Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33

Работа содержит 1 файл

1 .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

Амурский  гуманитрано-педагогический государственный  университет  
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

Курсовая  работа по специальной психологии 

Выполнила: студентка 3 курса,

                    специальности логопедия

                 ИПиП,

                        Латышева К.А.

                  Научный руководитель: ассистент кафедры 

                  коррекционной педагогики и психологии Сенькова В.И. 
                   

Комсомольск – на - Амуре

2007

Оглавление

Введение................................................................................................…......…….....3

    Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6

    1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6

      1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13 

     Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15

      2.1 Организация и методы исследования..........................................................15

      2.2  Анализ результатов исследования..............................................................20

      2.3  Рекомендации................................................................................................26

    Заключение.............................................................................................................31

  Библиографический список .................................................................................33

  Приложение............................................................................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

      По  данным клинических, педагогических и  психологических исследований (Т.А.Власова (1999)/5) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50 % неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению. Это существенным образом отражается и на их межличностном отношении.

      По  данным В. И. Насоновой и Е. С. Слепович высказывания детей с задержкой  психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль.

      Ф. А. Сохин считает, что детям с  задержкой в развитии доступна простота диалогической речи, но при изложении  своих мыслей дети допускают много  ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что, в свою очередь, указывает на задержку развития связной речи и возникающие в связи с этим трудности отношения.

      Среди многообразия проблем современной психологии отношение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Отношение выступает в качестве одного из факторов эффективности человеческой деятельности.

      У детей с задержкой психического развития снижена потребность в отношении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Среди межличностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдается низкая эффективность отношения друг с другом во всех видах деятельности. В конечном итоге это негативно сказывается на психологическом климате в классе.

      Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

      1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

      2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

      Объект  исследования: межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития.

      Предмет исследования: особенности межличностных  отношений младших школьников с задержкой психического развития.

      Гипотеза  исследования: Проблематика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития связана с несформированностью у детей в возрасте 7-10 лет навыка коммуникации и недостаточным владением способами сотрудничества.

      Методы  исследования, применяемые в работе:

      1) анализ психологической литературы;

      2) наблюдение;

      3) констатирующий эксперимент.

      Методика:

1) выбор партнера по парте.

2)  исследование  межличностных отношений «Дворец, Квартира, Дом, Шалаш»

      База  исследования: МОУ СКОШ №25 класс с задержкой психического развития.

      Теоретическая значимость: расширение представлений об особенностях межличностных отношений младших школьников.

      Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

      Структура работы: введение, основная часть (состоящая из двух глав),  заключение, библиографический список и приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Теоретические  основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития. 

    1.1 Особенности межличностных отношений относительно детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта.

      Основным  средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является отношение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект отношения. Круг и виды отношения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.

      Учебная деятельность неразрывно связана с отношением. Школьники младшего возраста больше общаются с учителями, проявляя к ним больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, что авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера отношения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первом классе школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к II-IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами.

      Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного  развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

      Рассмотрим  систему нравственных норм младших школьников с задержкой психического развития. Для этого проанализируем, как относятся младшие школьники с задержкой психического развития к эмоциям других людей, основываясь на результатах проведенных учеными и психологами исследований, изложенных в различных литературных источниках.

      Младшим школьникам с задержкой психического развитии значительно легче опознавать эмоциональные состояния людей  в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или выразительным  движениям (Т.З.Стернина) /6, с.84/. Дети с задержкой психического развития опознают эмоцию страдания лучше, чем нормально развивающиеся сверстники. Они лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков.

      При изучении опознания пяти эмоциональных  состояний (радости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) ученые выяснили, что при существовании определенного разброса показателей отмечаются определенные закономерности, свойственные младшим школьникам и характеру задержки психического развития.

      Младшие школьники с задержкой психического развития психогенного происхождения испытывают трудности при определении эмоциональных состояний по линии бровей, а дети с задержкой психического развития, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.

      Для изучения представления о коммуникативных  жестах учеными и психологами  была использована игра «Молчанка», предложенная Л.П.Григорьевой для изучения невербальных средств коммуникации у детей  с нарушениями зрения. В качестве критериев владения жестами были использованы часто употребляемые жесты нормально развивающихся младших школьников, используемые ими в свободной деятельности.

      Выявлено, что младшие школьники с задержкой психического развития правильно используют жесты, обозначающие указание, отрицание, согласие и незнание, реже и не всегда правильно ими используются жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации школьники младшего возраста с задержкой психического развития используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе.

      Младшие школьники с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

      В результате неблагополучия в сфере  межличностных отношений у младших  школьников создается отрицательное  представление о самом себе: они  мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности (Кэмпбэлл, (1977)/ 156). В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с задержкой психического развития реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, т.к. найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

Информация о работе Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития