Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) провести исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение................................................................................................…......…….....3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития..............................................6
1.1 Особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием интеллекта...................................................6
1.2 Особенности межличностного отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития........................................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.................................15
2.1 Организация и методы исследования..........................................................15
2.2 Анализ результатов исследования..............................................................20
2.3 Рекомендации................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................31
Библиографический список .................................................................................33

Работа содержит 1 файл

1 .doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Младшие школьники с задержкой психического развития часто не могут даже ответить на вопрос: «С кем ты сидишь за одной  партой?» Лишь немногие из них чувствуют себя в классе «как рыба в воде», а у большинства - сплошные неприятности в установлении контактов с другими детьми в классе.

      Учителю необходимо знать, кто в классе пользуется наибольшей популярностью, к кому тянутся  дети, а кто стоит в стороне в системе межличностных отношений. С этой целью мною был проведен один из вариантов социометрического эксперимента «Поздравь товарища» (по методике И.Л. Коломинского) /8, с. 137/. Всем детям было выдано по три поздравительные открытки с разными картинками. Дети по одному заходили в класс и раскладывали свои открытки на парты тех, кого хотели бы поздравить. Первая открытка для поздравления в первую очередь, вторая - во вторую, третья - в третью очередь. Разложив свои открытки, ученик выходил из класса, заходил следующий и т.д. В ходе проведения эксперимента сразу стало видно, что открытки распределяются не равномерно: у одних - целая пачка, у других - пусто. Для того, чтобы не травмировать психику ребят, у которых не было открыток, учитель раскладывала на их парты свои открытки (резервные).

      Далее было проведено исследование межличностных  отношений «Дворец, Квартира, Дом, Шалаш»

      Для проведения данного исследования на отдельных карточках были написаны фамилии и имена всех учащихся. Также была приготовлена таблица  с изображением дворца, квартиры, дома и шалаша на отдельном листе. Было предложено школьникам «поселить» всех одноклассников в определенные колонки. «Где бы ты хотел, чтобы жил Павел? Посели его». Ребенок карточку с определенной фамилией складывал туда, где, по его мнению, может жить этот ребенок.

      Таблица 1 - Рабочая таблица для отражения  результатов исследования межличностных  отношений «Дворец, Квартира, Дом, Шалаш»

      Дворец       Квартира       Дом       Шалаш
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                         

      Таким образом, были «расселены» все дети. В отдельный протокол был занесен выбор школьника, и кого он выбрал жить вместе с собой (Приложение). Результаты данного эксперимента были оценены следующим образом:

       ,    (2.1)

где - колонка «Дворец»;

- колонка «Квартира»;

    - колонка «Дом»;

    - колонка «Шалаш».

      Борисова  Елена 

      Васильков Виктор

      Горин Евгении 

      Желткова  Анна

      Ирбис Олеся 

      Капитонова  Мария 

      Краснов Павел 

      Мамонтова Ольга 

      Рыков Роман 

      Старцев Сергей

      Чернобай Инна

      Далее подсчитаем результаты.

      Социальный  статус ребенка:

      от 4,0 до 3,5 - лидер (ребята любят его);

      от 3,4 до 2,5 - предпочитаемый (нравится ребятам);

      от 2,4 до 2,0 - приятный (ребята терпят его);

      меньше 2,0 - изолированный.

      Результаты  эксперимента можно представить  в графическом виде (рис.2).

      

      Рисунок 2 - Результаты эксперимента «Дворец, Квартира, Дом, Шалаш» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Анализ результатов  исследования

      Анализируя  данные, представленные на рис.2, видна  положительная тенденция к образованию устойчивого коллектива, поскольку у большинства учащихся 2 класса «А» коррекционной школы отмечено стремление к общению.

      Становление коллектива в начальной школе  начинается с формирования способности  понимать душевное состояние другого, с формирования понятий добра и зла. Эти понятия формируются на основе взглядов коллектива. Необходимо, чтобы в отношениях младших школьников ярко отражалось то, что ценит, чем дорожит класс.

      В практической жизни, в разнообразных  видах деятельности школьники сталкиваются с разными делами, поступками своих одноклассников. В этих поступках проявляются хорошие и плохие качества детей. Ребята учатся внимательно относиться к товарищу, видеть его трудности, находить пути помощи каждому. И в этом случае учитель должен направлять свои усилия на формирование более сплочённого, организованного и работоспособного коллектива. Общий тон и стиль товарищеских отношений внутри коллектива, определение места каждого в системе отношений ответственной зависимости, будут влиять на межличностные отношения в классе.

      Возникает вопрос: кто из второклассников пользуется наибольшей популярностью у сверстников, большим авторитетом, к кому тянутся  дети, а кто стоит в стороне  в системе межличностных отношений? Используя социометрические эксперименты, метод наблюдения и беседы выявилось в исследуемом классе трех лидеров: Краснов Павел, Чернобай Инна и Старцев Сергей. Всем им были присущи следующие общие черты. Это дети с доброй, открытой душой, готовые прийти на помощь другому. Было установлено, что в классе наибольшие симпатии вызывают прилежное отношение к учёбе и доброжелательное отношение к товарищам.

      Положение ученика в классе может быть благоприятным, когда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. Большая часть класса по результатам эксперимента отнесена к группе предпочитаемых (55 %), т.е. ребята тянутся друг к другу, нуждаются в общении, взаимной поддержке и взаимопомощи. Это уже положительная тенденция к формированию чувства коллективизма.

      Двое  ребят (Рыков Роман и Борисова Елена) находятся в неблагоприятном  положении: Романа ребята терпят, Елену - избегают, она изолирована от коллектива. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. И учителю очень важно заметить тех детей, с которыми не хотят дружить, сидеть за одной партой. Нужно принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность. Если вовремя не сделать этого, дети не нашедшие себе места в коллективе, не установившие дружеских, товарищеских отношений со своими сверстниками, могут начать противопоставлять себя коллективу, его делам.

    Создание  межличностных отношений в начальной  школе начинается с посадки учащихся за парты - и в этом активная роль принадлежит учителю. Учитель может рассаживать детей исходя из самых различных оснований: активного с пассивным, девочку с мальчиком и т.д. Но обязательно нужно учитывать следующий фактор - сосед по парте не должен вызывать антипатий у ребёнка, ведь это должен быть человек, которому можно довериться, которому хочется помочь, с которым приятно быть  рядом.

    Далее совместно с учителем попыталась провести эксперимент по пересаживанию ребят на разные парты с учетом их пожеланий. Интересно, что в начале эксперимента некоторые учащиеся не проявили каких-либо привязанностей друг к другу и попыток непременно сидеть за одной партой. Был проведен социометрический эксперимент по методике «Выбор партнёра по парте» и попыталась удовлетворить желания детей, хотя и не во всех случаях это было возможно. Так, например, взаимные выборы были у Горина Е. и Василькова В., Капитоновой М. и Желтковой А. Когда их посадили вместе, вначале они стали больше отвлекаться на посторонние дела и разговоры, но через некоторое время стало заметно их старание на занятиях. У остальных ребят не было взаимных выборов и их пришлось посадить по принципу: мальчик-девочка. Первоначально у некоторых ребят друг к другу были обращены недовольные лица со слезами на глазах, но уже через несколько дней они стали проявлять активное стремление к взаимопомощи.

      В таблице - результаты индивидуальной беседы с учащимися коррекционного класса на тему: «За что выбрали партнёра по парте?»

      Анализ  ответов показывает, что симпатии детей на стороне тех, кто готов  оказать помощь, проявляет стремление дружить и характеризуется как  уравновешенный. 

      Таблица 2 - Результаты индивидуальной беседы с учащимися
Фамилия,

имя

учащегося

Количество  ребят, выразивших симпатию к одноклассникам по указанным качествам
«хороший

(-ая)»

«стремится  помочь» «много знает  и умеет» «умеет дружить» «имеет опрятный вид»

Борисова

Елена

      0       1       1       0       1
Васильков Виктор       2       4       1       1       0
Горин

Евгений

      5       1       0       2       1
Желткова

Анна

      3       4       1       1       1
Ирбис

Олеся

      5       2       1       2       1
Капитонова  Мария       4       2       1       2       1
Краснов

Павел

      5       3       1       1       1
Мамонтова Ольга       2       4       1       2       1
Рыков

Роман

      0       2       2       1       0
Старцев

Сергей

      6       1       2       1       1
Чернобай

Инна

      4       4       1       1       1

      В этом же классе был проведён социометрический эксперимент по отрицательному критерию: «С кем бы дети не хотели сидеть и почему?» В результате выявлено, что таких ребят в классе двое: Борисова Лена и Рыков Рома. Обработка результатов показала, что одноклассников отталкивает в них плохое поведение и неряшливый вид (эти качества отметили у Борисовой - 8 человек, у Рыкова - 6 из 10 ребят, то, что они «ничего не хотят делать и не умеют» (это у Рыкова отметили 9 человек, у Борисовой - 5 человек).

      Видно, что учащиеся коррекционного класса не симпатизируют недисциплинированным одноклассникам с неряшливым внешним видом, не желающим заниматься учебой. Было также выявлено, что дети, занимающие неблагоприятное положение в классе, испытывали затруднения в учебной деятельности: плохо запоминали материал урока, они часто отрывали класс от работы, шумели на уроке, могли обидеть товарищей.

      Далее сделаем обобщающий вывод по результатам  проведенного исследования.

      Большинство существующих детских групп и  объединений относятся или к  средним или к слабо развитым социальным общностям и никак не могут претендовать на то, чтобы называться коллективами в теоретическом смысле этого слова (по Макаренко). Исследуемый класс коррекционной школы также слабо развит в социально-психологическом отношении. Он влияет на психологию и поведение отдельной личности: и положительно, и отрицательно. На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

      Мы  считаем тревожным факт выявления в относительно небольшом коллективе двоих ребят, находящих в неблагоприятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Это может обусловить развитие неблагоприятных межличностных отношений в группе младших школьников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств.

      Но, тем не менее, мною отмечена положительная  тенденция к образованию со временем более сплоченного коллектива. В  связи с этим задача учителя коррекционного класса - помогать детям, учить их дружно жить в коллективе.

      В школьные годы круг друзей у ребёнка  начинает расти, а личные привязанности  становятся более постоянными. Межличностное отношене выходит на более высокий уровень, т. к. дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.

Информация о работе Особенности межличностнных отношений младших школьников с задержкой психического развития