Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33
Было
проведено специальное
У детей с задержкой психического развития наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:
- агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть школьники младшего возраста - одноклассники, физически более слабые дети, животные, или на вещи;
- бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается ходить в школу. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например, в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;
- регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с задержкой психического развития. Он не хочет быть большим и самостоятельным, т.к. это приносит одни неприятности;
- отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.
В группах детей с задержкой психического развития в сравнении с обычными школьниками младшего возраста существует очень мало перекрестных выборов между девочками и мальчиками. Младшие школьники с задержкой психического развития в основном предпочитают сверстников своего пола. Сравнительный анализ критериев выбора партнера для общения нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития показал, что между ними существуют различия: среди детей с задержкой психического развития в основном дети, выделяющие положительные качества сверстников: «хороший, не дерется, добрый». Также были дети, отнесенные к группе без осознания мотива выбора: «просто нравится»; среди нормально развивающихся младших школьников наибольшее число детей ставили на первое место интерес к совместной деятельности - игре. Некоторые дети выделили дружеские отношения.
Таким образом, анализ критериев выбора партнера для общения показал, что для школьников младшего возраста с задержкой психического развития наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные свойства сверстников. А для нормально развивающихся детей при несомненной значимости положительных личностных качеств партнера по общению ведущим мотивом становится интерес к главной деятельности младших школьников - игре.
Было
проведено специальное
У детей с задержкой психического развития этот уровень оказался довольно низким. Вначале они были растеряны и не могли самостоятельно решить эту трудную задачу - каждому собрать свою картинку, некоторые части которой находятся у других детей.
После помощи экспериментатора, заключающейся в подсказке, что можно меняться частями картинок, сложил картинку ребенок, у которого было больше всего частей и которому помог другой мальчик, давший недостающую часть. Но это была единственная попытка сотрудничества. Другие дети> после того как поняли суть задания, или пытались отнять недостающие части у других детей, или проявляли пассивность и отказывались от деятельности. Одна девочка даже заплакала и убежала, т.к. не хотела просить часть картинки у другой девочки, а отнять не смогла. Практически все дети были ориентированы лишь на то, чтобы собрать только свою картинку, не обращая внимания на желания других детей - партнеров по деятельности.
Были дети, которые вообще не проявляли инициативы, а только смотрели, как собирают картинки другие ребята, и ждали помощи от экспериментатора. Помощь взрослого на протяжении всего эксперимента была максимальной, только в этих случаях дети смогли разрешить трудную ситуацию и достичь положительного результата. Время выполнения этого задания младшими школьниками с задержкой психического развития составило 12 мин.
У нормально развивающихся детей ситуация была значительно лучше. Так, при небольшой помощи вначале, после объяснения, как можно быстрее собрать целую картинку, дети действовали в основном самостоятельно. Чаще, чем дети с задержкой психического развития, они бесконфликтно менялись частями, пытались найти части картинки для своего товарища, помогали друг другу сложить целую картинку. Но и у них наблюдались разногласия, например, не отдавали не нужную себе, но нужную товарищу часть картинки. Однако в целом картина была намного благоприятнее, чем в группах детей с задержкой психического развития. Данная деятельность заняла у нормально развивающихся младших школьников вдвое меньше времени (около 7 мин) и не потребовала значительной помощи взрослого.
Неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у школьников с задержкой психического развития может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в возрасте 7-10 лет.
Таким
образом, актуальной проблемой на сегодняшний
день в воспитании детей с задержкой
психического развития, при определенной
несформированности у них навыков коммуникации,
является обучение их умению эффективно
общаться, снижение агрессивных тенденций
в поведении, снятие защитных реакций,
обособленности, включение в жизнь группы,
накопление опыта положительного взаимодействия.
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В системе отношений в социальной психологии выделяют отношения деловые и личные (межличностные). В деловых отношениях людей объединяет исполнение определённых функций - общественных, учебных, производственных. Межличностные отношения основываются на многообразных по характеру, устойчивости, значению для человека отношениях дружбы, товарищества. Межличностные отношения проникают в систему деловых отношений невидимыми нитями привязанностей, симпатий, антипатий и оказывают сильнейшее воздействие на жизнь коллектива.
Наблюдения за межличностными отношениями, организованное влияние на них осуществляется постоянно, а не только в первые дни пребывания в школе. Учителю необходимо знать, кто в классе пользуется наибольшей популярностью, к кому тянутся дети, а кто стоит в стороне в системе межличностных отношений. С этой целью во второй четверти можно провести один из вариантов социометрического эксперимента «Поздравь товарища» (по методике И.Л. Коломинского). Всем детям раздаётся по три поздравительные открытки с разными картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех, кого хотели бы поздравить. Первая открытка для поздравления в первую очередь, вторая - во вторую, третья – в третью очередь. Разложив свои открытки, ученик выходит из класса, заходит следующий и т.д. Учителю сразу видно, что открытки распределяются не равномерно: у одних – целая пачка, у других – пусто. Небольшая деталь в методике: чтобы не было видно ребятам, у которых нет открыток, учитель кладет свои резервные.
Создание
межличностных отношений в
Психологический
анализ взаимоотношений между
Межличностное общение в классном коллективе - один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знание особенностей межличностного общения необходимы для того, чтобы:
1)
правильно организовать
2)
выработать правильный
3)
правильно выбрать актив
4)
воспитывать у детей
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
2.1 Организация и методы исследования
Проводимое
нами исследование в одной из коррекционных
школ г. Комсомольска-на-Амуре, включало
в себя следующие компоненты:
Рисунок 1 - Структура исследования
Социометрическое исследование, апеллирующее к переживаниям, симпатиям и антипатиям внутри группы, дает только картину эмоциональных контактов, имеющих характер непосредственного тяготения или отталкивания. Поэтому для углубленного изучения взаимоотношений в коллективе данные, полученные с помощью социометрии, нужно дополнять данными наблюдений за поведением группы и отдельных её представителей в различных ситуациях, при выполнении различных видов совместной деятельности (учебной, игровой и др.).
В
исследовании принимали участие
учащиеся 2 класса в количестве 11 человек.
Возраст школьников: 8-9 лет. Все они
- ученики городской
В
ходе проводимого исследования и
в результате анализа педагогических
наблюдений выявлено, что младшие
школьники с задержкой
Например,
если кто-нибудь из учащихся забыл принести
ручку, а в классе нужно писать,
то он не обращается к одноклассникам
с просьбой дать ему запасную ручку,
а обычно сидит и молчит, иногда
плачет, надеясь, что учитель заметит его
бедственное положение. Учитель, узнав
в чем дело, спрашивает у всего класса,
нет ли у кого липшей ручки. Школьник, у
которого есть лишняя ручка, отдаёт её
не товарищу, а учителю, которая и передаёт
затем ручку тому, кто нуждается в помощи.
Этот пример свидетельствует о том, что
практически каждый учащийся в классе
как бы "сам по себе". Позиция ученика,
которую он, может быть, сам и не осознаёт,
можно выразить так: «Я и учитель». Постепенно
учитель приучает детей помогать товарищам,
учит их вступать в непосредственные контакты
друг с другом. В следующий раз она уже
не берёт нужный школьнику предмет, а предлагает
ребятам самим поделиться друг с другом.
Постепенно учащиеся начинают всё более
осознавать себя не учениками вообще,
а учащимися второго «А» класса, где
учительница