Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
Амурский
гуманитрано-педагогический государственный
университет
ОСОБЕННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Курсовая
работа по специальной психологии
Выполнила: студентка 3 курса,
специальности логопедия
ИПиП,
Латышева К.А.
Научный руководитель: ассистент кафедры
коррекционной
педагогики и психологии Сенькова В.И.
Комсомольск – на - Амуре
2007
Оглавление
Введение......................
Глава
1. Теоретические основы межличностных
отношений младших школьников с задержкой
психического развития......................
1.1 Особенности
межличностных отношений у детей младшего
школьного возраста с нормальным развитием
интеллекта....................
1.2 Особенности межличностного отношения
детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития......................
Глава 2. Экспериментальное исследование
межличностных отношений младших школьников
с задержкой психического развития......................
2.1 Организация и методы
2.2 Анализ результатов
2.3 Рекомендации..................
Заключение....................
Библиографический
список ..............................
Приложение..................
В
отечественной коррекционной
По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А.Власова (1999)/5) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50 % неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению. Это существенным образом отражается и на их межличностном отношении.
По данным В. И. Насоновой и Е. С. Слепович высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль.
Ф. А. Сохин считает, что детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи, но при изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что, в свою очередь, указывает на задержку развития связной речи и возникающие в связи с этим трудности отношения.
Среди многообразия проблем современной психологии отношение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Отношение выступает в качестве одного из факторов эффективности человеческой деятельности.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в отношении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Среди межличностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдается низкая эффективность отношения друг с другом во всех видах деятельности. В конечном итоге это негативно сказывается на психологическом климате в классе.
Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1)
изучить психолого-
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Проблематика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития связана с несформированностью у детей в возрасте 7-10 лет навыка коммуникации и недостаточным владением способами сотрудничества.
Методы исследования, применяемые в работе:
1)
анализ психологической
2) наблюдение;
3) констатирующий эксперимент.
Методика:
1) выбор партнера по парте.
2) исследование межличностных отношений «Дворец, Квартира, Дом, Шалаш»
База исследования: МОУ СКОШ №25 класс с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость: расширение представлений об особенностях межличностных отношений младших школьников.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Структура
работы: введение, основная часть (состоящая
из двух глав), заключение, библиографический
список и приложение.
Глава
1. Теоретические
основы межличностных
отношений младших школьников
с задержкой психического
развития.
1.1 Особенности межличностных отношений относительно детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта.
Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является отношение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект отношения. Круг и виды отношения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.
Учебная деятельность неразрывно связана с отношением. Школьники младшего возраста больше общаются с учителями, проявляя к ним больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, что авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера отношения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первом классе школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к II-IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами.
Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Рассмотрим систему нравственных норм младших школьников с задержкой психического развития. Для этого проанализируем, как относятся младшие школьники с задержкой психического развития к эмоциям других людей, основываясь на результатах проведенных учеными и психологами исследований, изложенных в различных литературных источниках.
Младшим
школьникам с задержкой психического
развитии значительно легче опознавать
эмоциональные состояния людей
в контексте общей ситуации (сюжета),
чем по выражению лиц или
При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) ученые выяснили, что при существовании определенного разброса показателей отмечаются определенные закономерности, свойственные младшим школьникам и характеру задержки психического развития.
Младшие школьники с задержкой психического развития психогенного происхождения испытывают трудности при определении эмоциональных состояний по линии бровей, а дети с задержкой психического развития, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.
Для
изучения представления о
Выявлено,
что младшие школьники с
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
В
результате неблагополучия в сфере
межличностных отношений у