Особенности подросткового возраста. Склонность подростков к девиантному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей подросткового возраста подростков и исследование склонности подростков к девиантному поведению.
Объект исследования – особенности подросткового возраста и причины девиантного поведения.
Субъект – подростки.
Задачи исследования:
1. Выявить, как проявляются особенности подросткового возраста.
2. Определить понятие и общие принципы определения подросткового возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………3
Глава 1.
Особенности подросткового возраста………………………………...…..5
Глава 2.
Склонность подростков к девиантному поведению…………………….15
2.1. Формы проявления нарушений поведения………………………...15
2.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…..18
Глава 3.
Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков……………………………………………….…………………26
3.1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)………………26
3.2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)……………………………43
Заключение…………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

особенности подросткового возраста склонность подростков к девиантному поведению.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 8. Временами  у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

 9. Временами  вас беспокоит тошнота и позывы  на рвоту.

 10. У  вас такое впечатление, что  вас никто не понимает.

 11. Иногда  вам хочется выругаться.

 12. Каждую  неделю вам снятся кошмары.

 13. Вам  труднее сосредоточиться, чем большинству людей.

 14. С  вами происходили (или происходят) странные вещи.

 15. Вы  достигли бы в жизни гораздо  большего, если бы люди не были  настроены против вас.

 16. В  детстве вы одно время совершали  кражи.

 17. Бывало, что по нескольку дней, недель  или целых месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

 18. У  вас прерывистый и беспокойный  сон.

 19. Когда  вы находитесь среди людей,  вам слышатся странные вещи.

 20. Большинство  знающих вас людей не считают  вас неприятным человеком.

 21. Вам  часто приходилось подчиняться  кому-нибудь, кто знал меньше вас.

 22. Большинство  людей довольны своей жизнью  более, чем вы.

 23. Очень  многие преувеличивают свои несчастья,  чтобы добиться сочувствия и  помощи.

 24. Иногда  вы сердитесь.

 25. Вам  определенно не хватает уверенности  в себе.

 26. У  вас часто бывает чувство, как  будто вы сделали что-то неправильное  или нехорошее.

 27.  У вас может ухудшиться самочувствие  и здоровье, если люди критикуют  вас, требуют от вас слишком  многого.

 28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.

 29. Некоторые  так любят командовать, что  вам хочется все сделать наперекор,  хотя вы знаете, что они правы.

 30. Вы  считаете, что против вас что-то  замышляют.

 31. Большинство  людей способно добиваться выгоды  не совсем честным путем.

 32. Вас  часто беспокоит желудок.

 33. Часто  вы не можете понять, почему  накануне вы были в плохом  настроении и раздражены.

 34 Временами  ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать.

 35. Вы  считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых.

 36. Временами  вы уверены в собственной бесполезности.

 37 В  последние годы ваше самочувствие  было в основном хорошим.

 38. У  вас бывали периоды, во время  которых вы что-то делали и  потом не могли вспомнить, что  именно.

 39. Вы  считаете, что вас часто незаслуженно  наказывали,

 40. Вы  никогда не чувствовали себя  лучше, чем теперь.

 41. Вам  безразлично, что думают о вас  другие.

 42. С  памятью у вас все благополучно.

 43. Вам  трудно поддерживать разговор  с человеком, с которым вы только что познакомились.

 44. Большую  часть времени вы чувствуете  общую слабость.

 45. У  вас редко болит голова.

 46. Иногда  вам бывало трудно сохранить  равновесие при ходьбе.

 47. Не  все ваши знакомые вам нравятся.

 48. Есть  люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.

 49. Вы  считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.

 50. Бы  считаете, что вы слишком застенчивы.

 51. Вы  почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

 52. Ваши  родители часто не одобряли  ваших знакомств.

 53. Иногда  вы немного сплетничаете.

 54. Временами  вы чувствуете, что вам необыкновенно  легко принимать решения.

 55. У  вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь.

 56. Вы  вспыльчивы, но отходчивы.

 57. У  вас бывают периоды такого  беспокойства, что трудно усидеть  на месте.

 58. Ваши  родители и другие члены семьи  часто придираются к вам.

 59. Ваша  судьба никого особенно не  интересует.

 60. Вы  не осуждаете человека, который  не прочь воспользоваться в  своих интересах ошибками другого.

 61. Иногда  вы полны энергии.

 62. За  последнее время у вас ухудшилось зрение.

 63. Часто  у вас звенит или шумит в  ушах.

 64. В  вашей жизни были случаи (может  быть, только один), когда вы чувствовали,  что на вас действуют гипнозом.

 65. У  вас бывают периоды, когда вы  необычно веселы без особой  причины.

 66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.

 67. Вы  считаете, что почти каждый может  солгать, чтобы избежать неприятностей.

 68. Вы  чувствуете острее, чем большинство  других людей.

 69. Временами  ваша голова работает как бы  медленнее, чем обычно.

 70. Вы  часто разочаровываетесь в людях.

 71. Вы  злоупотребляли спиртными напитками.[18]

   Описание  шкал.

   Школа лжи (L) – оценивает искренность  испытуемого.

   Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные  ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

   Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью  и контролем испытуемого во время  тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

   Базисные  шкалы.

   1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого  к астено-невротическому типу. Испытуемые  с высокими оценками медлительны,  пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

   2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют  чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые.  В делах они старательны, добросовестны,  высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

   3 Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных  к неврологическим защитным реакциям  конверсионного типа. Они используют  симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

   4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по  этой шкале свидетельствуют о  социальной дезадаптации, такие  люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают  социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

   6. Паранойяльностъ (Ра). Основная черта  людей с высокими показателями  по этой шкале – склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

   7. Психастения (Pt). Диагностирует лиц  с тревожно-мнительным типом характера,  которым свойственны тревожность,  боязливость, нерешительность, постоянные  сомнения.

   8. Шизоидность (Se). Лицам с высокими  показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

   9. Гипотония (Ма). Для лиц с высокими  оценками по этой шкале характерно  приподнятое настроение независимо  от обстоятельств. Они активны,  деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

   Высокими  оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

   Опрос рекомендуется проводить индивидуально  или в группе, при наличии у  каждого испытуемого текста опросника  и бланка для ответов, в присутствии  экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.[18]

Заключение

      Девиантное  поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

     При этом образуется прочный  круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

      Подростковый  возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

      Проблема  подросткового девиантного поведения  имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые  сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

 

    Список литературы

Информация о работе Особенности подросткового возраста. Склонность подростков к девиантному поведению