Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33

Работа содержит 1 файл

1 .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Анализируя  полученные результаты эксперимента, можно сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте еще не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного отношения, что подтверждает достоверность гипотезы, выдвинутой в начале работы.

      Дружеские взаимоотношения являются лишь основой  для формирования товарищества в коллективе. Симпатии и привязанности не могут быть всегда и во всем определяющими. Поэтому необходимо ребят учить работать и играть вместе со всеми. С этой целью возможны объединения детей с задержкой психического развития для совместной деятельности на самых разных основаниях (групповое отношение в процессе обучения, игровых занятий, внеклассных мероприятий и др.).

      Таким образом, принимая во внимание все указанные  обстоятельства, задача учителя - сформировать в коррекционном классе определённую систему межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3  Рекомендации

      Основной  целью психологической коррекции  детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических  процессов и формирования мотивации на познавательную деятельность.

      Положительным фактором в организации психокоррекционной работы является вовлечение младших  школьников в межличностное общение, взаимодействие, в результате чего коллектив детей становится более  сплоченным, что в конечном итоге непременно найдет отражение на результатах работы.

      Важным  принципом психологической коррекции  познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени  тяжести задержки психического развития. Например, у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

      Психокоррекционные  занятия с детьми с задержкой психического развития по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов.

      Произвольное  внимание как специфическая высшая психическая функция проявляется  у ребенка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и её результаты. В связи с этим возникает необходимость психологической коррекции внимания у детей в процессе деятельности, доступной им (игровой, учебной, общения). Опыт работы показывает, что коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. Кроме того, эти занятия может проводить не только психолог, но и учитель во время урока. Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей.

      Эффективность психологической коррекции внимания у детей с задержкой психического развития в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями, в частности, свойствами их высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания (Небылицын, 1966; Платонов, 1986 и др.) /9, с. 152/. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой - неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.

      Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму  задержки психического развития, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (отношение, игровая и т.д.)

      Психотехнические  приемы, направленные на оптимизацию  и стимуляцию внимания у детей с задержкой психического развития, многообразны, и использовать их можно не только в процессе занятий с психологом, но и в процессе учебной деятельности.

      Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педагоги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура заключается в следующем:

      1) ведущий читает каждое слово  только один раз;

      2) дети могут взять ручки только  после прослушивания комментариев;

      3) ведущий внимательно следит за  тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может написать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке;

      4) перед началом работы целесообразно  показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание;

      5) ведущий читает это слово, а  затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет  поочередно приставку,  корень,  суффикс, окончание,  объясняя  попутно  их правописание.  После  этого  ведущий предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

      Этот  метод имеет важное диагностическое  значение. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяет психологу судить об организации внимания учащихся при групповом взаимодействии.

      Важное  значение имеет психологическая  коррекция свойств внимания, среди  которых выделяются объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.

      Объем внимания - это количество элементов, одновременно воспринятых за один акт  восприятия. Недоразвитие объема внимания часто наблюдается у детей  с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

      Занятия с детьми целесообразно проводить  в группе из двух-четырех детей, при этом происходит межличностное общение. Например, игра «Пуговица».

      Играют  два человека. Перед ребенком располагаются  два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Начинающий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространственного восприятия, мышления.

      Недостаточная концентрация внимания проявляется  в его неустойчивости, когда ребенок  не может длительно сосредоточиться  на задании и отвлекается на побочные раздражители. Как правило, занятия  на концентрацию внимания проводятся в небольших группах.

      Упражнения на концентрацию внимания целесообразно проводить в соревновательной форме. Например, группе из 3-4 человек психолог предлагает внимательно рассмотреть предметы, которые он последовательно предъявляет в течение 1-2 минут (ручка, карандаш, камешки, кукла, машинка и пр.). Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки. Дети описывают выделенные признаки на листе бумаги, затем психолог оценивает количество выделенных признаков каждым ребенком. Выигрывает тот, кто написал самое большое число признаков предметов.

      Отклонения  в развитии памяти являются характерным  признаком для всех форм задержки психического развития. Главной задачей  психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития является формирование у них специальных приемов запоминания, т.е. развитие логической памяти.

      Развитие  логических приемов запоминания. В  качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.

      Для развития логической памяти рекомендуется  использовать следующее задание.

      1 этап. Из набора слов группе  детей из 3-4 человек предлагается  выбрать и запомнить только  те пары, которые объединены по смыслу. Психолог зачитывает эти пары слов: лес - гриб, зима - снег, река - рыба, ворона - краска, гнездо - птица.

      2 этап. Детям предлагается выписать  оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать  друг с другом. Дети обсуждают  между собой и составляют ассоциативные ряды.

      3 этап. Ребенку зачитываются пары  слов, которые необходимо запомнить:  диван - тигр, небо-земля, озеро  - верблюд, ковер-цветок, цыпленок - стол.

      Затем психолог зачитывает первое слово, а  дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.

      Опыт  работы показывает высокую эффективность  коррекционных занятий по формированию мнемических операций для детей  с задержкой психического развития. В процессе занятий необходимо учитывать не только уровневые и специфические характеристики памяти ребенка, а также уровень сформированное его мыслительных операций. Занятия следует проводить поэтапно. Обязательным условием эффективности занятий является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотивационной сферы его деятельности. Это успешно достигается в процессе игровой ситуации, группового взаимодействия детей.

      Важно также помнить, что именно в межличностном отношении происходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      У детей с задержкой психического развития снижена потребность в  общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Среди межличностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдается низкая эффективность общения друг с другом во всех видах деятельности. В конечном итоге это негативно сказывается на психологическом климате в классе.

      Младшие школьники с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

      Гипотеза  исследования: проблематика межличностного отношения младших школьников с задержкой психического развития связана с несформированностью у детей в возрасте 7-10 лет навыка коммуникации и недостаточным владением способами сотрудничества. Гипотеза подтвердилась. Исследуемый класс коррекционной школы также слабо развит в социально-психологическом отношении. Он влияет на психологию и поведение отдельной личности: и положительно, и отрицательно. На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

      Мы  считаем тревожным факт выявления в относительно небольшом коллективе двоих ребят, находящих в неблагоприятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Это может обусловить развитие неблагоприятных межличностных отношений в группе младших школьников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств.

      Но, тем не менее, отмечена положительная тенденция к образованию со временем более сплоченного коллектива. В связи с этим задача учителя коррекционного класса - помогать детям, учить их дружно жить в коллективе.

      В результате неблагополучия в сфере  межличностных отношений у младших  школьников создается отрицательное  представление о самом себе: они  мало верят в собственные способности  и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с задержкой психического развития реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, т.к. найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

      Неумение  наладить продуктивные отношения с  окружающими, отклоняющийся тип  поведения, низкая или неадекватно  завышенная самооценка у школьников с задержкой психического развития может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в возрасте 7-10 лет.  
 Структура работы была выдержана. Главная цель работы была выполнена, а именно мы исследовали группу младших школьников с задержкой психического развития и сделали выводы соответственно цели и задачи и гипотезе исследования.
 
 

Информация о работе Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития