Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Память во всех возрастах играет важную роль, но особенно она важна в студенческие годы, так как достаточно большой объем информации необходимо запомнить. Если бы не было памяти, мы не могли бы достичь такого уровня развития. Поэтому она нам необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..…6
1.1. Определение, виды и теории памяти…………………………………….6
1.2. Исследование проблем произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………..……………………………….15
1.3. Когнитивные процессы в юношеском возрасте……………………….18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ………………………………..…..20
2.1. Организация эмпирического исследования……………………………20
2.2. Анализ результатов исследования произвольного и непроизвольного запоминания у студентов………………………………………………………..23
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов у женщин и мужчин....................................................................................................................26
2.4 Сравнительный анализ полученных результатов с результатами А. А. Смирнова…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 

2.1. Организация исследования

 

Цель эмпирического исследования является изучить непроизвольное запоминание у студентов.

Объект исследования – память как психический процесс.

Предмет исследования – особенности непроизвольного запоминания в юношеском возрасте.

Гипотеза: непроизвольное запоминание имеет ряд особенностей: лучше всего непроизвольно запоминается информация, отражающая процесс ходьбы.

Задачи эмпирического исследования:

1. Подобрать методический аппарат эмпирического исследования;

2. Проанализировать особенности непроизвольного запоминания в юношеском возрасте;

3. Сравнить свои результаты с ранее полученными экспериментальными данными А. А. Смирнова.

Для определения непроизвольного запоминания использовался метод контент-анализ.

Метод контент-анализа предназначен для качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение; определение того, что существует только в тексте как таковом; выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом.

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или телевизора;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (например, «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

 

При проведении данного метода, экспериментатор сообщал испытуемым: «Вам необходимо как можно подробнее рассказать о всем, что вы видели, слышали, а так же, что делали, о чем думали и что эмоционально переживали.»

Статистический анализ был проведён по – U критерию Манна – Уитни, который предназначен для достоверности различий между двумя выборками, по какому либо признаку количественного измеренного. Данный критерий является не параметрическим. В нашем исследовании – это достоверные различия между юношами и девушками, по процессу ходьбы и уточнению в произвольном и непроизвольном запоминании.

 

2.2.           Анализ результатов исследования непроизвольного запоминания у студентов

 

В данном разделе опишем полученные результаты, после проведения контент-анализа на достоверность различий.

Таблица 1

Среднее значение по категориям мужчин и женщин

 

Категории (среднее значение)

Мужской

Женский

По выборке в целом

Будущее

0,125

0,963

0,544

Визуальное восприятие

2,5

0,985

1,7425

Внимание

0,375

0,952

0,6635

Время

0,75

0,972

0,861

Встреча

0,125

1,262

0,6935

Действие

6,625

1,022

3,8235

Деньги

0,375

0,908

0,6415

Досуг

0,875

0,93

0,9025

Еда

0,125

0,92

0,5225

Магазин

1

0,982

0,991

Мысли

4,125

1

2,5625

Нарушение задуманного

1

0,912

0,956

Настроение

0,5

0,927

0,7135

Общение

2,5

1,81

2,155

Одежда

0,5

0,949

0,7245

Ожидание

0,25

0,955

0,6025

Описание

0,125

0,994

1,119

Память

0,75

1,08

0,915

Погода

0,875

1,095

0,985

Покупка

0,375

1,035

0,705

Препятствие

1,25

1,073

1,1615

Процесс бега

0,875

0,94

0,9075

Процесс езды

2,25

0,979

1,6145

Процесс ходьбы

11,375

1,465

6,42

Рассказ

0,25

0,777

0,5135

Состояние

0,625

1,058

0,8415

Уточнение

3,5

1,117

1,566

Человек

2,375

1,235

1,805

Чувство

0,875

0,647

0,761

Эмоции

1,5

0,47

0,985

 

Переходим к описательной части. В исследовании рассматривались различные категории, которые представлены выше.

Под категорией «Будущего» мы подразумеваем, что человек будет делать потом или в будущем, что будет ожидать его в дальнейшем. Например «когда я поеду домой».

Под категорией «Визуальное восприятие» мы понимаем то, что человек увидел или посмотрел на что-либо, на группу людей или одного человека, а так же это может быть то, что человек пришел в магазин и посмотрел на цены, обратил свой взгляд на окружающий мир. Можно привести такие примеры как: «Я увидела подружку. Я смотрела на асфальт.»

Еще одна категория, которую мы назвали – «Действие». Под этой категорией мы понимаем то, что испытуемые говорит нам о том, что он делал или совершал какое-либо действие. Например: «Я повернула на лево. Выбирала, что мне взять.»

Под категорией «Еда» в исследовании понималось то, как человек описывает потребность в пище, как он размышляет, ясно представляет о том, как он сегодня придет домой и, что будет готовить и какой вкусный ужин у него получится, а так же он очень подробно описывает ингредиенты или продукты. Например: «Поем кильку в томате. Будем кушать сметану, перемешанную со свежей клубникой и сахаром.»

Под категорией «Мысли» понимается то, что человек думал, о чем-то размышлял, замышлял, планировал, а также то, что внезапно пришло на ум. Пример «я думал, что мне надо сходить в магазин».

Категория «Общение» обозначала взаимодействие друг с другом, то есть между людьми осуществлялся процесс передачи какой либо информации, от самой простой, до более сложной. Так же подразумевается, какое либо обращение, монолог, диалог. Например, «Наташа сказала: «Ты не хочешь сходить со мной в библиотеку?» Аня ответила: «Да я согласна.»

Под категорией «Описания» понимается явление природы, а так же других людей, животных, предметов: зданий, учреждений, улиц, дорог, своих переживаний. Пример «маленький котенок был такой лапонька, такой весь пушистый, мягкий, серенький.»

Под категорией «Покупка» понимается то, что человек хочет или задумал купить, а так же возможно какая ни будь потребность в товарах общественного пользования, в продуктах. Например «купить кое-какие продукты.»

А под категорией «Процесс езды» мы понимали процесс протекания реакции, который связан не с самим человеком, а с техническим транспортом, динамический процесс. Пример «Еду в автобусе. Мы поехали в лифте.»

Под категорией «Процесса передвижения» понимается то, что человек сам совершает действие в пространстве, ходит. Пример «Я вышел из университета. Пошел домой.»

Под категорией «Уточнение» понимается то, что человек пытается передать ту же самую информацию, но все же на более простом, упрощенном языке, тем самым он конкритизует все то, что сказал, а так же структурирует мысли, поясняет их. Например «Немного торопился, надо было успеть на практику.»

Под категорией «Эмоции» подразумевается то, что человек испытывает или ощущает, а так же, возможно, переживает в данный момент времени. Пример «Испытывала плохие эмоции»

 

2.3.           Сравнительный анализ полученных результатов у женщин и мужчин

 

Таблицу средних значений мужчин и женщин можно проранжировать и выделить пять ведущих категории.

Таблица 2

Ведущие категории

Уровень значимости

Мужчины

Женщины

1

Процесс передвижения

Процесс передвижения

2

Действие

Встреча

3

Мысли

Человек

4

Уточнение

Общение

5

Визуальное восприятие, общение

Уточнение

Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте