Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Память во всех возрастах играет важную роль, но особенно она важна в студенческие годы, так как достаточно большой объем информации необходимо запомнить. Если бы не было памяти, мы не могли бы достичь такого уровня развития. Поэтому она нам необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..…6
1.1. Определение, виды и теории памяти…………………………………….6
1.2. Исследование проблем произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………..……………………………….15
1.3. Когнитивные процессы в юношеском возрасте……………………….18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ………………………………..…..20
2.1. Организация эмпирического исследования……………………………20
2.2. Анализ результатов исследования произвольного и непроизвольного запоминания у студентов………………………………………………………..23
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов у женщин и мужчин....................................................................................................................26
2.4 Сравнительный анализ полученных результатов с результатами А. А. Смирнова…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)


ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………..…6

1.1. Определение, виды и теории памяти…………………………………….6

1.2. Исследование проблем произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………..……………………………….15

1.3. Когнитивные процессы в юношеском возрасте……………………….18

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ………………………………..…..20

2.1. Организация эмпирического исследования……………………………20

2.2. Анализ результатов исследования произвольного и непроизвольного запоминания у студентов………………………………………………………..23

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов у женщин и мужчин....................................................................................................................26

2.4 Сравнительный анализ полученных результатов с результатами А. А. Смирнова…………………………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших условий, обеспечивающих процесс познания, является наличие такого качества как память. К настоящему времени экспериментально доказано, что свойства нервной системы как природные задатки оказывают существенное влияние на продуктивность запоминания [3]. Несмотря на многолетнюю историю экспериментальных исследовании, психология памяти до сих пор остается ареной теоретических споров и столкновения разных концепций. Одной из горячо обсуждающих проблем является то, сколько видов памяти можно выделить. Некоторые ученые выделяют единую модель памяти, а другие наоборот утверждают, что их существует гораздо больше, то есть несколько видов памяти. В настоящее время исследователи не только принимают гипотезу о множественности видов памяти, но и рассматривают отдельные компоненты как сложные подсистемы, в свою очередь состоящие их различных частей. Мне интересны такие виды памяти как произвольное и непроизвольное запоминание.

В настоящее время накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о важном значении памяти в успешности юношеского возраста в обучении и развитии [5, 10]. В настоящее время много разработано по проблеме развития памяти, в 30 годах по произвольному и непроизвольному запоминанию. Я хочу посмотреть, какие изменения произошли в данной сфере. Многие ученые работали по данной проблеме, такие как П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник. Накоплено большое количество теоретических исследований в данной проблеме, но все равно она не до конца изучена. В настоящее время, разрабатываются много разных концепций по развитию запоминания, а так же постоянно изобретаются все новые и более усовершенствованные методы по развитию памяти.

Память во всех возрастах играет важную роль, но особенно она важна в студенческие годы, так как достаточно большой объем информации необходимо запомнить. Если бы не было памяти, мы не могли бы достичь такого уровня развития. Поэтому она нам необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Цель исследования – изучить непроизвольное запоминание в юношеском возрасте.

Объект исследования – память как психический процесс.

Предмет исследования – особенности непроизвольного запоминания в юношеском возрасте.

Выдвигается следующая гипотеза: непроизвольное запоминание имеет ряд особенностей: лучше всего непроизвольно запоминается информация отражающая процесс ходьбы.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте.

2.Изучить особенности непроизвольного запоминания в юношеском возрасте.

3.Сравнить свои результаты с ранее полученными экспериментальными данными А. А. Смирнова.

4.Проанализировать полученные результаты, спрогнозировать дальнейшие перспективы изучения вопроса.

Методологическая база: работы А. А. Смирнова в области проблемы произвольно и непроизвольного запоминания; работы П. И. Зинченко – произвольное и непроизвольное запоминание. Работы А. Н. Леонтьева – развитие высших форм запоминания; работы Л. С. Выготского над проблемой социальной и опосредованной памяти; работы Г. Эббингауза над запоминанием бессмысленных слогов; работы Б. В. Зейгарник над выявлением зависимости памяти от динамики мотивационной сферы.

Методический аппарат: метод контент-анализа, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1.Определение памяти

 

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой внешней или внутренней, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [11]. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [8]. В памяти различают такие основные процесс: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связанного с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запоминалось, требует воспроизведение. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической личности, которая обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти. Выделяют такие виды памяти, которые соответствуют трем критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая); 2) по характеру целей деятельности (не произвольная и произвольная); 3) по продолжительности сохранения материала (на кратковременную, долговременную и оперативную) [9]. А сейчас рассмотрим их. Начнем с первого критерия, к нему относят: двигательную (или моторную) память. Которая позволяет запоминать и сохранять материал, а при необходимости точно воспроизвести различных движения и их систему [16]. Огромное значение этого вида памяти заключается в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков и двигательных умении человека, которые необходимы в тех видах деятельности. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующее действие [16]. Однако, доказано признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Эмоциональная память – память на переживания (чувства) [11]. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет, важное значение, в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызывающих в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти [16].

Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, вкусы, запахи. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [9].

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, которые не могут существовать без языка, поэтому память на них – называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую норму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо основного смысла материала, либо его словесного оформления [16]. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Для развития других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Ей принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения [11].

Огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. Непроизвольной памятью называется запоминание и воспроизведение, в котором отсутствуют специальные цели что-то запомнить или припомнить. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорит о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия [9].

Понятие оперативной памяти, ввел А. Н. Леонтьев и обозначил мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Оперативную память делят на внешнюю оперативную – это запоминание с помощью внешних средств (картинки, символы, знаки); и внутреннюю оперативную память – запоминание с помощью внутренних символов, знаков, составление рассказа [11].

Кратковременная память – это память, в которой происходит сохранение материала ограниченно определенным, небольшим периодом времени (в среднем около 20с.) [16]. Объем кратковременной памяти составляет 5-9единиц и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления [9].

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. При долговременной памяти необходимо припоминание, так как оно связано с восприятием сведения уже не находится в сфере актуального сознания [16].

Оперативная память отличается и от кратковременной и от долговременной памяти, но и имеет точки соприкосновения. В ней образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти [16].

Существует большое количество видов памяти, но основными являются перечисленные выше. В этой классификации, были выделены критерии, которые делят память на виды, связанные с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а органическом единстве. Важно обратить внимание на теории памяти, которых существует большое количество, как и психологических, так не и не относящих к психологии, например, такие как химические, физиологические, биохимические, генетические и многие другие.

Существует много теорий памяти. Одна из первых теорий памяти, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Герман Эббингауз писал: «Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга » [16].

Существует механизм ассоциации, который состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений) [10]. Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

В 80-х гг. XIX в. Г. Эббингауз открыл закон «чистой» памяти, основанный на запоминании бессмысленных слогов, при котором происходит забывание до 60%, уже в течение первого часа, а через шесть дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов. Более всего имеет значение чувственный тон и связанный с ним интерес. Переживания, сопровождаемые сильным удовольствием или неудовольствием. Запоминается лучше то, что человека интересует, а все остальное забывается быстро [9]. Он ввел кривую забывания, которая указывает на то, что по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. Процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей затраченной на заучивание работе. Еще меньше это касается осмысленного материала. Эта теория подвергалась критике, вследствие чего возникла новая теория памяти от гештальтпсихологии.

Сторонники гештальтпсихологии, В. Вундт, Э. Б. Титченер, Б. В. Зейгарник, К. Левин, утверждают что, именно законы формирования гештальта определяют память. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память [10]. Особое значение в этой теории придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение, оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал. В этой теории есть и феномены: феномен Зейгарник, который заключается в том, что если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнения, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные [16]. Объясняется это тем, что при получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, если оно выполнено то потребность полностью реализуется, а если не доведено до конца – возникает неудовлетворенность.

Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в юношеском возрасте