Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей подросткового возраста подростков и исследование склонности подростков к девиантному поведению.
Объект исследования – особенности подросткового возраста и причины девиантного поведения.
Субъект – подростки.
Задачи исследования:
1. Выявить, как проявляются особенности подросткового возраста.
2. Определить понятие и общие принципы определения подросткового возраста.
Введение……………………………………………………………...………3
Глава 1.
Особенности подросткового возраста………………………………...…..5
Глава 2.
Склонность подростков к девиантному поведению…………………….15
2.1. Формы проявления нарушений поведения………………………...15
2.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…..18
Глава 3.
Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков……………………………………………….…………………26
3.1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)………………26
3.2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)……………………………43
Заключение…………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………..51
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Особенности
подросткового возраста……………………
Глава 2.
Склонность
подростков к девиантному поведению…………………
2.1. Формы
проявления нарушений
2.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…..18
Глава 3.
Эмпирическое
исследование склонности к отклоняющемуся
поведению у подростков……………………
3.1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП)………………26
3.2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)……………………………43
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это
самый долгий переходный период, который
характеризуется рядом
Целью данной работы является рассмотрение особенностей подросткового возраста подростков и исследование склонности подростков к девиантному поведению.
Объект исследования – особенности подросткового возраста и причины девиантного поведения.
Субъект – подростки.
Задачи исследования:
1. Выявить, как проявляются особенности подросткового возраста.
2. Определить понятие и общие принципы определения подросткового возраста.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка.
Актуальность
исследования. Большая общественная
важность обсуждаемой проблемы становится
особенно очевидной в период построения
демократического государства. Непростое
экономическое положение
Глава 1. Особенности
подросткового возраста
В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма. Все системы организма начинают активно развиваться, и при этом нарушается согласованность в их развитии.[1]
Психологические
особенности подросткового
Вот его проявления:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
-внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров;
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
-Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
-Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
-Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
-Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
-Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
-Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
-Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Становление личности подростка сопровождается следующими особенностями.
По словам Л.С. Выготского, в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Поэтому одной из характерных черт личности подростка является ее личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. [1]
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц, позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И посему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.[1]
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.[11]
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, выделяют 1) формирующееся у него чувство взрослости и 2) становление «Я-концепции».
1. Чувство взрослости. Существуют различные направления в развитии взрослости, которые определяются различиями в образцах, на которые подросток равняется в приобретении черт взрослости.
Подражание
внешним признакам взрослости. Это
самое простое направление в
направлении становления
Привлекательными для подростка могут стать внешние признаки взрослости, в которых наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых, их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями.
2. «Я-концепция». К концу подросткового периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свои внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Ведущей
деятельностью подростка
Отношение подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко разли¬чаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах.
Младший подросток – общественник по складу личности. Ребятам импонирует коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к общественной работе, любят ее. Она создает содержательную основу для общения подростков, позволяет проявить инициативу, активность, самостоятельность. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями.