Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание

Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Работа содержит 1 файл

Денису У НОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

3.Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984

4.Вильгаук О.А. Некоторые принципы воспитания мотивации учебной деятельности учащихся // Развитие теории и практики инновационной педагогики. - Нижний Новгород: ВГППА,  2002.

5. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии -1994 .- №4 -С.45

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004.

7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

11. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

12. Морозова О.П. Педагогический словарь-справочник. - Барнаул, 2000.

13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.

14. Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002 -№9 -С123 -130

15. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

16. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76 

17. Практическая психология образования // Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000.

18. Психология подростка. Хрестоматия // Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997.

19. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер,   2000.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2006.

22. Филиппова С.П. Исследование и изучение мотивационной сферы подростков в учебной деятельности. - Пермь, 2003.

23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. - М., 1986.

24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

25. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Мотивация учебной деятельности

1. Тебе  нравится в школе 1 - да 2 – не очень 3 - нет
2. Утром  всегда с радостью идёшь в школу Да По-разному Хочу остаться дома
3. Если  бы тебе сказали, что завтра  в школу идти не обязательно,  то ты Всё равно пошёл Не знаю Остался бы дома
4. Тебе  нравится, когда отменяют какие-нибудь  уроки Нет По-разному Да, нравится
5. Ты хотел бы, чтобы домашние задания не задавали Нет Не знаю Хотел бы
6. Ты  хотел бы, чтобы в школе оставались  одни перемены Нет Не знаю Хотел бы
7. Ты  часто рассказываешь о школе  своим родителям и друзьям Да Редко Не рассказываю
8. Ты  хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель Нет Не знаю Хотел бы
9. У  тебя в классе много друзей Да Мало Нет друзей
10. Тебе  нравятся твои одноклассники да Не очень нет

      

         25-30 баллов  - высокий уровень школьной  мотивации;

         20-24 баллов – хорошая мотивация;

         15-19 баллов – положительное отношение  к школе;

         10-14 баллов – низкий уровень  школьной мотивации;

          менее 10 баллов – негатив к  школе.

                                                                                                       

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

  1. Учусь, т.к. хочу больше знать (ответы +; -);
  2. Учусь потому, что сейчас все учатся (+, -);
  3. Интересно учиться;
  4. Нравится учиться;
  5. Привлекает сам процесс учёбы;
  6. Из-за любопытства;
  7. Заставляют родители;
  8. Для будущей работы и учёбы;
  9. Хочу иметь авторитет;
  10. Неприятно испытывать наказание за плохую учёбу;
  11. Люблю заниматься самообразованием.

  

  1. Вопросы на выявление познавательного интереса: 1, 3, 5, 6, 11;
  2. Вопросы на выявление ситуативного интереса: 2, 9, 10;
  3. Вопросы на выявление интереса к учению: 4;
  4. Вопросы на выявление обучения по необходимости: 7, 8.
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений