Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.
Объект исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.
Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи исследования:
- установить содержание понятий мотива и мотивации и их значения в учебной деятельности;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы представить сущностную характеристику мотивации учебной деятельности школьников;
- выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;
- экспериментально изучить мотивы учения подростков;
- представить методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание

Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности школьников 6
1.1. Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности школьников 6
1.2. Характеристика мотивационной сферы детей подросткового возраста 14
1.3. Система развития мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста 23
2.1.Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности подростков 24
2.3. Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности 27
Заключение 29
Используемая литература 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

Работа содержит 1 файл

Денису У НОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 
     

      ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 
     

                                   

                                                            
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Содержание 

 

Введение

     Современная школа находится на стадии динамического  обновления, постоянно происходит совершенствование  содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, несмотря на это, учителя  сталкиваются с нежеланием детей  учиться, это касается дисциплин гуманитарного и естественного цикла. Вместе с тем учащиеся должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей учителя является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

     У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет мотивацию учения.

     Мотивация учения представляет собой систему ценностей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

     Необходимо  отметить, что проблема мотивации  учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.

     Проблема  развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности рассматривались в трудах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Ф. Паламарчука, В.С. Мерлина, В.С. Ильина, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В. Давыдова, Н.Ф.Талызиной и др.

     Анализ  состояния вопроса в теории и  практике позволил сформулировать гипотезу: развитие мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста значительно повышает эффективность педагогического процесса.

     Цель  данного исследования - теоретически обосновать и практически изучить  мотивы учебной деятельности детей подросткового возраста.

     Объект  исследования – мотивационная сфера детей подросткового возраста.

     Предмет исследования - динамика мотивационной сферы учебной деятельности детей подросткового возраста.

     В соответствии с гипотезой и целью  исследования были определены основные задачи исследования:

     - установить содержание понятий  мотива и мотивации и их  значения в учебной деятельности;

     - на основе анализа психолого-педагогической  литературы представить сущностную  характеристику мотивации учебной  деятельности школьников;

     - выявить особенности мотивации учебной деятельности детей подросткового возраста и условия эффективного развития мотивации учебной деятельности;

     - экспериментально изучить мотивы  учения подростков;

     - представить методические рекомендации  по формированию мотивации учебной  деятельности учащихся.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: диагностические методы (тестирование), метод поперечных срезов.

     База  исследования: Бачмановская малокомплектная  основная школа Косинского района Коми-Пермяцкого округа.

     В опытно-экспериментальной работе приняли  участие учащиеся 5 - 9 классов школы. 
 
 

 

     

Глава 1. Теоретический анализ развития мотивации учебной деятельности школьников

1.1. Сущностная характеристика  мотивации учебной  деятельности школьников

     В современных условиях школа находится в поиске реальных путей повышения эффективности обучения школьников. В связи с этим в последние годы постепенно меняется содержание программы, это делается не только для того, чтобы дать новый и более совершенный материал, но и для того, чтобы сделать его более удобным для изучения. Постоянно ведутся поиски методического характера, направленного на повышение общего уровня усвоения материала учебного предмета и преобразование учебного материала в развивающий компонент личности учащегося. Все эти разработки направлены на повышение уровня познавательной самостоятельности, решение учебно-познавательных проблемных задач, которые активизируют процесс учения. За всем этим стоит стремление педагогов сформировать достаточно устойчивую мотивацию учения, которая станет побуждающей силой процесса учения и обеспечения его результативности.

     Представляется  актуальным вопрос «что побуждает процесс  учения»? Необходимо при этом учитывать, что под учением понимается не просто процесс овладения знаниями, но и умение их применения. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудительной любой деятельности, мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего это понятие трактуется авторами по-разному. [15, c.111]

     Надо  сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами, уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия. [6, c. 96]

     Следует отметить, что четко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определение терминам мотив и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас.

     В настоящее время существует большое  количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.

     В нашей стране вопросами мотивации  поведения человека занимались такие  известные ученые психологи как  А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой.

     А.Н. Леонтьев отмечал, что работы по проблеме мотивации «... почти не поддаются систематизации - до такой степени различны те значения, в которых употребляется в них термин «мотив» ».[8, c. 113]

     Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, выполняет  двоякую функцию: с одной стороны  он побуждает деятельность, с другой – он придает деятельности субъективный характер.

     А.Н. Леонтьевым было предложено называть мотивом только предметно-содержательную часть образования - «предмет потребности», понимаемый как «...то объективное, в  чем эта потребность конкретизируется в данных условиях, и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее».[8, c. 113]

     А.К.Маркова  определяет мотив как направленность активности на предмет, внутреннее психическое  состояние человека, прямо связанное  с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».[10, c. 35]

     В.Ф. Паламарчук в своих исследованиях  рассматривал мотив как побудитель мышления, его регулятор».[18, c. 59]

     Ю.К. Бабанский характеризует мотив  как направленность ученика на различные  стороны деятельности, а С.Л. Рубинштейн считает, что мотив является ведущим стимулом деятельности человека».[8, c. 60]

     К.В. Бардин мотив обучения определяет как  направленность учащегося на отдельные  стороны учебного процесса.

     B.C. Мерлин под мотивом понимает те психологические условия, которые определяют целенаправленный характер действий. Он определяется, во-первых, осознанием тех объектов, в которых нуждается человек, которых ему недостает; во-вторых, осознанием действий, необходимых для достижения желаемого, в-третьих, уверенностью в осуществлении желаемой цели.

     В.Г. Асеев отмечает: «Мотив - психическая  форма, специфическое средство регуляции, организации деятельности, отражает энергетический уровень и структурные  особенности доступной для человека деятельности».

     А.Н. Леонтьев понимает процесс формирования мотива как опредмечивания в нём ряда потребностей, а не отдельной потребности, и соответственно определение мотива не как «предмета потребности», а как «предмета потребностей» ».[8, c.116]

       «Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный в представлении, в мыслительном плане - мы называем мотивом деятельности». В качестве понятия, обозначающего отдельные подсистемы мотивации, относительно автономные ее «единицы», часто используется термин потребности. Намерения, принимаемые в результате поиска способов оптимального удовлетворения базовых потребностей, спроецированных на образ жизненной ситуации в виде многочисленных мотивационных отношений к явлениям действительности, наиболее соответствуют традиционному значению понятия мотива. [19, c.104]

     Поведение человека (ученика) определяется не только такими мотивами, но и побуждениями, вызываемыми внешними факторами.

     Мотив направляет и организует наше поведение, т.е. можно выделить определенный порядок:     

 
 
 

     Сначала какая-то потребность актуализируется - далее происходит выбор направления  деятельности (конкретный мотив) - непосредственно  сама деятельность - удовлетворения потребности. Возьмём  познавательную потребность (потребность в знаниях), каким может быть мотив?  Например, поступить в ВУЗ, посетить разные страны и т.д.

       «В случаях наличия какой-либо  потребности и ситуации ее  удовлетворения в субъекте возникает  специфическое состояние, которое  можно характеризовать как готовность, как установку его к совершенно определенной деятельности, направленной на удовлетворение его актуальной потребности», - отмечает Д.Н. Узнадзе».[9, c. 90]

     Когда предпочтение некоторой потребности  не может быть однозначным и требует  учета сопутствующих обстоятельств (например, меры доступности блага, его относительной величины), решение этой задачи обычно выносится на уровень психики, который вследствие этого может быть охарактеризован в новом качестве - как уровень взаимодействия потребностей. Это имеет место, например, когда нечто и вызывает любопытство, и пугает своей новизной и необычностью. [11, c.211]

     Согласно  Л.И. Божович, «не только одна и та же потребность может воплощаться  в различных объектах, но и в  одном и том же объекте могут  воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности». Например, ученик вначале не имеет определенной потребности, устойчивого интереса к учебной деятельности, но занимается ею в силу относительно случайных обстоятельств (чисто внешней привлекательности, как вынужденным средством достижения другой цели, наконец, в результате социального или собственного волевого принуждения). Затем в процессе выполнения этой деятельности у ребенка появляются более устойчивые, адекватные по отношению к этой деятельности побуждения: интерес к процессу, потребность в деятельности, стремление к результату».[1, c. 55]

     Д.А. Кикнадзе придерживается позиции: «Потребности являются внутренней, выражающей существо данного индивида, глубинной основой всех мотивов его поведения и поступков». Источником пристрастности в отражении, как широко признается, являются потребности человека. Это оценочное отношение потребностного происхождения, общее для различных пристрастных образований, мы можем обозначить мотивацией».[8, c. 224]

Информация о работе Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений