Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.
Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
3.Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984
4.Вильгаук О.А. Некоторые принципы воспитания мотивации учебной деятельности учащихся // Развитие теории и практики инновационной педагогики. - Нижний Новгород: ВГППА, 2002.
5. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии -1994 .- №4 -С.45
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004.
7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
11. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
12. Морозова О.П. Педагогический словарь-справочник. - Барнаул, 2000.
13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
14. Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002 -№9 -С123 -130
15. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
16. Осипова И. Формирование
учебной мотивации школьников//Лучшие
страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76
17. Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000.
18. Психология подростка. Хрестоматия // Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997.
19. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2006.
22. Филиппова С.П. Исследование и изучение мотивационной сферы подростков в учебной деятельности. - Пермь, 2003.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. - М., 1986.
24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
25. Щукина Г.И, Активация
познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
Мотивация учебной деятельности
1. Тебе нравится в школе | 1 - да | 2 – не очень | 3 - нет |
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу | Да | По-разному | Хочу остаться дома |
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу идти не обязательно, то ты | Всё равно пошёл | Не знаю | Остался бы дома |
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки | Нет | По-разному | Да, нравится |
5. Ты хотел бы, чтобы домашние задания не задавали | Нет | Не знаю | Хотел бы |
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены | Нет | Не знаю | Хотел бы |
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям | Да | Редко | Не рассказываю |
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель | Нет | Не знаю | Хотел бы |
9. У тебя в классе много друзей | Да | Мало | Нет друзей |
10. Тебе нравятся твои одноклассники | да | Не очень | нет |
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации;
20-24 баллов – хорошая мотивация;
15-19 баллов – положительное
10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации;
менее 10 баллов – негатив к школе.
Тест-опросник на выявление мотивации учащихся
Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений