ней мы видим, что на первое место те и другие ставят «категорию процесса передвижения». Это может быть связано с тем, что они больше внимания уделяют на ходьбу, потому что это является неотъемлемой частью их жизни, следовательно, они придают большое значение этому критерию.

Последующие критерии, абсолютно различны. Женщины выделяют критерии, которые связаны с встречей, людьми, общением, что говорит нам о том, что они нуждаются в более сильном внимании, поддержке, понимании, сочувствии. Они хотят поделиться своими переживаниями, а так же чтобы их кто-то выслушал, понял, помог, поддержал в трудную минуту. Им просто хочется поговорить, так как по природе они более разговорчивы, что их отличает от мужчин. Не менее важным критерием у женщин является «уточнение», так как оно дополняет выше перечисленное. Это можно объяснить тем, что они хотят, чтобы их не просто пассивно слушали, но и понимали. С помощью этого критерия они определяют, слушают их или нет, а так же хотят разговаривать с ними или нет.

У мужчин, совсем противоположные категории, они менее нуждаются в общении, больше внимания уделяют действиям, мыслям, так как более серьезно и разумно подходят к делам. Прежде чем, что-либо сделать они все обдумают, а только потом делают, так как большинство мужчин не совершают не обдуманных поступков. Они нуждаются в точности, пунктуальности, о чем нам говорит следующий критерий по значимости – «уточнение». Они не любят ни куда опаздывать, торопиться. «Категория визуального восприятия» позволяет им сначала посмотреть, мысленно все обдумать и только потом что-то предпринять. Они замечают, как и во что другие люди одеты. По этой категории значимости им характерно общение, с помощью которого они обмениваются информацией. При этом они узнают что-то новое, полезное для себя. В исследовании присуще не только ведущие категории, но и категории менее выраженные.

Таблица 3

Наименее выраженные категории

Уровень значимости

Мужчины

Женщины

1

Будущее

Эмоции

2

Встреча

Чувства

3

Еда

Рассказ

4

Описание

Деньги

5

Рассказ

Нарушение задуманного


 

По таблице мы видим, что женщины и мужчины выделяют со всем противоположные категории, это можно объяснить тем, что у них разные интересы, взгляды на жизнь. По уровню наименее выраженных категорий мужчины выделяют «категорию будущего». Это, скорее всего, связано с тем, что они ни когда не задумываются о будущем, живут настоящим, а так же это может быть связано с тем, что они не задумываются о смысле жизни, а если задумываются, то не ценят ее. Следующей категорией по уровню значимости является – «встреча». Они ее не так часто выделяют из-за того, что для них, в большинстве случаев, она является неотъемлемой частью жизни, а так же считают, что она существует обыденно. Им трудно представить себя в одиночестве, так как живут в общежитии, где много людей и всегда находятся в общении. Друзья для них являются частью жизни, без них они не видят смысла жизни. Менее значима для них «категория еды» это можно объяснить тем, что они не любят и не умеют готовить есть, а так же не говорят о еде, потому что они поели в столовой. Следующей категорией является «описание» и «рассказ», это можно объяснить тем, что они по природе менее болтливы, следовательно, им не свойственно, что-либо рассказывать, делиться своими переживаниями, впечатлениями, а так же не любят ни кого обсуждать, о ком-либо говорить, то есть им не свойственны сплетни. Хотя в себе все обдумывают, размышляют и точно так же как и женщины переживают.

Женщины выделяют такие менее значимые категории, которые всегда были свойственны им – это «эмоции» и «чувства». Они всегда были более эмоциональны, чувствительны по своей природе, чем мужчины. Это объяснить можно тем, что в современном обществе девушки стали следить за своими эмоциями, чувствами. Их можно охарактеризовать как более спокойных, культурных, сдержанных в общении, следящих за своей речью. Однако надо отметить, что эмоции зависят не только от характера человека, но и от настроения. Еще можно сказать о том, что не каждый человек может открыться постороннему человеку, так как не хотят говорить о своих личных проблемах. Следующей менее значимой категорией у девушек является «рассказ», который связан с тем, что когда человек просто устал, ему не хочется что-либо рассказывать, следовательно, он рассказывает только то, что он делал, что ему больше всего запомнилось и не хочет вспоминать ничего больше. Деньги менее значимы для девушек, так как они их не ценят, легко тратят, а так же они не знают истинную ценность им, что характерно для данной выборки, но надо отметить, что отношение к денежным средствам у каждого человека индивидуально, кто-то придает им огромную ценность, а кто-то совсем не ценит их. Женскому полу свойственен такой критерий как «нарушение задуманного», это можно объяснить тем, что они часто меняют свои решения, им характерно не стабильность, не постоянность.

У мужчин и женщин получились совсем разные результаты, что их отличает друг от друга. Но есть категории, которые запоминаются в рассказе всеми людьми. В таблице 1 мы видим такие ведущие категории, как «категория действия», которые позволяют нам сказать о том, что и мужчины и женщины непроизвольно запоминают только то, что они делают или сами совершают. Следующей категорией по уровню значимости являются «мысли», это связано с тем, что они идут из университета, в большинстве случаев, одни. А если человек идет один, то он всегда о чем-либо думает или у него возникает поток мыслей, над которыми человек размышляет. На третьем и четвертом месте выделяются такие категории как «общение» и «человек», это объясняется тем, что каждому человеку необходимо общение, так как с помощью его мы получаем новую и полезную информацию, а так же общение играет роль становления и развития личности в обществе. Еще одна категория, которая связана с выше перечисленными, является «визуальное восприятие». Это может быть из-за того, что при общении людям необходимо видеть друг друга, для того чтобы происходило общение. А так же оно нужно нам не только для взаимодействия друг с другом, но и для того, чтобы познавать окружающий мир. Существуют категории, которые менее запоминаются у мужчин и женщин, к ним относятся такие как «рассказ». Это связано с тем, что в нашем обществе сложился стереотип, который говорит нам о том, что в настоящее время нельзя ни на какого положится, а следовательно и рассказывать что-либо свое, даже хорошо знакомым людям, потому что мир стал более жестоким. Те и другие редко употребляют категорию «еды», так как она не является для них ведущей и основной, в тот момент времени, когда они рассказывали, им не хотелось есть, поэтому не говорят о ней. Они почти не выделяют категорию «будущего», так как не задумываются о будущем в данный момент времени. Категорию «деньги», они менее употребляют, из-за того, что не ценят, считают приходящим и уходящим явлением. Следующей категорией является «ожидание», это связано с тем, что люди не умеют и не хотят ждать, торопятся сделать как можно больше, стараются успеть за «бешенным» ритмом жизни.

 

2.4. Сравнительный анализ полученных результатов исследования с результатами исследования А. А. Смирнова

 

При сравнении результатов получившихся в исследовании А. А. Смирнова и в нашем исследовании, надо отметить, что получились сходные результаты. Он пишет: «Воспоминания испытуемых в значительно большей мере относятся к тому, что испытуемые делали, нежели к тому, что они думали» [15]. В нашем эксперименте получился такой же результат, испытуемые запоминали больше всего то, что они совершали сами. Сходство результатов не только в этом, но и в том, что в рассказах испытуемых мало мыслей, а если есть то, они очень скупы и связаны с действиями испытуемого. Это свидетельствует о том, что мысли связанны с действиями испытуемых или по поводу предстоящих или намечаемых действиях. Так же результаты схожи во воспоминаниях о воспринятом на пути. Испытуемые главным образом вспоминают то, что было связано с их передвижением, либо говорят о препятствиях или их отсутствии.

Смирнов А. А. сделал вывод: «Важным условием является основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности.»[15]. Я поддерживаю его точку зрения, так как по результатам обработки методики у нас получились схожие результаты. Ведущей категорией у женщин и мужчин является «процесс передвижения», который связан с тем, что человек делает.

По контент-анализу был проведён статистический анализ по U - критерию Манна – Уитни, который показал, что гипотеза принимается по уровню значимости 0,05, которая свидетельствует о том, что у студентов девушек и юношей имеются достоверные различия по категориям уточнения и процессом ходьба. Следовательно при рассказе они больше отличаются по этим категориям.

 

Библиографический список

 

1.                 Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]./ Г. С. Абрамова. – М., Академия 1999 – 570с.

2.                 Блонский, П. П. Избранные психологические произведения [Текст]./ П. П. Блонский – М., Просвещение 1964 – 326с.

3.                 Гусева, Е. П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношения с некоторыми характеристиками познавательной деятельности [Текст]./ Е. П. Гусев – М., 1979 – 236с.

4.                 Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной когнитивной психологии [Текст]./ Т. П. Зинченко – СПб, Питер, 2002 – 320с.

5.                 Игнатенко, А. М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста [Текст]./ А. М. Игнатенко – Л., 1972 – 136с.

6.                 Кон, И. С. Психология ранней юности[Текст]./ И. С. Кон – М., Просвещение,1989. – 255с.

7.                 Крайг, Г. Психология развития [Текст]./ Г. Крайг – 7-е изд. – СПб, 2000 – 630с.

8.                 Ляудис, В. Я. Память в процессе развития [Текст]./ В. Я. Ляудис – М., 1971 – 255с.

9.                 Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов. – Питер,2004. – 247 – 283с.

10.             Немов, Р. С. Психология [Текст]./ Р. С. Немов – М., Просвещение, ВЛАДОКС, 1990 – 184с.

11.             Рогов, И. Е. Общая психология Курс лекции [Текст]: курс лекций / И. Е. Рогов. – М., ВЛАДОС, 1995 – 235с.

12.             Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т.. /С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.

13.             Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]./ З. Фрейда – 2-е изд. – СПб. Питер, 2004. – 400с.

14.             Эббингауз, Г. Смена душевных образований /Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.// Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова – М., Московского Ун-та, 1980. – 8с.

15.             Хрестоматия по психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: 2002. – 816 с.

16.             Общая психология / Под редакцией А. В. Петровского. – М., Просвещение 1986. – 291-322 с.

17.             Социологическая энциклопедия / Под ред. А. Н. Данилова. Минск, 2003 – 433с.

18.             Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст]./ Т. М. Дридзе. – М., 1984 – 65с.

31

 



Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте