Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33

Работа содержит 1 файл

1 .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Было  проведено специальное исследование (неопубликованное исследование, проведенное  Н.Ю.Купряковой под руководством Л.В.Кузнецовой) особенностей поведения школьников с различной патологией развития (умственная отсталость, задержкой психического развития) в конфликтной ситуации в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (О.К.Агавелян (1999)/.90). Оказалось, что из пяти типичных способов выхода из конфликтной ситуации (сотрудничество, соперничество или конфронтация, компромисс, приспособление, избегание) уровень соперничества в группе задержкой психического развития самый высокий, особенно у мальчиков - на уровне 50 %. Автор объясняет рост конфронтирующих тенденций определенной нереализованностью стремлений, сочетающейся с ростом потребности в социальном признании и самоутверждении.

      У детей с задержкой психического развития наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

      - агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть школьники младшего возраста - одноклассники, физически более слабые дети, животные, или на вещи;

      - бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается ходить в школу. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например, в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

      - регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с задержкой психического развития. Он не хочет быть большим и самостоятельным, т.к. это приносит одни неприятности;

      - отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

      В группах детей с задержкой психического развития в сравнении с обычными школьниками младшего возраста существует очень мало перекрестных выборов между девочками и мальчиками. Младшие школьники с задержкой психического развития в основном предпочитают сверстников своего пола. Сравнительный анализ критериев выбора партнера для общения нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития показал, что между ними существуют различия: среди детей с задержкой психического развития в основном дети, выделяющие положительные качества сверстников: «хороший, не дерется, добрый». Также были дети, отнесенные к группе без осознания мотива выбора: «просто нравится»; среди нормально развивающихся младших школьников наибольшее число детей ставили на первое место интерес к совместной деятельности - игре. Некоторые дети выделили дружеские отношения.

      Таким образом, анализ критериев выбора партнера для общения показал, что для  школьников младшего возраста с задержкой психического развития наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные свойства сверстников. А для нормально развивающихся детей при несомненной значимости положительных личностных качеств партнера по общению ведущим мотивом становится интерес к главной деятельности младших школьников - игре.

      Было  проведено специальное исследование, в котором младшие школьники должны были сложить разрезную картинку (по одной на каждого) из элементов, которые были разделены между всеми членами группы. Только при условии кооперации задание могло быть выполнено группой. В итоге в группах нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития были выявлены разные уровни сформированности базовых навыков эффективного общения - навыков сотрудничества.

      У детей с задержкой психического развития этот уровень оказался довольно низким. Вначале они были растеряны и не могли самостоятельно решить эту трудную задачу - каждому собрать свою картинку, некоторые части которой находятся у других детей.

      После помощи экспериментатора, заключающейся  в подсказке, что можно меняться частями картинок, сложил картинку ребенок, у которого было больше всего частей и которому помог другой мальчик, давший недостающую часть. Но это была единственная попытка сотрудничества. Другие дети> после того как поняли суть задания, или пытались отнять недостающие части у других детей, или проявляли пассивность и отказывались от деятельности. Одна девочка даже заплакала и убежала, т.к. не хотела просить часть картинки у другой девочки, а отнять не смогла. Практически все дети были ориентированы лишь на то, чтобы собрать только свою картинку, не обращая внимания на желания других детей - партнеров по деятельности.

      Были  дети, которые вообще не проявляли  инициативы, а только смотрели, как  собирают картинки другие ребята, и  ждали помощи от экспериментатора. Помощь взрослого на протяжении всего эксперимента была максимальной, только в этих случаях дети смогли разрешить трудную ситуацию и достичь положительного результата. Время выполнения этого задания младшими школьниками с задержкой психического развития составило 12 мин.

      У нормально развивающихся детей ситуация была значительно лучше. Так, при небольшой помощи вначале, после объяснения, как можно быстрее собрать целую картинку, дети действовали в основном самостоятельно. Чаще, чем дети с задержкой психического развития, они бесконфликтно менялись частями, пытались найти части картинки для своего товарища, помогали друг другу сложить целую картинку. Но и у них наблюдались разногласия, например, не отдавали не нужную себе, но нужную товарищу часть картинки. Однако в целом картина была намного благоприятнее, чем в группах детей с задержкой психического развития. Данная деятельность заняла у нормально развивающихся младших школьников вдвое меньше времени (около 7 мин) и не потребовала значительной помощи взрослого.

      Неумение  наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у школьников с задержкой психического развития может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в возрасте 7-10 лет.

      Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний  день в воспитании детей с задержкой психического развития, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

      В системе отношений в социальной психологии выделяют отношения деловые  и личные (межличностные). В деловых  отношениях людей объединяет исполнение определённых функций - общественных, учебных, производственных. Межличностные  отношения основываются на многообразных по характеру, устойчивости, значению для человека отношениях дружбы, товарищества. Межличностные отношения проникают в систему деловых отношений невидимыми нитями привязанностей, симпатий, антипатий и оказывают сильнейшее воздействие на жизнь коллектива.

     Наблюдения  за межличностными отношениями, организованное влияние на них осуществляется постоянно, а не только в первые дни пребывания в школе. Учителю необходимо знать, кто в классе пользуется наибольшей популярностью, к кому тянутся дети, а кто стоит в стороне в системе межличностных отношений. С этой целью во второй четверти можно провести один из вариантов социометрического эксперимента «Поздравь товарища» (по методике И.Л. Коломинского). Всем детям раздаётся по три поздравительные открытки с разными картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех, кого хотели бы поздравить. Первая открытка для поздравления в первую очередь, вторая - во вторую, третья – в третью очередь. Разложив свои открытки, ученик выходит из класса, заходит следующий и т.д. Учителю сразу видно, что открытки распределяются не равномерно: у одних – целая пачка, у других – пусто. Небольшая деталь в методике: чтобы не было видно ребятам, у которых нет открыток, учитель кладет свои резервные.

     Создание  межличностных отношений в первом классе начинается с посадки учащихся за парты – и в этом активная роль принадлежит учителю. Учитель  может рассаживать детей исходя из самых различных оснований: активного  с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо развитого со слабо развитым. Но обязательно нужно учитывать следующий фактор – сосед по парте не должен вызывать антипатий у ребёнка, ведь это должен быть человек, которому можно довериться, которому хочется помочь, с которым приятно быть рядом. Интересно, что из 11 человек класса, знавшие друг друга раньше, не проявили каких – либо привязанностей друг к другу и попыток непременно сидеть за одной партой. После знакомства детей друг с другом, был проведен социометрический эксперимент по методике «Выбор партнёра по парте» и попыталась удовлетворить желания детей, хотя и не во всех случаях это было возможно.

      Психологический анализ взаимоотношений между учениками  коррекционного класса предполагает изучение состояния многообразных отношений, возникающих между ними в процессе длительного межличностного общения.

      Межличностное общение в классном коллективе - один из важнейших факторов состояния  благополучия класса. Знание особенностей межличностного общения необходимы для того, чтобы:

      1) правильно организовать воспитательную работу в классе;

      2) выработать правильный педагогический  подход к детям;

      3) правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам;

      4) воспитывать у детей коллективистское  отношение друг к другу, дружбу, - сделать все необходимое, чтобы из совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

      2.1 Организация и  методы исследования

      Проводимое  нами исследование в одной из коррекционных школ г. Комсомольска-на-Амуре, включало в себя следующие компоненты: 
 

      

      

      

        

        

      

        
 

      Рисунок 1 - Структура исследования

      Социометрическое  исследование, апеллирующее к переживаниям, симпатиям и антипатиям внутри группы, дает только картину эмоциональных  контактов, имеющих характер непосредственного  тяготения или отталкивания. Поэтому для углубленного изучения взаимоотношений в коллективе данные, полученные с помощью социометрии, нужно дополнять данными наблюдений за поведением группы и отдельных её представителей в различных ситуациях, при выполнении различных видов совместной деятельности (учебной, игровой и др.).

      Ход исследования

      В исследовании принимали участие  учащиеся 2 класса в количестве 11 человек. Возраст школьников: 8-9 лет. Все они - ученики городской коррекционной  школы. Степень выраженности задержки психического развития - средняя.

      В ходе проводимого исследования и  в результате анализа педагогических наблюдений выявлено, что младшие  школьники с задержкой психического развития не представляют собой хоть сколько-нибудь организованного коллектива. Отношения между детьми строятся преимущественно через учителя. Это подтвердила беседа с учителем.

      Например, если кто-нибудь из учащихся забыл принести ручку, а в классе нужно писать, то он не обращается к одноклассникам с просьбой дать ему запасную ручку, а обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учитель заметит его бедственное положение. Учитель, узнав в чем дело, спрашивает у всего класса, нет ли у кого липшей ручки. Школьник, у которого есть лишняя ручка, отдаёт её не товарищу, а учителю, которая и передаёт затем ручку тому, кто нуждается в помощи. Этот пример свидетельствует о том, что практически каждый учащийся в классе как бы "сам по себе". Позиция ученика, которую он, может быть, сам и не осознаёт, можно выразить так: «Я и учитель». Постепенно учитель приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты друг с другом. В следующий раз она уже не берёт нужный школьнику предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно учащиеся начинают всё более осознавать себя не учениками вообще, а учащимися второго «А» класса, где   учительница                                                                                                                                                                                                                          Инна Владимировна. Теперь позиция может быть охарактеризована словами: «Мы и наш учитель».

Информация о работе Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития