Особенности подросткового возраста. Склонность подростков к девиантному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей подросткового возраста подростков и исследование склонности подростков к девиантному поведению.
Объект исследования – особенности подросткового возраста и причины девиантного поведения.
Субъект – подростки.
Задачи исследования:
1. Выявить, как проявляются особенности подросткового возраста.
2. Определить понятие и общие принципы определения подросткового возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………3
Глава 1.
Особенности подросткового возраста………………………………...…..5
Глава 2.
Склонность подростков к девиантному поведению…………………….15
2.1. Формы проявления нарушений поведения………………………...15
2.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…..18
Глава 3.
Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков……………………………………………….…………………26
3.1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)………………26
3.2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)……………………………43
Заключение…………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

особенности подросткового возраста склонность подростков к девиантному поведению.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

        Особое место среди неблагоприятных  индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитие, олигофрения, врождённые черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях в роли предпосылок могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.

        Таким образом, подростковый возраст  – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним.

      Клубок  внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

        Причины, приводящие к психологическим  расстройствам, акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, на первое место среди которых можно поставить условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьёзные затруднения у исследователей при определении первопричинности «отклоняющегося» поведения у подростков.

      В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:

       1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так  или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.

       2. Критериями для суждения о  девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования . 

 

 Глава 3.Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков. 

    1. Склонность  к отклоняющемуся поведению (СОП)

 Психодиагностика  психолога в школе - Диагностика  эмоциональной и личностной сферы 

 Инструкция. «Прочтите каждое утверждение и  решите, верно ли оно по отношению  к вам. Если верно, то на бланке ответов, рядом с номером, соответствующим  утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно не верно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

 Если  ошибетесь, то зачеркните ошибочный  ответ и поставьте тот, который  считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий  момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или  «неправильных» ответов. Не обдумывайте ответы долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника».

 Вопросы для мальчиков 

 1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

 3. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

 4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

 5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.

 6. Я бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили.

 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу  на месте.

 8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

 9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы стать летчиком истребителем.

 10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

 11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

 12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

 13. Я всегда говорю только правду.

 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.

 15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

 16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

 17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

 18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

 19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

 20. Меня обычно затрудняет требование сделать работу к определенному сроку.

 21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

 23. Я иногда не слушаюсь родителей.

 24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

 25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.

 26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

 28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

 29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

 30. Я всегда покупаю билет в транспорте.

 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

 32. Я всегда выполняю обещание, даже если мне это не выгодно.

 33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

 35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

 36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

 37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

 38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

 41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

 42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я не много выпил.

 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других.

 45. Если в фильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.

 46. Иногда я скучаю на уроках.

 47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

 48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что о нем думаю.

 49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

 50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

 51. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

 52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

 53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

 54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

 55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

 56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

 57. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

 58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

 59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

 60. Меня раздражает, когда девушки курят.

 61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.

 62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

 63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

 64. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

 65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

 66. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

 67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

 68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

 69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

 70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

 71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

 72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

 73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

 74. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

 75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

 76. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.

 77. Я часто не могу сдержать свои чувства.

 78. Бывало, что я опаздывал на уроки.

 79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

 80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

 81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

 82. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

 83. Я часто совершал поступки под влиянием минутного настроения.

 84. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

 85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

 86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

 87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

 88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

 89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

Информация о работе Особенности подросткового возраста. Склонность подростков к девиантному поведению